Джо Байден, уже уверенный в своей победе на президентских выборах, озвучил, как намерен вести политику в отношении России, Китая и Ирана. В первую очередь, его политика в этом направлении опирается на поддержку других государств. Кандидат от Демократической партии особо подчеркнул, что Иран не должен получить ядерное оружие, но при этом не говорил о «наказаниях» Китая за коронавирус, как обещал его предшественник. Россия же в указанной системе политических координат остается главным противником для США.
Кандидат в президенты США Джозеф Байден намерен использовать многосторонний подход в отношении Исламской республики Иран, Китайской Народной Республики и Российской Федерации. Об этом он заявил в интервью телеканалу CNN. В первую очередь Байдена волнует ядерная программа Ирана. «Мы не можем позволить Ирану получить в свое распоряжение ядерное оружие. Я знаю наверняка одно — в одиночку этого нам не добиться». По мнению Байдена, Дональд Трамп поступил опрометчиво, разорвав ядерную сделку с Тегераном. Необходимо возвращать участников Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Это самый лучший подход для обеспечения стабильности в регионе.
СВПД в 2015 году был подписан Ираном и постоянными членами Совбеза ООН, куда входят РФ, Британия, КНР, Франция и США. Ядерные разработки Тегерана ограничивались в обмен на аннулирование санкций ООН, Штатов и ЕС. Спустя два с небольшим года США вышли из СВПД и ввели против Ирана экономические санкции.
Байден также решил не наказывать Китай за «попустительское отношение к COVID-19». «Дело в том, чтобы настаивать на соблюдении ими установленных международных норм. Если вы будете играть по правилам, мы будем играть с вами, если нет, то не будем», — в общих словах объяснил свою позицию кандидат в президенты. Китайское руководство демократ обвинял только в стремлении похитить государственные секреты и технологии США. Вашингтон должен показать Пекину, что готов и будет давать.
24 ноября замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что Россия не может рассчитывать на динамичное улучшение отношений с США после инаугурации нового президента США. Кто бы ни оказался в Белом доме, оснований для размораживания отношений не будет. Причиной этому — сама суть подходов к России, заложенных в доктринах США, а также в серии законодательных актов и инициатив, которые выдвигались и прошли через американский конгресс.
Прежде администрация Трампа, упоминая Россию вместе с Ираном и Китаем, не считала ее главной угрозой своей нацбезопасности. Директор Национальной разведки США Джон Рэтклифф всегда указывал, что самая большая угроза для США — это Китай как единственная страна, которая может бросить вызов «превосходству Америки во всех областях». И Рэтклифф заявлял, что мнение о существовании со стороны России большой угрозы ошибочно. Он также призывал и Джо Байдена «оставить политизацию разведки позади» и быть честным по отношению к Китаю.
И все равно, Байден еще в октябре назвал самой большой внешнеполитической угрозой Америки Россию. «Я считаю, что в данный момент наибольшую угрозу в плане подрыва нашей безопасности и альянсов представляет Россия». Китай при этом является наиболее важным конкурентом для США. Байден уверен, что именно от подхода самого Вашингтона зависит, останутся ли КНР и Соединенные Штаты конкурентами или же перерастут этот этап и превратятся в противников с силовой точки зрения.
А главное, Байден также обвинил ныне действующего президента США в некомпетентности. «Посмотрите, что он делает — сближается со всеми диктаторами и тычет пальцами в глаза всем нашим друзьям!».
Такой подход, как считает Байден, вызвал увеличение ракетного арсенала Северной Кореи и приблизил Иран к созданию ядерной боеголовки. «Друзья по НАТО» отворачиваются от США, поскольку «не могут положиться» на действующую администрацию США, заключил кандидат в президенты, таким образом расставив все свои приоритеты. При Байдене США фактически вернутся к тому курсу, что был при Бараке Обаме - закрепление власти США над союзниками и усиление конфронтации с прежними соперниками.