Дистанционное обучение появилось задолго до пандемии и даже до широкого распространения интернета: ещё в конце XVIII века. Рассказываем, как учились студенты в те времена, как развивалось онлайн-образование и что нас ждёт в будущем.
Первое появление
Зарождение дистанта началось ещё в Европе в конце 18 века и стало доступно с возникновением регулярной почтовой связи. Такое обучение называлось корреспондентским: студенты получали учебники и различные материалы, вели переписку с преподавателем и отсылали научные исследования через поверенного. Через век такой способ обучения появился и в России.
Телевидение
Появление телеграфа и телефона в начале XX века существенным образом не изменило ситуацию, однако уже радио и телевидение перевернули представления об обучении на расстоянии. Аудитория людей, желающих освоить новые знания по телевизионным передачам, выросла в несколько сотен раз. Единственный минус такого обучения — нет обратной связи.
Дистанционные университеты
Великобритания стала первой страной, которая решила предоставить возможность получить образование людям, желающим учиться в удобное для них время и в удобном месте. В 1969 году был открыт целый университет дистанционно образования — Open University. «Стены» заведения активно принимают студентов до сих пор.
Университет Южной Африки, длительное время служивший экзаменационным учреждением при Оксфордском и Кембриджском университетах, в 1946 году тоже получил статус заведения дистанционного образования. Такую же форму обучения предлагали американский National Technological University, испанский UNED, немецкий FernUni Hagen, Intec-College Кейптауна и другие.
Персональные компьютеры
В конце 1980-х доступность персональных компьютеров дала возможность упростить и автоматизировать обучение: теперь осваивать новые знания можно было через компьютерные игры. Советско-американский проект «Школьная электронная почта», реализованный восемь лет спустя, также дал толчок в развитии онлайн-образования.
30 мая 1997 года в России вышел приказ №1050 Минобразования России, который позволил проводить эксперименты по использованию дистанционных технологий в сфере образования. Это событие можно считать официальным началом развития дистанционного обучения в России.
Онлайн-образование
С появлением интернета различные лекции стали публиковаться в свободном доступе уже в 1990-х годах, однако только массовые открытые онлайн-курсы, которые стали широко популярны в 2012 году, дали возможность интерактивного общения студентов и преподавателей в режиме онлайн. Среди истоков стоят такие платформы как Udemy, Coursera и Udacity.
MOOC (Massive Open Online Course) — форма онлайн-образования, обучающие дистанционные курсы с массовым интерактивным участием студентов. Дистант применяется как для получения высшего образования, так и для изучения отдельных курсов повышения квалификации.
Тенденции в развитии
Онлайн-образование — стабильно развивающаяся индустрия во всём мире. В России она находится в стадии активного роста: рынок увеличивается на 20—25% в год. Пандемия 2020 года дала дополнительный мощный толчок и усилила тенденции в развитии онлайн-обучения: свыше 1,5 миллиарда учащихся школ и вузов были переведены на дистант.
По мнению экспертов, в будущем классические университеты переживут расцвет, а потом уйдут в небытие как пейджеры: их заменят образовательные онлайн-платформы.
MOOC.ru — открытая платформа по быстрому поиску онлайн-курсов для обучения со всего интернета. Присоединяйтесь и выбирайте дистанционную программу обучения по маркетингу, менеджменту, разработке, программированию или английскому языку!
Материал опубликован в нашем блоге MOOC и социальных сетях: ВКонтакте, Facebook и Telegram