Найти тему

Байки из вагона.

Оглавление

Юрий Гончаров

Всем "разъездным", кто колесил, колесит и будет колесить по России, посвящается.

Автор.

Была огромная страна.

С заполярного Мурманска до пекла Кушки, от пограничного Чопа до далёкого Владивостока мчались скорые, пассажирские и почтово-багажные поезда. В почти каждом составе стучали колёсами на стыках почтовые и багажные вагоны.

И сейчас, конечно, мчатся с той же скоростью, но почтовые и багажные остались в явном меньшинстве. Капитализм, господа! Большинство вагонов перешли к предпринимателям, да и почтовые перевозки сократились в разы. Эпоха всеобщего дефицита кончилась, а с ней и иссяк, казалось бы, нескончаемый поток посылок и бандеролей. Сколько почта перевезла самых разных «дефицитов», не узнает уже никто и никогда. Из конца в конец огромной страны путешествовала даже туалетная бумага(!), о коврах и паласах я даже и не говорю.

А печатная продукция! Читатели старшего поколения, надеюсь, не забыли, сколько они выписывали газет и журналов. На сленге работников почты даже существовали специальные термины, когда приходилось перерабатывать большое количество номера какого-нибудь популярного журнала. Например, говорили: "попасть под «Здоровье» или под «Огонёк», но особенно пикантно звучала фраза «попасть под «Работницу». Гласность и перестройка эту полноводную реку вообще превратила в бурный, и не всегда чистый поток.

Отдельно стоит сказать о письмах и открытках. Сейчас осталась только слабая тень от того новогоднего потока, а раньше... В вагоны грузили мешки корреспонденции*, которые шли во все регионы страны, и не обязательно по маршруту вагона. Почта просто захлёбывалась в потоке поздравлений, а сортировка открыток и писем ложилась на плечи и разъездных работников.

Всё когда-нибудь кончается. Читать народ перестал, посылки отправляют разве что сердобольные мамы сыновьям в армию или в тюрьму. Почта выживает, благодаря перевозкам тех же коммерческих грузов. Письма и открытки заменил телефон и интернет. Эпистолярный жанр вообще уходит в прошлое. Попробуйте вспомнить, когда последний раз Вы писали письмо на бумаге, а не на компьютере в интернете.

Эпоха дефицита миновала, но её последний всплеск на всю жизнь запомнили ветераны-разъездные. Как говорил знакомый ВПН, «чего нет на магазинных полках, то всегда можно купить в почтовом вагоне», следовательно, основной заработок почти все разъездные получали отнюдь не в кассе родного предприятия, а от тогда противоправной деятельности, которая называлась спекуляцией, а сейчас это просто торговля.

Чем только не торговали в те не столь отдалённые времена с тамбуров почтовых вагонов! Колбаса, конфеты, косметика, фрукты... всего не перечислить!

Однажды бригада вернулась в родной вагон в прекрасном настроении: в ленинградском магазине удалось купить коробку шампуня в красивой упаковке. Но когда покупку рассмотрели внимательно, ликование сменилось унынием. На красивой бутылке крупная надпись на английском «Shampoo», ниже — портрет чёрного пуделя и, маленькими

-------------------------------------

*мешки с корреспонденцией - письма и бандероли, простые и заказные, а также почтовые переводы (заполненные бланки, а не деньги) перевозятся в обыкновенных холщовых мешках.(авт.)

буквами, «Zoo»! Они приобрели коробку зоошампуня! Куда девать такое количество «собачьего счастья», бригада не знала. (Народ в те времена собак если и мыл, то в основном, хозяйственным мылом.) Ощутимая прибыль грозила обернуться не менее ощутимыми потерями. К их удивлению, собачий шампунь пошёл на «ура», и прибыль они получили, хотя и менее ощутимую. Наверное, на станциях, где был продан злополучный шампунь, жители до сих пор от блох не страдают.

Самый большой ажиотаж возник, когда в стране исчезли водка и сигареты. У меня сигаретный бум навсегда ассоциируется со станцией Стрижи. Дежурная по станции более получаса не могла отправить поезд. Люди гроздьями висели на вагонах и хором скандировали только одно слово: «Курить!». Увещевания дежурной по громкой связи: «Товарищи, сойдите с вагонов, поезд отправляется!» на толпу не действовал. Пока последний покупатель не приобрёл вожделенных сигарет — поезд стоял.

Отдельная тема — водка. Вечное русское проклятие и незаменимый дар сурового русского бога. Введение сухого закона в нашей стране всегда приводило к общественным катаклизмам. Каких только рецептов приготовления градусосодержащих жидкостей не наслушался автор этих строк! Чего только стоит напиток, одно название которого наводит на грустные размышления «карбитовка»(!), но это тема для отдельного разговора.

Естественно водка при её исчезновении с прилавков магазинов оказалась, наряду с сигаретами, главным предметом торговли. Сколько самых разных случаев, связанных, и с торговлей, и с потреблением "горячительного" самими разъездными, остались в памяти, не перечесть.

Маленькая станция, стоянка заканчивается, страждущие отоварились и уходят от вагона. К тамбуру подходит стоявший отдельно от остальных мужик и протягивает деньги. Получив две бутылки сорокаградусной, он с тяжёлым вздохом пошёл прочь от вагона.

Проводник кричит ему в след:

-Ты хоть спрячь, не ровен час, увидит кто!

Мужик хмуро:

-От кого прятать, я местный участковый.

Наверно, к блюстителю порядка гости приехали, или просто решил выпить с устатку, а где её взять, родимую? Вот и направил свои стопы местный «околоточный» к знакомому поезду, где он призван блюсти «социалистическую законность»

Изрядное количество и разъездных работников увлекал в свои сети «зелёный змий». В те благословенные времена с «оступившимися» вели разъяснительную работу, наказывали всяческим образом, вывешивали стенгазеты и карикатуры на провинившихся, профком и начальники всех уровней вызывали на «ковер», и только, когда лопалось всякое терпение — увольняли. Недельные поездки — обычное дело, а была, например, линия Чоп — Находка, это вообще почти месяц в дороге, и желающих отрываться от дома, семьи, детей не так-то легко найти, да и бытовые неудобства, описанные ниже, мало кого прельщали. Поэтому и возились с любителями и профессионалами от бутылки.

Кончился Советский союз, сократилось число и протяжённость поездок. Встали заводы, работу найти стало не просто, и люди начали держаться за рабочие места. Естественно, в первую очередь руководство предприятий избавилось от «алкашей», многие из которых пополнили армию бомжей. Конечно, ещё ездят пьющие, но гораздо в меньших количествах.

Курьёзных историй, связанных с пристрастием участников к бутылке, предостаточно. Чего стоит только сцена, когда работница железной дороги долго и безуспешно пыталась достучаться в почтовый вагон, а проводник, стоя на четвереньках, открыл тамбурную дверь и заявил ей в лицо:

-Вы пьяны! - хлопнул дверью, перед носом опешившей от такого заявления железнодорожницы, и тем же способом гордо удалился, оставив женщину стоящей с открытым ртом.

Хоть и ездят почтово-багажные поезда, но вагоны бывают или багажные, или почтовые. Просто это разные ведомства. Багажные перевозки осуществляет железная дорога, а почтовые, хоть и передвигаются по тем же рельсам, — в ведении министерства связи. Трений на этой почве возникает предостаточно. У «железки» и вагоны поновее, и отношение к своим более либеральное. Связь же всегда оставалась и остаётся бедной родственницей.

Почтовые вагоны видели все, но мало кто может их вспомнить, а внутри бывают, разве что, случайные посетители да редкие «зайцы». Представьте себе большую комнату, по противоположным углам которой, перед зарешеченными окнами два рабочих места, вдоль стен — ячейки для сортировки письменной корреспонденции. Это канцелярия, комната, где обитает бригада, и производятся основные работы. По обеим сторонам — два купе. Двухместное проводника и четырехместное ВПНа. Есть ещё две кладовые, где хранятся почтовые отправления. В вагоне есть всё необходимое для сносного существования. Туалет с умывальником, электрическая плитка, холодильник.

Бригада состоит чаще всего из двух человек: ВПНа и проводника, но на линиях с открытыми обменами* бригады бывают и из трёх, или даже из четырёх-пяти человек, а если есть ученик, то и из пяти или шести. В такой бригаде у ВПНа есть помощники, которые официально называются ВПНЗ.

Аббревиатура ВПН расшифровывается очень просто: Начальник Почтового Вагона, соответственно и в слове ВПНЗ буква «З» означает заместитель. Почему эти аббревиатуры расшифровываются наоборот, ей богу, не знаю. Подозреваю, что так просто легче произносить. Даже в официальных документах пишется именно так.

Должностные обязанности членов разъездной бригады выстраиваются следующим образом: ВПН и, соответственно, ВПНЗ занимаются почтовыми отправлениями, а ПЭМ (проводник-электромонтёр) отвечает за санитарное состояние вагона, за исправность электрооборудования, заправляется водой. Зимой поддерживает приемлемый для жизни температурный режим, то есть топит топку углём. К сожалению, большинство почтовых и багажных вагонов до сих пор отапливается «чёрным золотом», только в малой их части, которые ходят в составе пассажирских поездов, есть электроотопление.

Пресловутый температурный режим соблюсти не так уж просто. Зимой наша страна отнюдь не Гавайи. В большинстве регионов страны столбик термометра опускается ниже двадцати, а на востоке и на севере гораздо ниже. Например, на границе Забайкальского края и Амурской области минус пятьдесят — вполне обычная погода, как и минус сорок с хорошим ветром на Тюменском севере. Состояние же вагонов оставляет желать лучшего. Совсем не редкость, когда бригада наблюдает мелькание рельсов непосредственно сквозь дырку в полу. А если ещё нужда заставляет топить смесью угольной пыли со снегом... приходится очень грустно. Изо рта пар, заледенелый унитаз и перемёрзший умывальник, бригада в тёплой одежде спит под матрасами, мужская половина согревается традиционным русским способом, женская — горячим чаем — типичная зимняя поездка в «дырявом» вагоне в хороший мороз.

Но не всегда бывает всё так плохо. За бортом холодно, в вагоне тепло. ВПН сидит у окна, а там — новогодняя сказка. Ели опустили малахитовые лапы под голубым искрящимся снегом. Яркое солнце нагревает стекло и слепит глаза. Ласковую мелодию нашёптывает магнитофон, под рукой кружка горячего кофе... идиллия. Как любил приговаривать знакомый ПЭМ, когда получал свою долю при дележе общей выручки: «Как я люблю свою работу!»

А лето! Вдоль Байкала поезд идёт весь день. Сколько лет езжу, не устаю любоваться. С одной стороны — всегда новый батюшка Байкал, с другой — снеговые вершины Саян. Или когда подъезжаешь к Владивостоку и открывается вид на Амурский залив. Конечно, зависть гложет, когда видишь купающихся и загорающих людей, но ведь и «Владик» уже рядом, и никто не помешает тебе самому махнуть сюда на электричке в свободное от работы время. А Забайкальская осень! Далёкие сопки в сиреневой дымке, -----------------------------------

*Линия с открытыми обменами - Маршрут почтового вагона на котором производится сортировка письменной корреспонденции и разработка страховых мешков.

голубая Силькари отражает бездонное небо, золотые берёзки с тёмными соснами смотрятся в ленивой реке... Да, наверное, у каждого разъездного есть свои любимые места в нашей всё ещё необъятной России.

Эти беспристрастные заметки - плод двадцатилетних наблюдений. Что-то автор слышал, что-то видел, в чем-то участвовал сам. Если присочинил, то самую малость. Пусть на меня не будут в обиде коллеги, если кому из них попадутся на глаза эти подсмотренные сценки из нашей вагонной жизни.

Итак, поехали!

Опыт перевозки крупнорогатого скота.

Маленькая станция в Сибирской глубинке. Крестьянину срочно понадобилось отправить молодого бычка родственнику в другую деревню. Расстояния в Сибири соответствующие просторам, машину нанимать дорого. Договорился с «почтовиками». ВПНа и проводника прельстила сумма за несложную, как казалось, работу.

Сначала всё складывалось гладко. Подогнали машину к дверям кладовой, пол вагона оказался как раз на уровне кузова. Бык, помахивая хвостом, безропотно перешёл в вагон. Машина отъехала, двери закрылись, поехали.

До станции, где должны встречать парнокопытное, пять часов. Первая неприятность ожидала перевозчиков, когда они открыли кладовую. Городские жители, они и не предполагали, сколько может выдать отходов жизнедеятельности представитель крупнорогатого скота в незнакомом помещении, да ещё при стрессе от первого в жизни путешествия по железной дороге. Запах оно, конечно, но они с унынием обозревали пол кладовой и даже не представляли, как это всё будут отскребать и отмывать! Влажные выпуклые глаза с тоской смотрели на удручённых людей, челюсти мерно дожёвывали забытый в кладовой веник.

Но это ещё цветочки, ягодки ожидали друзей, когда они подъехали к станции назначения. Вагон находился в голове состава. Мимо медленно проплыла платформа, поезд остановился.

Весь ужас своего положения парни осознали, когда распахнули двери кладовой. Платформа оказалась далёко позади, перед вагоном — высокая насыпь. До земли никак не меньше двух метров.

Водитель, как мог близко, подогнал свой ЗИЛ к вагону, у встречающих приготовлен трап, но бык не горная козочка и наотрез отказался спускаться по ненадёжным мосткам, да ещё с такой высоты! Что только не делали с бедной животиной разъярённые люди! Двое тянули за привязанную к рогам верёвку, двое толкали сзади, крутили хвост, пинали в сердцах пудовым сапогом по крепкому заду, а какими эпитетами награждали ни в чём не повинное животное! Бумага загорится, если их написать! Но представитель племени парнокопытных дорого ценил свою жизнь и только мычал жалобным басом, упираясь широко расставленными ногами и яростно мотая головой. Под ногами уже чавкало. Бык опорожнял кишечник, видимо, в этом черпал дополнительные силы в борьбе со своими мучителями.

Вот уже закончилась стоянка, бежит разъяренная дежурная. Её лицо такого же цвета, как флажок в руке.

-Немедленно закрывайте двери! Вы срываете график движения!

Усталые люди утирают пот грязными руками, у быка потемнели бока. Хозяин непокорной скотины говорит растерянным перевозчикам:

-Здесь железная дорога делает петлю. Мы напрямую раньше вас там будем. Ещё народа соберём, мы эту скотину на руках отсюда вытащим!

Что делать? Закрыли двери, поезд тронулся.

С ненавистью посмотрели на быка, в этот момент он как раз выдавал последнее из безразмерного желудка, друг на друга и одновременно вздохнули.

-Сколько стоим на следующей станции? - спросил проводник.

ВПН махнул рукой:

-Десять минут.

-А если и там...- оба снова уставились на уже безмятежную животину.

Что делать, если и на следующей станции не удастся справиться с упрямой скотиной? Оба в растерянности. Просто открыть двери и показать рукой на выход? Но ближайшая высокая платформа только в Новосибирске, а как отнесётся администрации вокзала к появлению на платформе такого «гостя столицы Сибири», не хотелось и думать. Есть, конечно, шанс прославиться на всю страну, но вряд ли такая слава пришлась бы по вкусу руководству родного предприятия. Возник кровожадный план убить несчастного быка, жалости у друзей в тот момент уже не осталось, но останавливала техническая сторона вопроса. Как и чем привести приговор в исполнение? Оба не имели практических навыков, даже курицу умерщвлять не приходилось, а здесь бык!

Пока ломали голову, поезд прибыл на станцию, где всё завершилось самым благополучным образом. Автомобильный кузов оказался даже немного выше вагона, и упрямый бык без всяких понуканий, непринуждённо помахивая хвостом, покинул кладовую. Из двадцати глоток вырвался облегчённый выдох.

Разъездные тоже облегчённо вздохнули, правда, вагон они отмывали до самого дома. Быку, наверное, часто икалось на просторных Сибирских лугах. От этой истории остался только неистребимый запах запущенного хлева. Конечно, парни, как могли, отмыли кладовую, но и через полгода откуда-то вдруг нанесёт сельским ароматом, и бригада с недоумением крутит носами.

Мурка-герой.

Случаи с животными, казалось несовместимых с почтовыми вагонами, совсем не редкость. Конечно, крупнорогатый скот в кладовой случай из ряда вон, но менее габаритные экземпляры довольно часто попадали в вагоны.

Одна проводница, бабушка пенсионного возраста, возила с собой кошку. Женщина одинокая, оставить Мурку не с кем, вот и колесила кошка по просторам страны. Хоть и имела киска отдельный туалет, но дышать свежим воздухом хочется и ей, зелёная травка, опять же, способствует пищеварению.

Во время большой стоянки выпустила бабуля Мурку погулять.

Или хозяйка потеряла любимицу из вида, или кошка оказалась слишком самостоятельной, но вот уже объявили пятиминутку до отправления, а проводница трусцой бегает по перрону и умильным голосом «кис-кискает», а в голосе уже слышится отчаяние. Кошка так и не появилась. Бабушка подробно описала Муркины приметы работникам местной почты, не забыла даже сказать о белом пятне на левой лапе, те заверили безутешную хозяйку, что приютят беспризорницу, если она объявится. До самого выезда со станции, напрягая дальнозоркие глаза, стояла бабуля в открытом тамбуре и, кляня себя последними словами, напрасно вглядывалась в темноту.

Через два часа поезд прибыл на следующую станцию, в вагон постучал составитель и спросил:

-Тут кошка какая-то на тамбурной подножке сидит. Не ваша, часом?

Хватаясь за сердце, и на ходу теряя тапочки, в тамбур вылетела проводница и прижала к своей исстрадавшейся груди экстремальную путешественницу. Что испытала кошка за два этих долгих часа, она, к сожалению, поведать не могла, но даже по внешнему виду можно понять, что поездка на подножке ей совсем не понравилась. Шерсть дыбом, вытаращенные глаза и прижатые уши без слов говорили о многом.

Можно представить, с каким ужасом Мурка вцеплялась в неподатливый металл. Стучат колёса, вагон мотает на стыках и поворотах, встречный ветер пытается сбросить испуганного зверька с болтающейся ступеньки, мимо с грохотом пролетают встречные поезда. Наверное, кошка, если бы решилась, смогла бы спрыгнуть, поезд несколько раз замедлял ход, но пока она собиралась с духом, состав снова набирал ход, да и персональными туалетами даже люди не бросаются.

Такой подвиг был отмечен подобающим образом. О цветущей хозяйке я даже и не говорю, с чудесным появлением героини она сбросила минимум десяток лет. Мурка же получила самые лакомые кусочки в неограниченном количестве, а ласку и в избытке. Даже суровый ВПН выделил выдающейся кошке кусок сырокопчёной колбасы из личных запасов.

Мурка также стойко перенесла все свалившиеся на её долю почести, как и перенесённые страдания. Только после этого достославного случая приобрела она временную аллергию к прогулкам на свежем воздухе

Альбертик.

Большинство разъездных суеверны, как и многие, кто связан с дорогой. Морская, воздушная, железная, все перемещения человека по земной поверхности, видимо, способствуют развитию этих заблуждений, давно отвергнутых современной наукой, но... кто знает, кто знает...

Например, когда вагон трогается с родной станции, вся бригада обязана сидеть. Конечно, это предрассудок, но, опять же, кто знает... Если вдруг всё пойдёт наперекосяк, кто-нибудь обязательно вспомнит, что имярек в момент отправления не сидел, а стоял и нарушил традицию.

Если в человеческом жилище обитает домовой, то в вагоне, это ведь тоже временный дом, только на колёсах, естественно, живёт «вагонный». Некоторые даже клятвенно уверяют, что слышали или даже видели его. Правда, под стук колёс чего только не почудится.

Но случаются иногда и необъяснимые происшествия.

Поезд приближается к Ленинграду, в канцелярии кипит работа. Перед подъездом к большому городу всегда много писанины.

Во время движения довольно часто плотно не прикрытые двери сами собой открываются. Вот и сейчас, медленно открывается дверь, ведущая в кладовую, и в вагон непринуждённой походкой входит здоровенный чёрный кот. Садится около страховых мешков* и царственным ленивым взглядом обозревает замерших людей. Представитель семейства кошачьих сразу же повёл себя как бывалый путешественник. Никакого мяуканья, обнюхивания углов не было. Кот с достоинством съел предложенную колбасу, запил молоком и свернулся клубком на порожних мешках**.

Бригада умилилась. Кота немедленно окрестили Альбертиком, ВПН заявил, что возьмёт кота домой.

В Ленинграде, когда поставили на выгрузку, Альбертик выпрыгнул из кладовой и, подняв хвост, удалился в неизвестном направлении. На «кис-кис» и хоровое «Альбертик, Альбертик» даже не повернул головы.

-Да ему просто до Питера добраться надо было! - констатировал разочарованной бригаде догадливый помощник.

Как кот попал в вагон, почему вёл себя нетипично - тайна, покрытая мраком.

-----------------------------------------------

*страховые мешки - Точно такие же холщёвые мешки. В них перевозятся ценные письма и бандероли, мелкие и высокоценные посылки.(авт.)

**порожние мешки - На обменах страховые и мешки с корреспонденцией обмениваются на порожние. Также в порожние мешки бригада ПВ(почтового вагона)заделывает корреспонденцию и страховую почту(авт.).

Привидение в вагоне.

Обычная бригада для поездки с закрытыми обменами. Молодой ВПН и проводник, женщина средних лет. В большинстве бригад, за исключением москвичей, питаются все вместе. По неписаной традиции готовит проводник, особенно если это представительница прекрасной половины человечества, у ПЭМа больше свободного времени. Но в этот раз проводница сидит на жёсткой диете, что-то с желудком. У неё свои маленькие кастрюльки с чем-то диетическим. ВПН вынужден готовить сам, что мало кого из мужчин радует.

Поезд тронулся поздним вечером. ВПН заполнил документы, проводница закончила неотложные дела, разошлись по купе. Утром зазвонили будильники. Когда молодой человек, умывшись, выходил из туалета, его неожиданно атаковала проводница:

-Ты зачем мой суп съел?!

-Нужен мне твой суп! У меня котлеты домашние с собой.

Женщина открыла рот, хотела что-то сказать, но только махнула рукой.

ВПН в недоумении. Чужого супа он, конечно, не трогал и претензии дамы не понимал. После решил, что она просто по забывчивости оставила суп дома, но говорить ничего не стал. Проводница подчёркнуто разговаривала с ним только по служебной надобности. День прошёл. Поздним вечером — очередной обмен, следующий - только утром. Сразу, как закончил возиться с бумагами, парень закрылся в своём купе.

Утром его ожидал сюрприз: котлеты бесследно исчезли.

-А ты мои котлеты съела, потому что я якобы твой суп съел? - ехидно осведомился начальник.

-Я мясо уже два года не ем, а чужого никогда не беру! - отчеканила гордая женщина и с высоко поднятой головой скрылась в своём купе. Закрылась дверь. Ледяное презрение послышалось в щелчке замка.

Из вагона деваться некуда. Дуются друг на друга и едут дальше.

Глухой ночью обмен. Начальник не стал будить подчинённую, хотя она обязана помогать ему во время работы в кладовой.

Проводница запрещала курить в вагоне, да ВПН и сам не хотел отравлять воздух, но в свете последних событий решил наплевать на запрет. Взял из тамбура импровизированную пепельницу из старой консервной банки, закрылся в купе и вытянулся на полке. Интересная книжка, в руке дымится сигарета, есть приятные минуты и в нашей собачьей работе!

Голос раздался откуда-то сверху:

-Мужик! Оставь покурить!

Как позже рассказывал ВПН: «Если бы я стоял, точно бы упал! Первый раз понял выражение: «волосы встали дыбом». У меня было чувство, что вставшие волосы оторвали голову от подушки».

Оказывается, освободился человек из мест не столь отдалённых. Решил отметить это радостное событие. Сначала хотел лететь домой самолётом, денег хватало. Потом скорым поездом, потом наличных хватало уже только на билет в общий вагон... Когда деньги кончались совсем и прямо на глазах растворились в воздухе закадычные друзья-собутыльники, город оказался вдруг холодным и крайне не уютным. Ночевать негде, кушать нечего, да и одежда, и так не «от кутюр», после весёлого праздника вообще потеряла презентабельный вид.

По вокзальному расписанию увидел поезд, следующий на родину, но жестокосердные проводницы не верили клятвенным уверениям потрёпанного вида гражданина, что на обратном пути он обязательно принесёт требуемую сумму, и только отрицательно качали головами. Удручённый и разочарованный человеческой чёрствостью, побрёл в голову состава.

В почтовом вагоне открыта кладовая, горит свет. Мужик в фуфайке закончил погрузку и что-то говорит находящемуся в вагоне невидимому собеседнику. Тамбурные двери распахнуты, проводница заправляется водой. Человек посмотрел по сторонам, на него никто не обращает внимание.

Секунда - и он в вагоне! Мельком заглянул в купе проводника, спрятаться абсолютно негде. Канцелярия! Обвел глазами ячейки... Услышал, как в кладовой захлопнулись двери, вагон чуть качнуло, скрип опускаемого фартука, сейчас войдёт и проводница. С бьющимся сердцем бросился в купе ВПНа. Оно такое же, как в пассажирском поезде, выше второй полки багажный отсек. Беззвучно подтянулся на руках, заполз на четвереньках в короткий отсек, зарылся в старые матрасы, замер.

Вошёл ВПН, с силой хлопнул дверью, закрыл на защёлку. Прошёл мимо купе в канцелярию, о чём-то спросил проводницу, та ответила, оба рассмеялись.

Поезд плавно тронулся, поехали!

Теперь можно устроиться поудобнее. Медленно и осторожно, стараясь не шуметь, переменил положение тела. Даже на ходу поезда, казалось, слышно, как бьётся сердце. Понял, как точно окрестил народ безбилетника, "заяц". Трясёт, как овечий хвост!

В купе вошёл ВПН, Зажёг бра над своей полкой, человек услышал, как он расправляет покрывало, с облегчённым вздохом ложится, скрипнула полка. Безбилетник даже дышать старается бесшумно. Щёлкнул выключатель, свет погас.

В вагоне слышен только стук колёс и мерное дыхание спящего человека. Очень осторожно, медленно спустился вниз. Темно, ВПН во сне повернулся на другой бок. Близкий гудок заставил вздрогнуть, мелькнул прожектор, мимо ритмичный перестук встречного состава. В коридорчике, рядом с купе проводника, горит аварийная лампочка. Проводница сопит во сне.

На цыпочках сходил в туалет, на глаза попалась кастрюлька с чем-то безвкусным, поел, выбирать не приходится. Теперь скорее в своё логово.

Так он проехал почти двое суток. Только курить очень хотелось...

ВПН, оправился от испуга и, наконец, понял, что это не привидение. Материализовавшийся призрак обрёл в вагоне статус «зайца», теперь не надо было прятаться. Разъяснилось и исчезновение съестного. Обрадованный тем, что визит к психиатру откладывается на неопределённый срок, ВПН выделил незваному гостю целую пачку «Opala», популярных тогда сигарет. Проводница схватилась за сердце и долго не могла поверить в случившееся, но сурово поджала губы, когда узнала, кто съел её драгоценный суп.

Выгонять зайца не стали, к тому же до станции, где ему предстояла пересадка, осталось каких-то три часа. Напротив, ВПН дал ему десять рублей, чтобы с такими талантами он не довёл бы кого-нибудь до инфаркта. Мужик записал адрес и обещал выслать деньги, как только доберётся до дома.

Слово своё он сдержал. ВПН, когда вернулся домой, получил перевод на тридцать рублей, но и от таких процентов он бы отказался, лишь бы не испытывать подобных потрясений. Ведь, как известно, нервные клетки не восстанавливаются.

Мистическая история.

Случаи не поддающиеся научному объяснению существовали всегда. У этой истории свидетелей нет, и за её достоверность я не ручаюсь.

Женщину-проводника знал лично. Поговорка: «Коня на скаку остановит и шею ему отвернет» - это про неё. Человек сугубо практический, богатой фантазией она никогда не отличалась и не боялась никого и ничего. Да я и не вижу особого смысла с её стороны, что- либо придумывать, в этой истории она выглядит отнюдь не героем. К тому же проговорилась она, можно сказать, случайно и очень не любит это вспоминать

И сейчас существует спец-связь, конечно, в те времена контора была более богатой и объёмы перевозок значительнее. Почтовые вагоны брались в аренду вместе с проводником. До Владивостока ехали два «спеца» и по дороге по обменам сдавали свою секретно-специальную почту. Домой они летели самолётом, а проводник порожний вагон гнал домой.

Вот и в этот раз наша проводница ехала одна. Ночью, на какой-то маленькой станции, в вагон постучали. Двое мужчин попросили довести гроб с покойником до городка в соседней области. Риска никакого, зима, запаха можно не опасаться, больших городов, где может быть проверка, на пути нет. Покойников она не боялась, а денег в таких случаях не жалеют. Проводница согласилась.

Погрузили гроб, сразу, как и договорились, расплатились, и мужики попытались сесть в вагон. Оказывается, они считали само-собой разумеющимся, что поедут сопровождать усопшего. Так не считала проводница и наотрез отказалась пускать незнакомых мужчин в свой вагон. Сколько ни уговаривали, бесполезно, она твердо стояла на своём.

Делать нечего! Стоянка заканчивается, мужики начали стучаться в соседние вагоны. В одном открыли и сжалились. Проводница, на всякий случай, стояла в тамбуре и видела, куда сели сопровождающие.

Нужно сказать: в дверях кладовой сделаны застеклённые оконца и из коридора их хорошо видно. Проводница встала посмотреть топку.

Из окошечка на неё ничего не выражающими глазами смотрел человек.

Она пулей выскочила в тамбур, захлопнула дверь и всем телом навалилась на неё. Сердце готово выскочить из груди! Постепенно женщина успокоилась, насколько это возможно в такой ситуации. Остаток перегона она ехала в тамбуре. От станции до станции на востоке поезд, бывает, идёт без остановок и по три, а то и по четыре часа. Зимой в халате и тапочках ехать в холодном тамбуре совсем не сахар.

Наконец поезд остановился, она бросилась к соседнему вагону. На её счастье у соседей горит свет, и они почти сразу открыли. Мужики долго не могли понять, с чего вдруг женщина, которая только что не пускала их в вагон, теперь столь же усердно зовет обратно, тем более она, опасаясь, что они не пойдут, толком ничего не сказала. Они только что допили с соседями припасённую бутылочку и собрались лечь спать.

В вагоне она всё им рассказала. Сопровождающие ошеломлены. В первый момент они не поверили и решили, что или ей всё приснилось, или она их разыгрывает, но неподдельно взволнованный вид, тапочки на морозе… мужчины переглянулись, может она сошла с ума? Попросили везде включить свет и решительно шагнули в кладовую.

Гроб на месте, в пустой кладовой спрятаться абсолютно негде. На всякий случай осмотрели гроб. Деревянный ящик цел, гвозди, доски... Проводница чувствовала себя не в своей тарелке и опускала глаза под скептическими взглядами мужчин.

-Какой из себя этот мужик твой? - спросил тот, что постарше.

-Лысый, худощавый...- непроизвольно покосилась на гроб, голос дрогнул. - Я лицо только видела. Глаза светлые такие, вроде как на выкат...

Мужики снова переглянулись, на этот раз настороженно.

-Ну-ка, пойдём! - старший решительно вышёл из кладовой. В купе он покопался в портфеле, протянул женщине фотографию.

-Он! Точно он! - голос её упал и одновременно обрёл звучность. Посмотрели на дверь кладовой, у всех похолодела спина.

Гроб с телом беспокойного усопшего благополучно доставили до станции назначения, выгрузили и увезли. Проводница нормально добралась до дома, только заклеила бумагой окошечко в кладовую. Больше она со «спецами» на восток не ездила и долго ещё всячески избегала ездить в «одно лицо».

Наказание порока.

Перевозка покойных по железной дороге, по сложившейся традиции, осуществляется багажными вагонами.

В отличие от «почтовиков», у «багажников» представительниц прекрасного пола крайне мало. И дело не в эмансипации, просто в багажных вагонах перевозятся крупногабаритные грузы, а на маленьких станциях часто бывает всего один грузчик, и приемосдатчикам, так официально называется эта профессия, приходится принимать участие в разгрузке и выгрузке багажа.

Часто багажными вагонами пересылались огромные мешки с подсолнечными семечками, а все, кто вырос в стране Советов, знают, что советский человек, где работал, там и воровал. Традиция, понимаете ли! «Багажники» воровство семечек каким-то особым грехом даже и не считали, так, мелочь. Существовала очень простая технология: в пробку бутылки вставлялась трубка, срезанная наискосок, как игла шприца. Мешковина раздвигалась трубкой, по дну бутылки постукивали ладонью, сыпалась тоненькая струйка семечек.

В этой поездке рядом с мешками семечек стоял ящик с гробом, но «багажники» часто перевозят покойников и к такому соседству, не то чтобы привыкли, притерпелись.

Приёмосдатчик решил набрать семечек. Уселся на гроб, проткнул мешковину, процесс пошёл. За его спиной стояла детская коляска, ехала к какой-то счастливой мамаше, и чтобы женщине удобней было катать малыша, ручка коляски сделана толстой и мягкой.

Поезд притормозил и начал снова набирать ход. Коляска беззвучно покатилась к увлечённому противоправной деятельностью мужику, и колясочная ручка мягко, но твёрдо легла на его плечо!

Его вопль слышали в соседних вагонах! Ворвавшийся в кладовую напарник ничего не может понять. На четвереньках стоит приёмосдатчик с вытаращенными глазами и вопит, в спину ему упирается коляска. Обернуться он боится, ему показалось, что это покойник восстал из гроба и положил ему руку на плечо.

С мужиком отводились. Накапали сердечного из аптечки, для душевного спокойствия выпил водочки, правда руки, с перепугу, дрожали так, что половина стакана выплеснулась ему на грудь, от каких либо таблеток он уже отказался. Стирал ли мужчина после этого нижнее бельё, история умалчивает, но на семечки, говорят, до сих пор без содрогания смотреть не может.

Страшная месть.

Разъездная работа, конечно, в корне отличается от существования большинства людей. Жизнь на колёсах накладывает свой отпечаток, и, как бы то ни было, дорожная романтика существует, но рутина, господа, рутина! От неё никуда не денешься. Бригады знают, что на этой станции можно подешевле купить мёд, на этой - свежие фрукты, а там - картошку и овощи, но всё уже давно известно, все города и станции этой линии они выучили наизусть. Какие-то экстраординарные случаи редкость, и часто члены бригады развлекают себя сами.

Конечно, интересно и весело слушать или читать о комических происшествиях, но стать героем таких историй - сомнительное удовольствие.

На этот раз нашими персонажами будет бригада почтового вагона с открытым обменом. ВПН и проводница, женщины бальзаковского возраста, и юноша-ВПНЗ. Он только что окончил учёбу, и это его первая поездка в качестве помощника. Дамы решили разыграть молодого человека. В вагоне вместо матрасов использовался толстый поролон, обшитый тканью. Сверху застилается простынёй, и постель готова.

Пока помощник проверял в кладовой почту, эти две пожилые проказницы налили ему воды на полку и аккуратно положили матрас. Когда ничего не подозревающий вьюнош лёг спать, он сначала ничего не почувствовал, но потом... человек во сне имеет обыкновение ворочаться, наш молодой человек не исключение.

Утром его разбудила начальница:

-Вставай! Чайник уже вскипел, пойдём кофе пить.

Проснувшись, юноша почувствовал некий дискомфорт. Откинул одеяло... О, ужас! Трусы мокрые, а на простыне — мокрое пятно! Но по смешкам и перешептыванием в канцелярии понял, что его разыграли. Молодой человек смог сохранить лицо, на шпильки в свой адрес, отшучивался и терпеливо искал момент для достойного ответа.

Случай представился в следующую ночь. Дежурила ВПН. Пока она проверяла почту в кладовой, парень тихонько встал и залез под стол. Ждать пришлось долго, сидеть, согнувшись крайне неудобно, начало ломить спину, он уже подумывать плюнуть на всё и вылазить, но, наконец, хлопнула дверь кладовой, вошла начальница. Не ждущая от жизни ничего плохого дама отодвинула стул, села и только привстала, чтобы пододвинуть стул, парень схватил её за щиколотки!

Результат превзошёл все ожидания. Полная солидная женщина тоненько по щенячьи взвизгнула, подпрыгнула и с воплем: « Ой! Ой! Ой!» мячиком поскакала по канцелярии. Далее с ней случилось то, что они вдвоём с проводницей мистифицировали отомщённому юноше!

Полного счастья не бывает, начальницу пришлось отпаивать валерьянкой. В отличие от молодого человека, она не смогла отнестись к розыгрышу с юмором. С помощником не то что разговаривать, смотреть на него спокойно не могла! Больше они вместе не ездили.

В жанре детектива.

Советский союз приказал долго жить. Перемены, которые произошли в стране, самым пагубным образом отразились на состоянии почты. Объём перевозок резко сократился, закрывались и укорачивались линии, ушли в прошлое поездки в страны теперь уже близкого зарубежья. Конечно, не только политические перемены повлияли на почтовые перевозки, но, главным образом, развитие средств связи и наполнение потребительского рынка. Сотовая связь и интернет почти похоронили письменную корреспонденцию, а отсутствие дефицита товаров загубило посылочный поток.

Зато махровым цветом расцвела преступность. В советские времена криминальный мир влачил жалкое существование. Но вот настал их час. Воры в законе и воры в высоких креслах строят дворцы и покупают яхты, а ловкие мошенники из воздуха делают миллионные состояния. Переходный период, господа! Воры и бандиты помельче, глядя на своих более удачливых собратьев, тоже хотят сладко кушать и мягко спать. Безработица и обнищание большинства населения тоже вносят немалую лепту в криминальную хронику.

И почтовые вагоны не минула чаша сия.

Поезд спешит к дому, остался какой-то час до родной станции. На полустанке в вагон погрузили большой ящик. Документы в порядке, обычный коммерческий груз. Почему не автомобилем? Ну, мало ли какие обстоятельства у людей! Закрыли двери, поезд тронулся.

Бригада перед домом спешит закончить все работы. Помощнице понадобился порожний мешок, и она пошла в кладовую.

Рядом с раскрытым ящиком стоит мужчина в маске и с пистолетом. Растерявшаяся женщина не успела даже слово сказать, неизвестный подскочил к ней, схватил за волосы и потащил в канцелярию.

-Все на пол! Лицом вниз!

Опешившие ВПН и проводник беспрекословно выполнили команду.

-Где мешок с деньгами?

В те времена почтовые вагоны собирали кассовую выручку на маленьких станциях, заделывали в обычные страховые мешки и сдавали на больших станциях. На этом маршруте заделывали даже два таких мешка

Когда бандит получил банковский мешок, он потребовал второй, знал о наличии ещё одного, но его в вагоне не было. Не знал злоумышленник и о том, что в вагоне едет ещё один человек, проводница в соседнем городе находилась в командировке, а сейчас возвращалась домой. Пожилая женщина умывалась в туалете и ничего не слышала. С полотенцем в руках она вошла в канцелярию, когда неизвестный находится к ней спиной. Поезд замедляет ход и тормозит на последней перед конечной станции.

-Что у вас здесь за цирк?

Бандит резко поворачивается, направляет пистолет на женщину.

-Стоять! На пол!

Проводница с криком:

-Караул! Убивают!!! - выбегает прочь из вагона.

Бандит, с мешком в руках, выбегает следом и скрывается в неизвестном направлении.

Не далеко от вагона нашли только брошенную маску.

Милиция на этот раз сработала оперативно, всех участников банды вскоре задержали. Инициатором ограбления оказался бывший разъездной, уволенный незадолго до описываемых событий за пьянку. Вот почему бандиты прекрасно были осведомлены и о наличии двух банковских мешков, и о составе бригады. Неожиданностью для них стало только появление в вагоне ещё одного человека. Украденная сумма оказалась незначительной, да и этими деньгами бандиты воспользоваться не успели.

Ещё один случай произошёл в парке отстоя.

На этот раз бандиты проникли в вагон под видом составителей. И опять целью злоумышленников стал банковский мешок. Снова, теперь уже непосредственным участником ограбления, оказался бывший коллега ограбленных, который когда-то даже с ними ездил. Членов бригады связали скотчем, завязали им глаза, а бывший проводник жестами, чтобы не выдать себя голосом, показывал своим подельникам, что и где находится.

И этих бандитов быстро нашли и задержали, нужно отдать должное работникам милиции, в обоих этих случаях они сработали быстро и результативно.

Не знаю из-за этих происшествий или по какой-то иной причине, но через некоторое время сбор денежных сумок и заделывание банковских мешков отменили, а ведь не один десяток лет почтовые вагоны занимались этой работой.

К сожалению, это не единственные случаи нападения на работников почтовых вагонов. Далеко не всегда и отечественные Шерлоки Холмсы оказывались на высоте, но не хочется утомлять читателя криминальными историями, тем более для этого достаточно открыть газету или включить телевизор.

Случались и курьёзные истории.

В старые добрые времена ВПНу в поездку выдавали оружие, древний безотказный револьвер-наган. На моей памяти по прямому назначению защищать почтовые отправления или свою жизнь оружие никогда не применялось, но комических и даже трагических случаев хватало.

Поезд прибыл в Киев. В столице Украины у ВПНа возникали проблемы с оружием. На других станциях оборота револьвер сдавался оружейнику, а перед отправлением у него же и получали, но в Киеве... То оружейника на месте нет, то вдруг он заболел, а куда прикажете девать этот самострельный агрегат? В вагоне оставлять страшно, мало ли! Взять с собой в город? Не сидеть же в вагоне целый день только из-за того, что у какого-то отставника - а именно отставные военные занимались оружием - что-то там разболелось.

Лето, едет трамвай по центру столицы, тогда ещё не "самостийной" Украины. Пожилой гражданин, пробираясь к выходу, нечаянно толкнул симпатичную девушку в коротком летнем платьице. У гражданки от толчка открывается дамская сумочка и под ноги дедушки падает револьвер, типа наган, образца 1898 года.

В трамвае легкая паника. Вокруг юной обладательницы грозного оружия времён Гражданской войны мгновенно образовался пустой круг, хотя только что люди стояли впритирку друг к другу.

Красная от смущения девушка-ВПН наманикюренными пальчиками поднимает оружие и суетливо засовывает обратно в сумочку. Пришлось выходить вместе с боязливо косящимся дедушкой, хотя до нужной остановки ещё добрых полчаса езды. Хорошо, что патроны остались в вагоне, а то бы ещё выстрелил! Дама-ВПН хоть и сдала все зачёты по оружию на отлично, но слабо представляла, как работает этот чёртов пистолет!

Вагонный серпентарий.

Жена проводника любила змей. Не то, чтобы без них жить не могла, но уж очень они ей нравились. Её можно понять. Грациозные текущие движения, переливающаяся блестящая чешуя; эволюция убрала всё лишнее и создала совершенное существо. Очень не многие разделяют эту любовь, даже мужчины относятся к змеям с опаской, о женщинах можно даже и не говорить.

Примерный муж решил сделать подарок любимой и на птичьем рынке приобрёл по случаю парочку ужей. В вагон влюблённый проводник доставил подарок в мешке, с ним ему пресмыкающихся и продали. Продавец уверял, что кормить ужиков не нужно, и даже недельный пост они выдержат без всякого ущерба для змеиного здоровья.

Держать змеят в тёмном и тесном мешке трое суток, а именно столько поезд идёт до дома, проводник посчитал бесчеловечным, и вместе с помощником они решили переселить ужиков в трёхлитровую банку. Переселение произошло без каких либо эксцессов, змеят просто вытряхнули из мешка в банку. Пока двадцатисантиметровые ужики осваивали новый стеклянный дом, мужская часть бригады с удовольствием предавалась натуралистическим созерцаниям. Звали разделить удовольствие даму-ВПНа, но мужские змеиные восторги она не разделяла и даже близко к банке опасалась подходить.

Вдоволь налюбовавшись, проводник убрал банку к себе под полку, а для того чтобы ужики не удрали и не задохнулись, завязал, вместо крышки, банку двойным слоем марли.

Всё-таки, для того чтобы содержать серпентарий, нужно иметь хотя бы минимальные знания о подопечных. Оказывается, порвать марлю и выбраться на свободу для змеят не составило особого труда.

Первой, на свою беду, вольнолюбивого ужа обнаружила начальница. Проводник и помощник одновременно подпрыгнули на полках от пронзительного визга. Одним прыжком женщина далеко не юного возраста и немалого веса оказалась на своём рабочем столе. Вылетевших из купе мужчин встретила гневная тирада, а указующий перст простёрся в направлении виновника паники.

Ужика мужская половина бригады ловила под аккомпанемент нелицеприятных комментариев с рабочего стола в адрес змей, безответственных проводников и всей мужской части человечества. Высказывания прекратились, когда выяснилось, что и второго ужа в банке нет. Тихим испуганным голосом женщина попросила помочь ей слезть со стола, а главное внимательно осмотреть пол под ногами, чтобы, не дай бог(!), не наступить на несчастного ужика. На цыпочках, с быстротой молнии дама влетела в своё купе, голос сразу обрёл звучность:

-Что хотите делайте, но чтобы к началу погрузки эту тварь поймали!

Легко сказать! Парни обшарили все углы, с фонарём просмотрели все тёмные места, но уж как в воду канул! Вот уже вагон ставят под погрузку, а они, ползая на коленях, всё осматривают самые дальние закоулки. Проводник проклинает тот день и час, когда решил сделать жене такой экстравагантный подарок, угрюмый помощник заглядывает в самые невероятные места.

В вагон влетает разгневанная бригадирша страхового сектора:

Вы сегодня грузи...- вдруг подпрыгнула, в воздухе развернулась, и уже из тамбура раздался отчаянный вопль: - Зме-е-я!!!

Натуралисты-любители не сообразили: змея не только ползает по полу, но и легко может подняться по тонкой трубе. Около окна стоит электроплитка, и как раз перед водворением ужей в банку проводник подогревал чайник. Тепло и привлекло пресмыкающегося. Пока люди на коленях прошлифовали чуть ли не весь пол в вагоне, змеёныш обвил решётку окна и принимал тепловую ванну.

Ужиков проводник своей любимой всё-таки привёз. Хотя начальница была очень недовольна, требовала, чтобы проводник держал банку в руках, когда она проходит в туалет, говорила, что напишет докладную на безответственные действия проводника, но слово своё не сдержала.

Множество самых разнообразных случаев произошло и ещё произойдёт в почтовых и багажных вагонах и возле них.

И сейчас мчатся поезда. Глухой ночью встаёт, позёвывая, ВПН и, проклиная свою работу, готовит почту к обмену. А где-то раннее утро, проливной дождь, и обречённо бредут "багажники" к вагону, ведь поезд ждать не будет. Ещё где-то вечер, загорелая бригада вернулась с моря и готовится в обратный путь, домой.

А наш поезд прибыл на конечную станцию. Приехали. Пора заканчивать эти правдивые заметки и благодарным поклоном прощаться с читателем.