Среди православных распространено поклонение к нетленным мощам святых. Особым феноменом при этом считаются мощи святителя Спиридона Тримифунтского и Александра Свирского, потому что они имеют температуру тела около 36. Но в других религиях тоже можно встретить подобное явление. Например, тела буддийских монахов, застывших в позе лотоса. Одним из таких является бурятский Хамбо-лама Итигэлов (встречается также написание фамилии Этигэлей, Этигэлов, Итэгилов).
Многие скептики обычно ищут какой-то подвох и считают, что мощи - это исключительно возможность нажиться на доверии простых людей. Те же, кто приходит поклониться святыне, часто находят отклик на свои просьбы. Ещё одна особенность нетленных мощей заключается в том, что они не подвержены процессам гниения и разложения, у них отсутствует трупный запах. Верующие считают это признаком высоких духовных подвигов и благочестивой жизни, агностики объясняют это особенностями питания монахов, которые в любой религии следуют довольно жёсткой аскезе, а некоторые полностью исключают животную пищу из своего рациона.
Итак, 10 сентября 2002 года из-под земли было извлечено тело Хамбо-ламы Итигэлова, умершего 15 июня 1927 года. Итигэлова извлекли из кедрового ящика, где он был засыпан солью. И как только скептики слышат про этот факт, то сразу начинают сравнивать его с засушенной воблой, насмехаясь над простодушием доверчивых людей. И тут важно заметить, что это было третье извлечение Хамбо-ламы. Первое состоялось в 1955 году, второе в 1973. При этом засыпан солью он был именно после второго извлечения. То есть если бы процессы разложения начались, они бы начались гораздо раньше, потому как от момента первичного погребения до момента засыпания солью прошло 46 лет.
Кто же такой был Хамбо-лама Итигэлов? Одни считают его выдающимся буддийским подвижником. Другие говорят, что он является частью не буддийской, а ламаитской культуры. Но даже его прижизненная деятельность заслуживает внимания.
Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году. Он рано лишился родителей и рос сиротой, что не было типичным для бурят: всегда кто-то из родственников брал на воспитание малышей. Однажды юный Итигэлов появился верхом на быке с колом в руке, на который был насажен человеческий череп, и заявил, что будет Пандито Хамбо-ламой (Пандито Хамбо Лама — духовное звание главы буддистов в Бурятии. Приблизительный перевод — «самый ученый лама». На санскрите «пандит» значит «ученый»). И если раньше люди смеялись, когда мальчик заявлял такое. То теперь сказали ламам о случившемся. И те увидели в произошедшем особый знак, поверив в великое предназначение юноши. В 15 лет он бежал в Анинский дацан (в 300 километрах от его родных краёв!), чтоб постичь там буддийское учение. Он долго изучал тибетский язык, санскрит, логику, учение Будды и 23 года спустя вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где уже сам преподавал.
Итигэлов вёл активную общественную жизнь. Во время русско-японской войны благословил солдат, идущих на фронт. Говорят, что все они благополучно вернулись живыми. Во время Первой мировой войны он объявил сбор средств для помощи фронту, поспособствовал оборудованию военного лазарета, в прифронтовые госпитали были направлены ламы, практикующие тибетскую медицину.
Итигэлов был человеком весьма образованным и оставил потомкам многочисленные философские труды. Его почитали и члены царской фамилии. Бурятские ламы часто врачевали венценосных особ. В начале февраля 1913 года ХII Пандито Хамбо лама Итигэлов приглашается на празднование 300-летия дома Романовых в столицу Российской империи Санкт-Петербург. 19 февраля Итигэлов провел торжественный молебен за здравие и благоденствие Императора и всего царского дома в Санкт-Петербурском буддийском храме «Гунзечойнэй».
15 июня 1927 года XII Пандита Хамбо Лама Даша Доржо Итигэлов в возрасте 75 лет собрал учеников и дал им последние наставления: "Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет". Затем в присутствии лам Янгажинского дацана он попросил прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему» (в православии тоже есть схожая традиция чтение молитвы на уход души от тела). Ламы не могли решиться и тогда он начал ее читать сам, постепенно и ученики подхватили её. После окончания обряда ученики поместили Итигэлова в позе лотоса в саркофаг и захоронили.
Ученики проведали тело учителя, не дождавшись 30 лет, в 1955. Процедура была вынужденная, бушевала стихия, штормом сносило крыши домов, поэтому обряды провели раньше срока. Саркофаг подняли, посмотрели на нетленное тело, сменили одежду и отправили обратно. В 1973 году был произведен еще один осмотр тела. И вновь ящик опустили обратно. Сейчас около Итигэлова постоянно дежурит Бимбо Лама, который говорит, что часто видел своего учителя во сне. И в 2002 году отыскал человека, который знал место захоронения. 10 сентября состоялась эксгумация тела в присутствии экспертов-криминалистов. В акте судмедэкспертов значилось следующее: "Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись... Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено". Сейчас его тело выставлено в стеклянном саркофаге для поклонения верующим. Жаря в Бурятии достигает порой 40 градусов, однако тело не подвергается гниению или разложению.
Часто люди, приходящие к мощам Итигэлова молят о чуде. Кто-то потом делится историями чудесного исцеления от болезней, бесплодия или решения каких-то жизненных трудностей. Кто-то говорит, что не мог не воспользоваться моментом и не прикоснуться к Хамбо-ламе, ткани которого упруги. Кто-то же наоборот утверждает, что ожидал чего-то большего.