Найти тему
Славутинский Виктор

Царь-проекты: 10, самолёт К-7

Второе, что вижу возможным предложить читателю здесь, то есть кому угодно, это главы из моей книги "Царь-проекты", доступной к чтению и скачиванию в виде pdf файла тут.

Царь-проектом называю проект, имеющий большинство из следующих признаков:

1) обычно технический, зачастую до сих пор поражающий параметрами; 2) кратно большими современных ему аналогов; 3) до какой-то степени реализованный на практике, вместо как чисто умозрительный; 4) реализованный по распоряжению самого высокого руководства; 5) принесший, между тем, практические результаты близкие к нулю или нулевые; 6) и бывший способным принести только такие.

На мой взгляд, отношение к Царь-проектам это один из водоразделов между достаточно взрослым психологически человеком, находящимся по сторону разума, и находящимся по сторону эмоций подростком психологически. Основные области моих интересов находятся за пределами возможностей второго.

Предыдущая часть.

Самолёт К-7

Год создания 1933й

Длина 28 м

Вес 40 т

Полезная нагрузка 16 т, 1/2.5

Тяга двигателей 7х750 л.с. , ~ 5.2 т

Скорость 234 километра в час

Рис. 10. Самолёт К-7.
Рис. 10. Самолёт К-7.

Многоцелевой самолёт, в первую очередь бомбардировщик, самый большой в стране на момент создания, тяжелее предыдущего в два раза и предыдущего самолёта конструктора в десять.

Геометрические размеры его были, соответственно, большими в полтора и в три с лишним раза, такими, что у лётчика физически отсутствовала возможность повернуть управляющие поверхности в полёте напрямую.

Изначально конструктор предложил здравое решение, сделать управление машиной электрическим на моторах, но смежники его подвели. В результате рули отклонялись меньшими рулями на выносных балках, которые у пилота хватало сил повернуть.

Как таковая, странная конструкция оказалась на удивление эффективной, но машина потерпела катастрофу по обрыву тяг рулей из-за вибрации, обусловленной различием их центров прочности, центров масс, и центров давления.

Эффект этот раньше проявлялся на других самолётах, но умеренно, и его устраняли наощупь, «методом тыка». На большой машине он стал критическим. Пятнадцать человек погибло.

При полноценных исследованиях и катастрофа могла быть предотвращена, и самолёт мог полететь, но тогда всё делалось проще. Два других экземпляра разобрали, а задачу решил другой конструктор другой машиной.

Следующая часть.