Найти тему
Секретные Материалы 20 века

Букет цветов из подводной лодки

Не так давно по каналам ИТАР-ТАСС прошло сообщение о том, что в Санкт-Петербургском государственном морском университете разработан подводный водонепроницаемый велосипед, который изобретатели назвали Blue Space. По сути это мини-подводная лодка длиной 3,5 метра и высотой 1,2 метра, рассчитанная на два пассажирских места, в которой «акванавты», находящиеся в полулежачем состоянии, вращая педали, будут погружаться на глубину до 40 метров и плыть со скоростью от 2 до 5 узлов в час.

Копия подводной лодки Джевецкого
Копия подводной лодки Джевецкого

Подводный велосипед создан для научно-исследовательских, познавательных (туристических), а также спасательных целей. Он оснащен средствами навигации, системой аварийного всплытия, средствами связи и подачи сигналов бедствия. Кроме того, создатели этого подводного чуда предусмотрели возможность двигаться не только вперед, но и назад, подниматься вверх и опускаться вниз, зависать над подводным объектом. Все это привлечет к уникальному аппарату внимание любителей красот подводного мира и профессиональных подводных археологов.

Правда, ориентировочная стоимость этой «малютки» обозначена в 1–1,5 миллиона рублей, что вполне соответствует духу и букве русской пословицы: «Мал золотник, да дорог».

Но уж если вспоминать пословицы, то на ум приходит еще одно крылатое выражение (конечно, с поправкой на достижения научно-технического прогресса): «Все новое — это хорошо забытое старое».

Ведь еще во второй половине XIX века, а точнее — в 1876 году, выдающийся российский изобретатель Степан Карлович Джевецкий разработал проект одноместной подводной лодки, в которой «акванавт» при помощи ножных педалей приводил в движение гребной винт. Конечно, задачи перед изобретателем стояли иные, нежели сейчас. Россия была на пороге войны с Турцией. Из-за поражения в Крымской войне, которое привело к потере флота на Черном море, русское командование не могло рассчитывать на крупные морские операции в поддержку сухопутной армии на Балканах. Этим и объясняется интерес Морского ведомства к строительству подводных кораблей. За период с 1878 по 1880 годы ведомством были рассмотрены пять проектов подводных лодок. Еще несколько проектов было направлено изобретателями в Русское техническое общество. Однако все они, за исключением «подводной черепахи» Джевецкого, остались на бумаге.

Первая мини-подлодка была построена Степаном Джевецким на собственные деньги в 1877 году в Одессе. «Подводной черепахой» ее окрестили потому, что металлический корпус напоминал по форме панцирь черепахи. Длина лодки составляла около 4 метров. В «панцире» (верхняя часть лодки) для командира, который представлял собой весь экипаж, было устроено удобное сиденье, почти соприкасавшееся с ножными педалями. Голова «акванавта» располагалась под своеобразным куполом, отлитым из толстого стекла. Это приспособление позволяло для ориентации не всплывать полностью, тем самым обнаруживая себя, а лишь поднимать купол из воды.

В «подбрюшье» черепахи (нижняя часть лодки) размещалась камера со сжатым воздухом, который вытеснял балласт (воду) при всплытии.

Всплытие и погружение лодки регулировалось расположенным в носовой части цилиндром с поршнем. При втягивании поршня внутрь цилиндра происходило заполнение отсека балластной водой — лодка погружалась, при выталкивании поршня вода вытеснялась и лодка всплывала.

Вооружение «подводной черепахи» было уникальным. Автор создал мину с особыми присосками, которую можно было установить под дном вражеского корабля. Но как прикрепить ее, не выходя из лодки? И тут техническая сметка Джевецкого опередила свое время. В металлическом корпусе лодки были проделаны два отверстия, к которым герметично крепились в скатанном виде длинные толстые резиновые рукава, заканчивавшиеся такими же резиновыми перчатками. Специальный механизм впускал в них сжатый воздух из «подбрюшья», рукава расправлялись наружу, командир продевал в них руки и прикреплял смертоносный груз к днищу вражеского корабля. Затем «черепаха» отходила на безопасное расстояние, включалась гальваническая батарея, разряд шел по специальному кабелю к прикрепленной мине...

А теперь пусть уважаемый читатель обратится к любимому с детства знаменитому роману Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Даже в нем, превзошедшем все технические достижения и замыслы XIX века, вряд ли отыщется нечто подобное!

А ведь, в отличие от «Наутилуса», «подводная черепаха» Джевецкого существовала реально!

Вторая модель подводной лодки была построена Джевецким уже в Санкт-Петербурге, на Невском заводе, и испытана на Гатчинском озере. На испытаниях присутствовала императорская чета. Изобретатель сумел продемонстрировать чудеса в управлении своей «подводной черепахой». Несколько раз он погружался и проходил под лодкой, в которой находились Александр III и Мария Федоровна. Когда же гребцы, испугавшись за жизнь венценосных особ, быстро причалили к пристани, неугомонный Степан Карлович пришвартовался рядом и, выйдя из своего железного детища, галантно вручил императрице букет цветов.

Александр III был в восторге от таких «подводных эволюций» и тут же дал распоряжение военному министру о постройке пятидесяти лодок. Изобретателю выплатили сто тысяч рублей, учитывая его значительные затраты на разработку и создание первой мини-подлодки.

Все пятьдесят подводных лодок построили в рекордно короткие сроки — всего за один год. Для этого пришлось половину серии строить в Петербурге, а вторую половину — во Франции, на машиностроительном заводе Платто. Замечу, что во Франции сразу же после этого появилась своя подводная лодка подобной конструкции, созданная инженером Губэ. Этому не приходится удивляться, так как брат инженера работал чертежником у Платто и передал Губэ всю техническую документацию.

Узнав об этом, Джевецкий задумал в 1883 году «утереть нос» конкурентам и оснастить подводные лодки торпедами собственной конструкции, позволявшими производить атаки с места и на ходу. Вскоре он решил отказаться и от педального механизма, заменив его электродвигателем. В 1884 году изобретатель потратил пятнадцать тысяч рублей на оснащение двух «подводных черепах» электродвигателями, получавшими энергию от недавно изобретенных аккумуляторов. Так появились первые в мире подводные лодки с электродвигателями.

«Черепахи» во время испытаний на Неве шли против течения со скоростью четыре узла. Но все же Военно-инженерное ведомство отказалось оборудовать пятьдесят подводных лодок электродвигателями. Они продолжали нести свою службу в Кронштадте и в Севастополе, оставаясь «подводными велосипедами». Согласно архивным данным министерства, к 1900 году в Кронштадте на ходу оставались семь таких подводных лодок. Одна из них, усовершенствованная лейтенантом Яновичем, участвовала в военных действиях во время Русско-японской войны, обороняя устье Амура. До сегодняшнего дня сохранился один-единственный экземпляр «подводной черепахи» Джевецкого, который находится в зале Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге.

За свою долгую жизнь изобретатель разработал десять проектов различных подводных лодок и вооружение к ним. Многие проекты так и остались на бумаге «из-за минования надобности», что означает в переводе с канцелярско-бюрократического языка всего лишь отсутствие понимания и заинтересованности вышестоящих инстанций.

Но вот что интересно. Занимаясь вопросами теории и практики строительства подводных лодок, Степан Карлович вышел на решение проблем… зарождающегося воздухоплавания. К 1905 году он разработал оригинальный гребной винт, который сразу же нашел применение в авиации. В 1910 году в книге «Воздушные винты» Джевецкий впервые в мире дал теоретическую разработку пропеллера.

Но вот наступил 1917 год. В условиях послереволюционного хаоса, когда говорить о дальнейших теоретических изысканиях, да и их практическом применении, не приходилось, семидесятипятилетний изобретатель посчитал за благо уехать из страны. Скончался Степан Карлович Джевецкий в апреле 1938 года, дожив до 95 лет и ни на минуту не прекращая научно-изыскательской деятельности. До конца жизни он носил на лацкане пиджака солдатский Георгиевский крест, который заслужил в сражениях Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В России же о нем помнят благодаря чудом сохранившейся «черепахе», являющейся прототипом нынешнего поколения «подводных велосипедов».

«Секретные материалы 20 века» №14(374), 2013. Александр Обухов, член-корреспондент Петровской академии наук (Луга)