В предыдущей статье я остановилась на том моменте, когда Лыковы, мать и сын, порешили остаться в Саянах, на территории заповедника. Что двигало ими в этом решении? Желание оставаться рядом с дорогими им могилами? Но ведь близких не вернешь. Мы можем только хранить память о них, и они остаются с нами, пока мы о них помним и любим. А если же, согласно вере, после ухода начинается новая, лучшая жизнь - разве тогда не хотят наши близкие счастья для тех, кто остался на земле? Но ведь счастье сложно представить в нетопленой избе, где мерзнут твои дети?
Так или иначе, во время той февральской встречи бабка Раиса, Аксинья с детьми и Карп с семьей решили оставаться на территории заповедника, но перебраться на Еринат. Карп обещал перевезти семью летом, сразу после того, как сойдет большая вода. Вот только на деле так не получилось. В августе Акулина разрешилась от бремени дочерью Натальей. Куда было идти через перевалы на последних месяцах? Так и случилось, что Лыковы остались в Новиково еще на некоторое время.
А в конце следующей зимы (то была уже зима 1936 года) на Лебедь пришли представители НКВД. Переписали всех жителей поселка, а затем устроили допрос Карпу, все о том же убийстве Евдокима. (Пишу статью за статьей и все думаю: так гоняться за старовером - свидетелем преступления. Что они хотели узнать? Неужели действительно правду, что Евдоким был просто застрелен без суда и следствия?) Кроме того, представителей властей интересовало, куда подевались остальные жители Лыковской заимки. Карп молчал, но для себя решил, что откладывать переезд больше нельзя. Все, проживавшие на заимке, были уверены, что следом за переписью начнут людей выселять, как обычно.
Летом, налегке, почти не взяв припасов, Карп и Акулина с детьми тайно отправились на Абакан. Припасов решили не брать, потому что на руках было двое маленьких детей - Савину 2,5 года, а Наталье и года не было. Кроме того, Лыков был уверен, что провианта на заимке хватит не на один год. Он даже предположить не мог, что Аксинье придет в голову перепрятать все имеющиеся запасы, чтобы на них не наткнулись патрули. Патрули и не нашли, зато нашел медведь. Нашел и разбросал по всей округе то, что не съел. А остальное довершило мелкое зверье. Несколько десятков пудов припасов исчезли, как будто их и не было.
Когда голод подступил вплотную, Аксинья, несмотря на свой страх перед патрулями, отважилась пойти на старую заимку поискать съестное. Но старая кержачка, ее свекровь, оказалась права - на их заброшенной заимке поселились наблюдатели от заповедника. Кто это были - имена и фамилии до Агафьи не дошли, но поселились они прямо в бывшей избе Евдокима и Аксиньи.
Аксинью выдали собаки, а вскоре подошел человек с ружьем и с ходу начал допрашивать. Несчастная голодная женщина бормотала, что она из Тишей, что она заблудилась. Но наблюдатель ответил, что скоро придут лесники и он сдаст ее им, чтобы ее передали в НКВД для дальнейшего допроса. А пока ее посадят под арест.
Что случилось дальше, можно будет прочесть в следующей статье, подписавшись на мой канал.