На 1 канале закончен показ сериала "Доктор Преображенский". Лично меня не смутило, что Первый решил показать два ретрофильма подряд - сначала "Казанову", потом "Преображенского". Мне нравится атмосфера 60-70-х в кино. При условии, что она удачно передана. И если в "Казанове" с этим все было в порядке, то "Преображенский", действие которого разворачивается в 1966 году, вызвал много вопросов.
Атмосферы 60-х я не увидела и почувствовала. Вообще. Начать хотя бы с песни, которая звучала перед каждой новой серией. Где там хоть чуть-чуть тех нот, той характерной мелодики? Вот помните сериал "Оттепель"? Там все просто дышало 60-ми! И музыка соответствовала! Здесь же звучало что-то не очень вразумительное. Обычная песня, никакой стилизации под те годы.
Костюмы, интерьеры, диалоги, манера разговора - ничто не убедило меня в том, что это именно 60-е. Если бы не старые машины и, конечно, всевидящее око КГБ , то вообще почти никаких временных ориентиров. И еще раз говорю - не было главного, не было атмосферы.
Теперь о сюжете. Зарождение отечественного института красоты на фоне любовных страстей и политических интриг. Сериал довольно увлекательный, смотрела я с удовольствием. Про будни медиков вообще всегда интересно смотреть, не находите? Это же не просто осмотр-операция-выписка, это судьбы врачей и пациентов, проходящие перед нами на протяжении всех серий.
Преображенский - конечно, эта фамилия не случайна. Это прежде всего суть профессии героя фильма - преображать людей. Возвращать нормальную жизнь, красоту, радость. Но, по-моему, это и аналогия с профессором Преображенским, который нашел своего Шарикова и провел на нем неслыханный эксперимент. Доктор Преображенский тоже ищет "Шарикова", хотя так прямо и грубо никогда об этом не скажет. Ему же мало просто выправлять носы, удалять родинки и т.д. Он стремится к усовершенствованию своих методик, а значит к расширению возможностей как хирурга. И, конечно, ему нужен плацдарм - больница, оборудование, врачи и - главное! - пациенты. Чтобы уметь много и делать это хорошо, нужно много практики и экспериментов. Так что, нужны те, кто доверится ему и добровольно (в отличие от Шарикова, изначально просто Шарика) отдастся в его руки.
И конечно, Преображенскому мало его маленького отделения, он хочет институт красоты. Власти, конечно же, противостоят, КГБ ведет свою игру, пугает, угрожает и при этом подкидывает Преображенскому возможность сделать интереснейшую и невероятную по сложности операцию - полностью преобразить зарубежного революционного лидера.
Итог фильма расплывчив и неясен. То доктор мрачно сообщает сестре, что теряет зрение и больше не возглавляет свое отделение. То он тут же сообщает коллегам, что ему разрешили открыть институт красоты, и он будет там директором. Тут же опять приходит КГБ и делает какие-то намеки. На этом фильм буквально обрывается. Я еще никогда, по-моему, не видела, чтобы сериал так резко закончили. Из этого я делаю вывод - возможно, ошибочный! - что продолжению быть, и, возможно, оно уже снято. Если же нет, то понять создателей фильма мне крайне сложно.
Кстати, не совсем ясно, какое там может быть продолжение. Институт красоты на проспекте Калинина (Новом Арбате) был действительно открыт в 1967 году (год спустя после описываемых событий), а еще через 7 лет открылся еще и институт косметологии и пластической хирургии. И там, и там руководили женщины. Как в эту историю впишут Преображенского - не совсем понятно. Посмотрим.