Дмитрий Медведев неожиданно обратился к теме мигрантов. Собрал совещание. Произвёл словесные интервенции.
Даже если это просто поиск новых ниш для своей публичной повестки или повестки «Единой России», то очень позитивный тренд, ибо недосказанность всегдашняя, российская, о месте межнациональных отношений, их роли в развитии страны, мешает жить всем, начиная с бытового уровня и кончая функционированием системы. Внятно неартикулируемая, неосмысленная эта тема всегда жила в темных углах, особенно теперь, когда иностранная рабочая сила стала вполне незаменимой в экономике страны, а межэтнические отношения приводят к кризису общежития на муниципальном уровне и часто являются причиной напряженности и конфликтов.
В СССР строили единую общность — «советский народ». Именно так было записано в брежневской редакции Конституции. В Российской империи вопрос находился в руках Министерства внутренних дел, а теперь, согласно поправкам в российскую Конституцию, появилась государствообразующая нация, которая, надо полагать, вместе с другими наполняет содержанием общность под названием «россияне».
Тем не менее, находясь теперь в руководстве Совета Безопасности, Дмитрий Медведев нашёл возможность заявить проблематику, которая вся погружена в основном именно в силовое поле, если так можно выразиться, в гражданский оборот. Теперь, возможно, с его легкой руки общество попытается снова осмыслить национальный вопрос и понять, как совместить его экономические и социальные стороны на благо общежития.
Хорошая заявка. Посмотрим, что из этого получится, если гражданскому обществу разрешат высказываться на эту тему. Правда, надо научиться говорить об этом, не попадая в статьи Уголовного кодекса. Что, конечно, легко для замсекретаря Совбеза и намного труднее для рядового гражданина.
Надеюсь, я ничего не нарушил.