Найти тему

Жестокие ритуалы итальянских детей в Средние века

Оглавление

Сегодня представляем вашему вниманию первую часть перевода эссе Андреа Дзордзи "Ритуалы юношеского насилия в итальянских городских сообществах позднего Средневековья". Ранее на русском языке не публиковалось.

Внимание! Термин "насилие" стоит толковать по тексту в зависимости от контекста как "жестокость", "агрессия", "драки", "избиение", "мелкие преступления", т.е. в широком смысле, как проявление различных видов жестокости и насильственных действий.

Андреа Дзордзи, "Ритуалы юношеского насилия в итальянских городских сообществах позднего Средневековья"

Городские общества Западной Европы XIV-XVI вв. были пропитаны насилием. Средневековые социальные системы выработали способы межличностного и группового сосуществования, глубоко пропитаного языком силы и демонстрацией насилия, от самых разнообразных форм социальных и политических конфликтов до ритуальных явлений. Достаточно упомянуть, например, битвы между фракциями или вражду между консорциумами, а также (на другом уровне) игры на лошадях или драки с использованием кулаков и дубинок.

До недавнего времени в исследованиях не уделялось особого внимания определенным практикам насилия, характерного для молодых мужчин, которые, судя по всему, имели место как в Италии, так и во Франции. Известны случаи, когда мальчики калечили трупы приговоренных к смерти или участвовали в линчеваниях. Как мы увидим, эти явления очень сложных ритуалов со значениями, интерпритируемыми на разных уровнях, связанных с божественными откровениями, а также и с выражением практик танатологического посредничества и гонений врагов сообщества.

В этом эссе мы сосредоточимся на опыте итальянских городов, которые практиковали (точнее, там, где остались воспоминания) аналогичные ритуалы юношеского насилия. Таким образом, мы увидим, что в городах XIV и XV веков, в частности, во Флоренции, благодаря обилию документальных свидетельств эти обычаи постепенно ограничивались общественными обычаями и церковной педагогикой, пока они не исчезли в ходе XVI века.

"Свирепые" дети

В разнообразном мире молодежи позднего средневековья современные итальянские источники, по большей части письменные хроники или исторические воспоминания, четко отделяли детей от других возрастных групп и форм общения, обозначенных терминами, например, fanciulli, mammoli, zitielli или putti (по районам Тосканы, Умбрии, Лацио и долины реки По соответственно)

Различие было сделано прежде всего на основе возраста, обозначенного как фаза, известная как pueritia (пуэри), то есть в соответствии с семилетним промежутком, отмеченным Исидором Севильским, с 8 по 14 год.  Это не совпадение, пуэри также часто встречается в источниках, написанных на латыни. Этот возрастной промежуток обычно заканчивался четырнадцатилетием, которое во многих отношениях знаменует окончание детства и считалось с классической античности возрастом достижения половой зрелости. Четырнадцатилетие также отмечалось в большинстве городских статутов как возраст, когда лицо могло быть привлечено к ответственности по закону, и точно так же, это был возраст, когда его засчитывали в налоговых ведомостях как bocca (рот), как это было, например, во Флоренции. Кроме того, мальчики до пятнадцати лет представляли собой довольно крупную и легко идентифицируемую часть населения.

Во Флоренции, например, было подсчитано, что в начале XV века они составляли более одной трети населения, при этом только категория фанчулли составляла до 10 процентов. Прежде всего, эта возрастная группа отличается от другие из-за ритуальных ролей, которые, как мы увидим, были назначены им обществом, хотя и не формально и не явно.

Одной из наиболее характерных черт, определяющих идентичность мальчиков, была их склонность к насилию (жестокости). В основном это было групповое насилие, проявляющееся по-разному: от мелких правонарушений и слабой агрессии до наиболее кровавого ее проявления.

Например, их обычай систематического "попрошайничества", который во Флоренции был организован с использованием так называемых stili/turnstiles (в современном понимание – турникет, шлагбаум), деревянных столбов, установленных через дорогу, чтобы взимать плату с прохожих, "особенно молодых женщин" и местных торговцев; или их привычка немедленно формировать банду, когда общественные посланники или охранники арестовывают кого-либо, до такой степени, что опять же во Флоренции в 1474 году был издан закон, названный "законом прикосновения", который обязывает любого человека, который просто "тронут" судебным должностным лицом, считать себя заключенным под стражу, потому что невозможно было заключить арестованного без доказательств и последующих беспорядков, вспыхивающих со стороны фанчулли или других [в попытке] освободить этого человека.

В другой стороны (и мы еще вернемся к этим пунктам) мальчики принимали участие в бросании камней и драках: не только в ритуальные периоды карнавала и Великого поста, но и в столкновениях между бандами, организованными в соответствии с их округами или патронатом патрициев, просто поскольку они также представляли собой исполнительную (низшую) ветвь "легионеров" (солдат/бойцов) банды. Неокрепшие умы попадали под влияние искусных и пламенных слов лидеров банд и религиозных проповедников, разжигающих костры тщеславия, толкающих к грабежу имущества евреев или богатых женщин, а также заядлых игроков и содомитов. В любом случае это были формы насилия, отличные от тех, которые совершаются другими возрастными группами, например, от формализованного насилия отрядов знатной молодежи, устраивавших праздники и игры верхом на лошадях.

В то время как в массе мальчишек, толпившихся на улицах города, несомненно были найденыши, сироты и нищие, было бы ошибкой сказать, что эти группы жестоких детей состояли исключительно из бродяг. Возраст отрочества для многих из них совпадал со школьными годами, когда мальчики ходили на счеты или в гимназию. Почти для всех это был первый выход в общественные места, городскую жизнь и общение с людьми своего возраста в школе и на улице. Во Флоренции январским утром 1370 года эти самые "мальчики" выходят из школы: "(в то время как гробы некоторых мужчин из Сан-Миниато, казненных за восстание против флорентийского правительства, были взяты для захоронения), дети стали спрашивать, кто они такие; пока [процессия] проходила, ничего не было сказано, но когда подъехал гроб мессера Филиппо Лаццарини [одного из лидеров восстания], они начали бросать камни и с криками прогнали людей, которые несли гроб, и вытащили тело из гроба, протащили его через Порта Росса до дома Бомбени. Ни ректоры, ни кто-либо другой не могли помешать мальчикам бросить труп в реку".

Таким образом, буйство мальчиков было не работой маргинальных элементов, а внезапным проявлением скрытой функции, негласно переданной им городским обществом позднего средневековья, для которого характерен подобный "театр городских обычаев", приписываемых пуэри как возрастной группе.

Часть 2 - Ритуальная (читать)

Часть 3 - Роль в свержение власти (читать)

Читать еще: