Последний месяц года, сплошные авралы и дедлайны, времени катастрофически не хватает, буду публиковать и новенькое, и старенькое. Новинки подъехали, расскажу на днях, а пока про Желязны.
Роджера Желязны знают прежде всего по его знаменитому циклу "Хроники Амбера". Затем по крутому мифологическому фэнтези типа "Создания света, создания тьмы...", "Князь света". Затем по крутейшему детективному замесу с участием различных известных персонажей, от Холмса с Дракулой до Франкенштейна с Распутиным, с поэтичным с названием "Ночь в одиноком октябре". А потом уже фантастика. За всех не скажу, но у меня было именно так. Причем много он напсиал в соавторстве. Например с Шекли, у которого прекрасное чувство юмора, поэтому совместные произведения этих двух фантастов можно причислить к юмористической ветви фантастических жанров.
А есть у Желязны и опыт написания произведения с Альфредом Бестером, автором "Человека без лица". Их совместный роман называется "Психолавка". Ну как совместный... Желязны дописывал этот роман после смерти Бестера по его черновикам, но и без своих "пяти копеек" не обошёлся. Так же что можно сказать про творение двух одаренных писателей, которые, ко всему прочему, были весьма образованными людьми. Причем, разносторонне.
Горе от ума. Для читателя от ума писателя. Помните старенькое "С точки зрения банальной эрудиции..."? Во! А тут книга такая.
Начиналось всё не так уж страшно, с журналистского расследования, которое приводит главного героя в очень странное место, являющейся по сути настоящей черной дырой, которая в свою очередь представляет собой всё мироздание в одной точке. Тут остановлено время и по его оси можно двигаться в любом направлении на любые отрезки. Замаскирована черная дыра под контору, предоставляющую очень необычные услуги - здесь практически любой индивидуум может обменять любое своё ненужное или мешающее ему качество на другое. Вот и бегают там вечно разные субъекты, меняющиеся объектами, причем чаще нематериальными. А целью является создание существа совершенного - Иддроида, обладающего 666-тью самыми-самыми качествами. Вспомнился что-то Панов с его Сантьягой - аватарой Князя дома Навь, в которого тот вложил всё то, что ему было совсем не нужно. А тут вот то, что нужно и даже больше - жизненно необходимо.
Вообще, тут, прямо скажем, Желязны с Бестером взяли и обесценили гения, заложенного в человека природой, ведь все выдающиеся личности прошлого, настоящего и будущего, побывали в психолавке и усовершенствовались. По сути психолавка является клиникой по ментальной пластике - это "отрезал", то "пришил". Вуаля!
Но знаменитости - это полбеды. Фантазия автора стремиться всё собрать в одну точку. Сингулярность, блин. Вот вычитала, что Алан Тюринг считал, что математическая сингулярность - модель, за рамками которой нет смысла что-то предсказывать. Всё, я вот тут как взяла и как поняла, что ничего понимать не надо. У нас тут всё в одной точке и без возможности хоть что-то предвидеть. Поэтому просто читаем и с покерфейсом встречаем колдуна, существующего в форме цисты внутри организма своей сестры-близнеца, пророчицу, умеющую предсказывать будущее только в состоянии агрессии, и других не менее выдающихся личностей. Абсолютно не удивляется анатомическим подробностям интимных мест женщины-змеи, являющейся помощницей и по совместительству няней человека-кота Адама Мазера, который работает Менялой Душ. Считаем вполне нормальной любовную связь между Альфом и Глорией. И бегаем, бегаем, бегаем с героями в поискам тех самых качеств, которые так нужны Иддроиду.
Местами было занимательно. Движуха была хоть и бредовая, но бодренькая. Увы, столько же места, сколько и этой движухе, было отдано кускам научного просвещения читателя на предмет устройства вселенной по версии Адама Мазера, а также всевозможных теорий и гипотез. Тут-то текст и выплывал гордо на вершины, где давно разместились варианты "с точки зрения банальной эрудиции..." и читать становилось невозможно. А потом одно накладывалось на другое и вытекало в абсурдность, отсутствие логики, полную бредовость происходящего. И главный вопрос - а на кой вообще этот Иддроид, так его раз эдак?
В конце же нас ждёт эпическая битва двух высших существ, ошибка Адама, настоящий охотник и ответ на главный вопрос. Мы приходим к легенде о "Роге изобилия" в изложении писателей-фантастов с наложением на научные теории. Я всё взяла и упростила. Короче, человек-кот с именем первого человека собирал всё в дыре, чтобы всю информацию о Вселенной вложить в свой "рог изобилия" и тем самым сохранить её после "Большого Хруста", обмануть небытие. Всё.