Найти в Дзене
Rock AD

Лучший альбом 2010-х по версии читателей Classic Rock: Rush — Clockwork Angels (2012)

Выбирая самое лучшее из созданного в роке за последнее десятилетие, Classic Rock знали, что есть только один справедливый судья, и это читатели журнала. Из предложенного редакцией списка длиной в несколько сотен альбомов они назвали лучшие и добавили множество собственных. Можно не сомневаться, что большинство их тех, кто читал этот обзор в течение года, удивлен именем победителя. Встречайте лучший альбом декады!

Roadrunner
Roadrunner

Для группы, чьи альбомы в США продаются на одном уровне с The Beatles и The Rolling Stones, Rush держится довольно скромно. Но за минувшее десятилетие их статус в мейнстриме заметно изменился. Спустя 50 лет после начала карьеры поп-культура приняла группу в свои ряды. Это стало наградой за то, что все эти годы Rush оставались сами собой.

Вместе с этим культурным возрождением произошло творческое преображение. Альбом Snakes & Arrows 2007 года стал убедительным музыкальным заявлением, где новый продюсер Ник Раскулинец призвал группу рискнуть и заново обрести потерянную было сущность, а именно снова стать прогрессив-рок-группой в полном смысле этого определения. И нет лучшего способа подтвердить статус прог-рокеров, чем выпустить полноценный концептуальный альбом.

Сюжет Нила Пирта, который он придумал для Clockwork Angels, пронизывал множество литературных пластов, но особенно упирал в жанр стимпанка. Идея «увидеть будущее из прошлого» одолевала умы многих писателей, включая друга Пирта, Кевина Дж. Андерсона и даже прошла сквозь фильтр викторианской литературы Герберта Уэллса и Жюля Верна. На 20-м альбоме Rush она использовалась, как выразился сам барабанщик, «чтобы рассказать историю, происходившую в альтернативном измерении времени, где участвуют алхимия, часовые механизмы и стимпанк собственной персоной».

В результате мы следовали за персонажем, путешествующим по научно-фантастическому миру прошлого, изобилующему пиратами, анархистами, исследователями и завсегдатаями карнавалов. Это была очень продуктивная тема, и трио выкрутило регулятор «непревзойденная слаженность» до указателя «самые сложные произведения».

Трек Caravan задал пластинке развязный фанковый тон. «Я не могу перестать мыслить масштабно» // ‘I can’t stop thinking big’, — пел Гедди Ли, формируя образ персонажа и мира, «освещаемого только огнем». Алекс Лайфсон закреплял общую картинку, наматывая на музыкальный каркас похрустывающие лоскуты гитарных риффов, а потом обильно пропитал все блюзовым соло. BU2B построен на риффе, за который Muse с готовностью убили родную мать. Трек начинает историю космологического масштаба, и его жесткий, гиперактивный грув плавно подводит к заглавному треку, который сначала медленно утопает в экзотических напевах на фоне мерцающего звучания чистых гитар, а затем выплескивается наружу.

Это была записанная со знанием дела созвучная своему времени пластинка, а идеальный слух Пирта добавлял музыке величия, подобного тому, которым всегда удивляла их композиция Xanadu. При создании Seven Cities Of Gold музыканты вдохновлялись рассказами про испанских конкистадоров, и в итоге получился монолитный рок-номер с меняющимся ритмом, который возвещал о входе персонажа в самое нутро зверя — El Dorado. Далее следовала не столь замысловатая композиция The Wreckers, которая выделялась красивыми чистыми музыкальными фразами и припевом: «Иногда надо опасаться чуда, слишком хорошего, чтобы быть правдой» // ‘Sometimes you have to be wary of the miracle too good to be true’. Она звучит легко и сделана в мажорной тональности, что весьма похвально для песни, рассказывающей про пиратов, которые намеренно посадили свои корабли на мель.

Альбом Clockwork Angels поражает слушателя на одном или сразу на всех его многочисленных уровнях: литературная глубина и крутые идеи стимпанка; единство цели и сверхъестественное музыкальное чутье его создателей; настоящий роковый драйв с неизменной кривой улыбкой и монументальная продюсерская работа.

Работая над этим альбомом Rush оказались в безоблачном небе своего творческого бабьего лета при попутном ветре культурных веяний. Они направили все свои таланты, которые делали их такими особенными, на создание современного альбома в жанре прогрессив-рок, который при этом без проблем укладывался в их собственный канон.

Оценка: ♪♪♪♪♪♪♪♪♪◊
Текст:
Грант Мун. Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock #172 (июль 2012)

50 ЛУЧШИХ АЛЬБОМОВ 2010-Х ПО ВЕРСИИ ЧИТАТЕЛЕЙ CLASSIC ROCK

(41-50-е место)

(31-40-е место)

(21-30-е место)

(11-20-е место)

(10) Judas Priest — Firepower (2018)

(9) Kate Bush — 50 Words For Snow (2011)

(8) Idles — Joy As An Act of Resistance (2018)

(7) Steven Wilson — Hand. Cannot. Erase (2015)

(6) Queens Of The Stone Age — ...Like Clockwork (2013)

(5) David Bowie — Blackstar (2016)

(4) Foo Fighters — Wasting Light (2011)

(3) Iron Maiden — The Book Of Souls (2015)

(2) Tool — Fear Inoculum (2019)

Хит-парад десятилетия подошел к концу, но жизнь канала Rock AD на этом не останавливается. С понедельника, 14 декабря, будем подводить итоги уходящего года, начиная с почти уже традиционного обзора 50 лучших рок-альбомов по версии журнала Classic Rock. Подписывайтесь на канал, заполняйте анкету и оставайтесь с нами!

Анкета читателей Rock AD: помоги каналу стать лучше

-2