Найти тему
ADELSTAND

Нужен ли таксисту навигатор

Коллаж автора
Коллаж автора

Представить себе современного человека без сервисов такси типа Убер, или Яндекс, или Ситимобиль практически не возможно. Сервис такси в ценовом плане практически "упал" до уровня общедоступного. Классическая фраза: "Наши люди на такси в булочную не ездят" сегодня приобретает новый смысл: мы на такси и в булочную, и на "ту сторону веадука", и по безналу, и по промокоду. Прокатавшись на такси почти 2 года в режиме "туда и обратно", а потом прикинув стоимость этого же маршрута на "перекладных" общественным транспортом прекрасно понимаю, что вдвоем и большей компанией, конечно же, лучше на машине. Без толкучки. За те же деньги.

Плюс ко всему, для тех, у кого нет своей машины-это огромное подспорье. Ездить на такси все-таки вкупе получается дешевле, чем владеть автомобилем. Даже в долгосрочной перспективе: ни тебе головной боли за парковку, техобслуживание, бензин, каско/осаго. Ну и сами более-менее приличные авто нонче не дешевое удовольствие. Словом, такси-выгодное решение для городского жителя.

Но это с точки зрения пассажира. С точки зрения водителя, который этим всем зарабатывает, безусловно, мы-лишь источники финансов. И они все трясутся за свои "рабочие лошадки" и оптимизируют маршруты под личностную логику заработка и удобства: нравится или не нравится им "точка Б".

За эти 2 года я видела многое и разное, видела судьбы, видела истории людей. Были здесь и постоянные "бомбилы", прикидывавшие и расчитывавшие схемы и маршруты, пашущие смены, были и отчаявшиеся "домохозяйки", зарабатывающие, пока ребенок дома с дедушкой. Были и "водители-попутчики", что брали клиентов по пути на работу и с нее, были и обанкротившиеся бизнесмены, что на своих "остатках роскоши", гоночных купе за семизначные суммы, поддерживали себя на плаву. Встречались и бывшие спортсмены по гребле и легкой атлетике, были, безусловно, и гости с югов, были экс-сотрудники строительных компаний, которые по состоянию здоровья не могли больше работать в офисе, а семью кормить надо, были и владельцы минивэнов и люксовых тачек, которые "падали" до эконом-тарифов, чтобы машина не мотала "вхолостую" на пути домой. Были и "мухлевщики", которые закрывали твой заказ уже в пути (вроде как пассажир раньше вышел), чтобы не платить агрегатору комиссию за всю поездку. Однажды даже встретила одноклассника, с которым училась 1 год в 3 классе, и спустя пару десятков лет, он меня даже узнал и окликнул по имени. Каждый человек в этом процессе-особая история. И каждому хочу сказать все-таки спасибо, что взяли наш заказ, довезли, выстояли в пробках, не бросили в снег или в дождь. А то, пока не пришел сервис с приложениями, бывало всяко: закажешь машину по телефону через оператора накануне, и в итоге никуда не уедешь. Сейчас стало все проще. Ты видишь водителя, видишь, где он, движется ли он и находишься в равнозначном положении ожидающего.

В современных такси и таксистах стало абсолютно нормальным ехать по навигатору. Таксист без навигатора-как без глаз. Это вам не советская школа такси, когда нужно было знать город как свои пять пальцев. А сейчас каждый, умеющий крутить баранку, имея навигатор, может возить людей на адреса. У нас, к сожалению, не Лондон и не Нью-Йорк, в которых каждый таксист сдает экзамен на ориентацию в пространстве, и пока не будет знать каждый кусток и закуток-не получит заветные шашечки . У нас даже по сути не требуется покупать "лицензию" и централизованно не проверяются вышедшие на маршрут машины и состояние здоровья водителя. Получается, что все, кто подключен к сервису и прошел ТЭО, может работать на пассажироперевозках. Состояние личного здоровья и количество часов сна-остается на их совести.

Но, однажды меня удивили. На вызов приехал таксист и какое-то время я не понимала, что не так. А потом осознала: в салоне не было навигатора. Вообще. Никакого. Адрес был не "простой", но водитель спокойно ориентировался и представлял, где это находится, вплоть до деталей округи. Оказалось, что он более 40 лет водит такси и еще имеет базу советской школы. Он знает город, все входы и закоулки и часто развлекается тем, что "прикалывается" над фанатами "навигаторов", споря, кто "приедет быстрее на адрес"- он или его пассажир, у которого телефон с навигатором в руках. Конечно же, многолетний опыт побеждает технический прогресс, ибо навигатор всегда едет по дорогам, а опытный таксист всегда знает, в какой двор между домами нырнуть, чтобы срезать.

Вот поэтому и интересно: если вдруг у всех водителей такси забрать навигаторы или если вдруг случится коллапс спутниковой связи, как это повлияет на рынок пассажирских перевозок?