Всем доброго времени суток - буквально вчера я успешно прошёл Gris игру, вышедшую уже довольно давно (2018 год), но узнал я о ней лишь неделю назад. Игра обладает сильнейшим эмоциональным действием, поэтому я просто не могу, не поделится с народом своими впечатлениями о прохождении данного произведения искусства. За те несколько дней, что я погружался в сюрреалистичный и запутанный мир игры, я смог узнать о ней практически всё, и теперь готов представить на ваш суд с позволения сказать оду, этой чудесной игре, ибо хотя она не лишена недостатков, достоинства перекрывают их с лихвой.
Сразу хочется предупредить - Gris игра не для всех. Она понравится ценителям красивой графики и музыки (таким как я), любителям теорий, и людям, пережившим некогда серьёзную потерю - именно этой теме и посвящена основная мораль данного произведения. Грис задевает впечатлительных натур, в ней с помощью символов подаётся простая, но грустная и аллегоричная история о личной драме. Те, кого она зацепила, не скоро её забудут. Но многим она не нравится, и на то есть причины, о которых будет сказано ниже. Я не идеализирую проект, а разбираю его сюжет, сильные и слабые стороны, ссылаясь на личные, и народные впечатления.
Первый взгляд.
Итак, Gris это испанская инди-игра, платформер от студии Nomada Studio, вышедшая 13 декабря 2018 года. Играть в неё можно как с ПК, так и с консоли или приставки. С мат частью закончили - теперь можно перейти к тому, чем игра может зацепить стороннего человека, и чем она смогла привлечь именно меня.
У Gris яркая, запоминающаяся обложка, необычное игровое меню, выполненное в стиле коллекционного значка, сбор которых является необходимым для получения одного из 17 достижений. У неё высокие оценки в Stim (где я её и покупал), что, несомненно, также играет свою роль - в среднем её рейтинг равен 4,7 звезды из 5, что очень неплохо. Игра была издана Devolver Digital, учувствовала в выставках, и активно рекламировалась, что популяризировало игру - через год после выхода, у Gris было 300 000 скачиваний.
Я познакомился с игрой по совету хорошего знакомого - в моём случае, я подошёл к покупке серьёзно, и лишь ознакомившись с предварительными материалами, и просмотрев несколько скриншотов, я понял, что хочу ознакомиться с Gris поближе, и не пожалел о выборе.
Среднестатистического покупателя данная инди, скорее всего, привлечёт своей необычной обложкой, и живописными скринами, а также демократичной ценой - для проекта с таким качеством работы, она стоит достаточно недорого, а по акции и вовсе продаётся за смешные деньги (156 рублей).
Краткий сюжет (данный пункт необходим для плохо знающих канон, и освежения памяти в целом).
Игра начинается достаточно необычно - наша героиня, сидя на потрескавшейся каменной ладони, пытается петь но по неизвестной причине теряет голос - ладонь, служащая ей пристанищем трескается, вынуждая Грис отправится на встречу с землёй, благо разбиться она не может. Очнувшись в Белой Локации (Руинах) она начинает своё путешествие, постепенно раскрашивая своё окружение, добывая новые цвета, способности и огоньки.
Сам по себе мир игры достаточно сюрреалистичен - он разделён на несколько крупных локаций, каждая из которых представлена доминирующей палитрой. Его населяют загадочные существа - летающая простыня, ходячие кусочки мрамора, осьминоги, прячущиеся в камни, красные бабочки, и керамический народ, представленный кубиком и кувшинчиками. Через всё это предстоит пробежать, пролететь и проплыть нашей героине, всё глубже погружаясь в бездну цветов - мы начинаем с монохромной локации, представляющей из себя готические руины. В ней, Грис узнаёт тайну огоньков - светящихся точек, способных строить мосты через пропасти. Пройдя через обломки некогда величественных строений, мы находим первую каменную ладонь, и открываем новый цвет - красный. Так, Грис попадает во вторую локацию - Пустыню, выполненную в багровых и розовых тонах. Здесь обитает загадочная раса каменных осьминогов, периодически возникают порывы жуткого ветра, сбивающие нас с ног. Преодолевая буйство стихии, мы получаем первую способность - возможность утяжелять своё тело, превращая платье в куб. Теперь Грис может ломать треснувшие поверхности, и преодолевать натиск ветра. В заброшенном храме, мы тревожим чёрных бабочек, и они возносят нас под облака, к ветряным мельницам (моя любимая часть игры). Решив несколько головоломок и вдоволь напрыгавшись по шатким, висящем на огромной высоте конструкциям, Грис находит вторую ладонь, и открывает третью - Зелёную локацию (Лес).
В Лесу героиня знакомится с новыми механиками - вместо ветра у нас теперь исчезающие, и меняющие форму кроны деревьев. Появляется первый активный NPC - живой кубик, любящий кубической же формы яблоки. Поначалу, он пугается нас, но будучи подкуплен яблоками, превращается в верного соратника, и открывает секретные проходы, а в конце и вовсе дарит огонёк. На этой локации мы получаем новую способность - платье Грис превращается в два крыла, позволяя делать двойной прыжок, а при наличии красных бабочек рывком взлетать вверх. В игре формируется главный (и единственный), антагонист - бабочки не простили нас, и, заманив на полуразрушенную башню, принимают облик птицы, надеясь сбить нас вниз. Сцена погони, где с использованием бабочек и собственно крика птицы, мы взбираемся на вершину колокольни, звуком колокола изгоняя чудовище. Грис вновь находит ладонь, заливая мир пятьюдесятью оттенками сине-голубого. Над лесом теперь идёт дождь, вместе с деревьями, теперь растут водяные платформы, однако это малая часть того, что нам предстоит пережить - Грис обретает способность плавать, становясь похожей на маленького ската. Теперь мы, ныряя как дельфинчик, собираем огоньки под водой, дабы активировать золотистый, шестигранный короб. После активации, пробуждается золотая черепаха, помогающая нам проплыть сквозь мрак, и найти последнюю ладонь, открывающую жёлтый цвет. Однако, Тьма не успокаивается и на это раз она угорь - вторая, и на этот раз более динамичная сцена погони, где Угорь почти проглатывает Грис, но ему мешает черепаха. Пройдя через несколько маленьких пещер со светящимися кубами, мы открываем последнюю локацию - Дворец из света. Это самая странная, сложная и непонятная из локаций. Она буквально лучится разными цветами, в ней появляются строения, взаимодействовать с которыми можно только используя источник света (жёлтых бабочек, светляка или куб), соединяются механики трёх предыдущих локаций - исчезающий рельеф, подводные пути, рывки через бабочек. Но появляется и своя собственная - линия горизонта, меняющая верх и низ местами. В этой локации, Грис, наконец, возвращает свой голос - теперь она может свободно петь, активируя цветение растений - теперь она может вызывать красных бабочек и платформы, необходимые для дальнейшего продвижения вверх, где она достигает звёздного неба, с уже выстроенным мостом из огоньков. Но Тьма мешает - она принимает облик самой Грис и поглощает её. В чреве тёмной сущности покоятся обломки статуи, которые героиня восстанавливает своей песней, тьма уже почти поглощает девушку, но начинает петь сама статуя, изгоняя зло прочь. Попрощавшись со статуей, Грис поднимается по звёздному мосту, после чего нас ждут титры.
Это был краткий пересказ общеизвестного сюжета, который знает каждый прошедший игру. Однако, за "пустой" игрой прячется философская идея - по словам самих разработчиков, эта игра символизирует борьбу женщины с тяжкой потерей - в данном случае близкого человека. Существует несколько трактовок сюжета игры, на наиболее распростаранён следующий - Грис - это сломанная болью, измученная и замкнувшаяся в своём Мане мирке личность, которая в силу обстоятельств вынуждена, спустится на землю, и идти наперекор своей боли, преодолевая горечь от потери и формируя новую себя. Каждый из цветов обозначает одну из 5 стадий принятия горя (смерти) Кюблер-Росс. Белый - отрицание. Грис не может принять потерю, она всеми силами пытается убедить себя в обратном, но реальность вносит свои коррективы, и девочка вынуждена признать - это всё реальность. Далее следует Красный - Гнев. Грис злится на мир за то, что он украл у неё дорогого человека, и выжженная солнцем, обдуваемая злым ветром пустыня, символизирует опустошённость души героини. Зелёный цвет обозначает Торг - Грис пытается договориться с миром, смягчить свою боль, предлагая в обмен некую жертву со своей стороны. Но торг не удаётся, и на смену зелёному приходит Синий - Депрессия. Грис впадает в уныние - она уже не может злиться и отрицать, но и как жить дальше она тоже не представляет - меланхоличный синий цвет локации, и особенно морские глубины недвусмысленно это подчёркивают. Наконец последний цвет - жёлтый, олицетворяет Принятие. Грис переборола свою внутреннюю боль и смирилась с потерей. Теперь, она свободна от якоря, тянущего её вниз, к земле, и может свободно взойти на небо, по лестнице, выстроенной из звёзд.
Образ Статуи, часто встречающийся во всех локациях, это образ матери Грис, которую она потеряла - маленькая девочка готова увидеть любимый образ, даже если это - бездушный камень.
Вся история Грис происходи в её собственной душе - не исключено, что она является обычным человеком, и закутанная в мешковатую юбку девочка не что иное, как её внутреннее виденье себя. Именно внутренний мир героини создаёт пять этапов нашего путешествия, символизируя стадии разрушения старой, и становления новой личности.
Рой чёрных бабочек, принимающих облик ласточки и угря - это внутренняя тьма человека, апатия, бессилие, ненависть и зависть. Грис боится идти вперед, она завидует другим людям, всё ещё имеющим мать и ненавидит их. Ещё сомневающийся разум рождает чудовище, которое она теперь должна победить иначе не сможет двигаться дальше.
Лишь пройдя, все пять стадий осознания, и принятия своего горя, одолев внутреннего демона и выстроив мостик в новую жизнь. Грис отрекается от своей духовной клетки - скорее всего, цветной мир, созданный нами в процессе игры, ей больше не понадобится. Она отправляется в новую жизнь, где уже не будет место сказочной стране воображения. Ибо реальный мир всегда достовернее и лучше, чем иллюзорный
Плюсы игры.
Gris - уникальная в своём роде игра, являющаяся скорее произведением искусства, нежели обычным продуктом. За простой в плане геймплея метроидванией скрывается потрясающая работа с музыкой, графикой, цветом и психологией. При создании образов игры, разработчики консультировались с психологами и женщинами пережившими утрату, дабы достовернее передать атмосферу происходящего. Эта игра будет очень тяжёлой (и понятной) тем, кто сам когда то столкнулся с подобной ситуацией. По счастью я сам никогда не терял близких, и не сразу понял смысл игры.
Пожалуй одним из самых заметных достоинств Gris является качественная работа с графикой и музыкой - игра выполнена в сочном, акварельном стиле, с экрана брызжет цвет, а палитра становится насыщенней и богаче с каждой локацией. Конрад Россет проделал громадную работу, создав необычный и оригинальный стиль, выделяющий Gris среди других платформеров. Оттенки цвета позволяют передавать настроение, а символические образы - корчащиеся в муках статуи матери Грис, рой чёрных бабочек, каменные статуэтки храмах Пустыни и т.п. позволяют доносить авторский посыл, не используя текста и диалогов. Игра общается с игроком без слов - с помощью одних лишь визуальных образов, понятных всем людям на земле.
Не менее привлекательной стороной Gris является музыкальное сопровождение, написанное Марко Албано и исполненное группой Berlinist. Музыка писалась параллельно игре, благодаря чему композитор мог напрямую вдохновляться работой художников и программистов. В плейлист входит 27 треков - в среднем по 2-3 на локацию, не считая вступительной и завершающей мелодий. Набор мелодий весьма разнообразен - от меланхоличных и спокойных тем, играющих во время прохождения локаций, до динамичных и тревожных во время противостояния Тёмной Сущности ( треки Unagi и Karasu). Отдельно стоит выделить мелодию, играющую в начале заставки, и ставшую своеобразным талисманом, и самым популярным треком из коллекции (Gris, Pt. 1).
Gris - достаточно простая игра - даже я, довольно редко играющий в игры, а следовательно имеющий весьма слабый скилл мог легко решать головоломки, понимая, чего от меня хотят. Благодаря такому подходу, игра будет привлекательной для новичков, избегающих сложные или забористые игры.
Высокая эмоциональная отдача - игра вызывает сильные, и неподдельные эмоции. В неё приятно играть, и сложно оторваться. Она оставляет сильное послевкусие, которое долго не проходит. Забыть Gris практически невозможно. Если она "зашла", игравший человек будет мысленно возвращаться к ней снова и снова, переигрывать и вдохновляться ею.
Недостатки игры.
При всех своих плюсах, Gris не идеальна - у неё есть свои минусы, и слабые стороны.
Примитивный геймплей - любителей сложных механик, головоломок и квестов игра точно не порадует. В Gris основной упор делается именно на визуал, музыку и психологию, в ущерб собственно игровым данным - большую часть времени героиня просто бегает по локациям, иногда решая достаточно простенькие и предельно понятные головоломки. Набор способностей героини также невелик - стандартные бег и прыжок, утяжеление, порхание, плавание и пение. Многим игрокам такой подход не понравился, что лишило Gris солидного куска аудитории.
Скрытая подача сюжета - история Грис спрятана, и не подаётся сразу. Для того, чтобы понять смысл, заложенный разработчиками необходимо подумать, ознакомится с дополнительной информацией, прочитать статью на Вики и в целом сложить пазл из отдельных фрагментов лора. Опять же - довольно большая группа игроков, являющихся ценителями захватывающего начала, и постепенного повествования через таблички и НРС, такой подход не оценила. По этой же причине Gris получила клеймо "пустой" игры, для депрессивных и закомплексованных подростков.
Gris маленькая игра, что несколько разочаровывает - при той глубине погружения, что обеспечивает данный проект, очень обидно так быстро заканчивать приключение, и наблюдать унылую вереницу титров.
Вывод.
Gris - уникальный проект, от инди студии, который определённо не зря существует на свете. Он отходит от традиционных канонов и стереотипов игры, как исключительно развлекательного контента. Грис не просто игра - это искусство, созданное талантливыми и профессиональными людьми, желающими привнести в мир что то новое. Не каждому понравится эта игра, и не всякий сможет самостоятельно её понять, но равнодушным она не оставит никого. Я не жалею о покупке, и времени потраченном на прохождение. Надеюсь, что Nomada Studio ещё не раз будет радовать нас не менее замечательными проектами.
На этом я заканчиваю свою рецензию. Пишите своё мнение в комментариях, ставьте лайки если вам понравилось. До новых публикаций.
#gris #игры #рецензии #аналитика #искусство