Новый сезон самого дорого сериала в истории телевидения вышел на Netflix в середине ноября и приковал к себе огромное внимание зрителей даже в сравнении со своими же ранними сезонами – «Корона» по праву считается одной из главных премьер (а возможно и вообще событий) 2020 года. Все дело в том, что авторы сериала во главе с нашедшим свою нишу шоураннером Питером Морганом на этот раз затрагивают события, свидетелями которых многие зрители могли быть в реальной жизни.
Боссы Netflixи и другие причастные к созданию сериала о королевской семье настойчиво заявляют – это художественное произведение, не претендующее на историческую ценность и реальность описываемых событий. Им вторят и представители непосредственно королевской семьи, отказывающиеся от любых комментариев на вопросы о «Короне». Но с каждым новом сезоном сериал все ближе подходит к территории, ландшафт которой со всеми ямами и ухабами известен широкой публике.
Если первые три сезона описывали события, живых свидетелей которых найти уже весьма непросто, то четвертый, события которого начинаются в 1977 году, показывает нам героев, в облике и событиях, которые мы наблюдали и отслеживали с помощью телевидения, и здесь уже не отделаться от исторической значимости и спорных трактовок – на каждый исторический факт – будь то война между Великобританией и Аргентиной или семейный разлад в семье принца и принцессы Уэльских – можно посмотреть как минимум с двух разных сторон.
Возможно, это действительно лучший сезон «Короны» - сериал уже имеет фундамент, мотивации почти всех основных персонажей не угадываются – они совершенно понятны тем, кто внимательно следил за ними с первого сезона. Но скорее всего дело как раз в том, что зритель в четвертом сезоне намного более остро реагирует, потому что видит то, о чем многократно слышал, не имея возможности получить какие-либо подробности в силу закрытости внутренней «кухни» британской королевской семьи.
Принцесса Диана – это словосочетание встречалось, наверное, каждому жителю нашего жестокого мира, и здесь ее образ – отнюдь при этом не однотонный и порой даже не однозначный – предстает во всей красе и милейшем образе Эммы Коррин. Близость, осязаемость описываемых событий, их удивительная реалистичность – именно это позволяет новому сезону «Короны» так восторгать своего зрителя, сердце которого было завоевано еще в первых эпизодах шоу.
Именно шоу и было в первом, втором или даже третьем сезонах – костюмированное, очень красивое и дорогое, но шоу о жизни исторических персонажей. Четвертый же сезон выглядит как художественный фильм, а воспринимается как до мелочей расписанная документалка. Неважно совершенно, какой жанр вам ближе – детектив, драма, триллер или комедия – в «Короне» есть все, это гениально снятая картина с гениальных актерами (Джиллиан Андерсон – лучшее, что случалось с экранной Маргарет Тэтчер), в которой нет смысла искать изъяны – их нет – остается только лишь наслаждаться.
Очень многие после четвертого сезона захотят пересмотреть предыдущие серии, дабы понять все нюансы поведения героев и вникнуть в происходящую повестку. В этом главная победа и при этом главная беда «Короны». Авторы изо всех сил пытаются соблюдать хронологию и максимально избегать допущений в аспектах, подробности которых неизвестны. Но при этом королевская семья открестилась от любого участия в создании сериала, отслеживающего главные вехи ее жизни.
С одной стороны, это дает Питеру Моргану и сценаристам полную свободу – если бы в написании или хотя бы согласовании сценария участвовала Корона – ничего бы до сих пор даже не начали снимать (в сериале, кстати, есть шикарная ремарка на эту тему, когда Маргарет Тэтчер в заочной борьбе с королевой Великобритании подбирала синоним слову «санкции). С другой – без участия королевской семьи сериал сложно считать исторически подлинным – а считать таковым его будут.
Через несколько лет, не говоря уже о десятках, все забудут кто там что согласовывал и будут смотреть «Корону» с первого сезона, считая ее видеоучебником истории. Именно поэтому Короне пора уже перестать завешивать шторы в реальный мир, как это делают ее прототипы в сериале, попивая утренний чай, а обратить внимание на то, что создает их образ во всем мире на века. А то потом поздно будет.