Когда я в детстве еще не ходил в школу, мама в читала мне на ночь книги. Именно книги, среди которых, конечно, были сборники сказок, но ими список не ограничивался. Например, она читала мне Толкиена - да, я знаю, что правильным будет написание/произношение Толкин, да и Бильбо все же Бэггинс, а не Торбинс, но при первом знакомстве "Хоббит" предстал передо мной в переводе Маторина, и с этим уже ничего не поделать.
А еще мама читала мне "Легенды и мифы Древней Греции" Николая Альбертовича Куна, которые открыли мне мир древнегреческой мифологии еще до того, как по телевизору начали показывать популярные в девяностых сериалы "Невероятные приключения Геракла" и "Зена - принцесса-воин". И поэтому уже в семь-восемь лет я открыл для себя, что кинематограф совсем не стремится к точному и подробному отображению истории и культуры, а стремится к зрелищности и простоте, способных привлечь широкую аудиторию. Не то чтобы мне не нравились эти сериалы, но критиковать их по части матчасти я начал их еще до того, как выучил таблицу умножения.
Кун в художественной, простой и лаконичной форме систематизировал и изложил сведения о древнегреческих богах и героях, почерпнув сведения из "Теогонии" Гесиода, "Илиады" и "Одиссеи" Гомера, а также "Метаморфоз" Овидия. Получилось весьма доступно и увлекательно, а это большой труд - донести до читателя сложную систему мифологических воззрений древних греков. Современный кинематограф даже не пытается повторить подобное, нещадно утрируя, упрощая и искажая литературные источники.
Итак, откуда есть пошли олимпийцы, кто они вообще, и как влияли на жизнь людей в представлении античных авторов.
В начала был лишь Хаос. Хаос не в его обыденном представлении беспорядка и неразберихи, а некий период "до" - до того, как началась История. Что он из себя представлял? Сложно сказать, что имел ввиду древнегреческий автор, пытаясь объяснить слушателям, что было в начале начал. Некие бурлящие воды? Бездну, в которой перемешались тьма и свет? Аналогичный вопрос поставит в тупик и большинство современных людей, если поинтересоваться, а что же было до Большого Взрыва?
Древние греки отвечали просто: Хаос.
Как долго клубился и бурлил Хаос, сказать нельзя, потому что в ту действительно доисторическую эпоху не было даже времени. Но в определенный момент в нем возникли три сущности: Гея, Тартар и Эрос. С Геей все просто, и в то же время интересно - это сама Мать-Земля. Ее можно было представить в виде антропоморфической сущности, но зачем, если вот она, прямо под ногами? Ей не нужны храмы - потому что любой храм уже строится на ней. Чтобы молиться ей, не нужно куда-то идти. Нужно только вдуматься: по сути, древние греки общались с первой разумной сущностью во Вселенной каждый день, воспринимая все привязанные к литосфере явления как ее волю. Это заставляет задуматься о том, каким на самом деле было мировоззрение людей той эпохи.
Тартар - это абстрактное место глубоко под Геей, которое находится от нее так же далеко, как и небо. Там царят вечные мрак и ужас. Ну а Эрос, возникшая вместе с Тартаром и Геей - Любовь как движущая сила жизни.
Хаос, Гея, Тартар и Эрос стали четырьмя первоосновами Вселенной, из которых продолжилось ее формирование.
После Геи, Тартара и Эроса Хаос породил Эреб - Вечный Мрак, и Нюкту - Ночь. Эреб и Нюкта подарили миру Эфир - Свет, и Гемеру - ясный День., что дало начало смене дня и ночи. То есть, по представлению Гесиода, работы которого пересказал Кун, день как суточное время возник раньше появления Солнца.
Но дальше еще интереснее, потому что Гея рождает Урана - Небо. Сам небесный свод. И тут стоит задуматься, а как же в представлении древних греков сменялись день и ночь, если неба как такового еще не было? Почему в поэме Гесиода сначала описано рождение ночи и дня, а уже потом самого небосвода?
Видимо, древние греки понимали под Ураном не все, что над головой, а только саму атмосферу, вынося основные космические явления за его пределы. А ведь "Теогония" Гесиода - это сочинение VIII - VII веков до нашей эры. И это пример того, что древние греки видели мир куда более сложным, чем может показаться на первый взгляд. Скажем так, они пытались разобраться в том, как все устроено.
После Урана Гея рождает Урею и Понта - Горы и Море.
Уран взял Гею в жены, и от их союза произошли титаны, циклопы и гекатонхейры. Двенадцать титанов, три циклопа, три гекатонхейра.
Титаны - божества второго поколения, шесть братьев и шесть сестер. Братья - Океан, Кей, Криос, Гиперион, Япет и Крон (Кронос), сестры - Тея, Тефида, Рея, Фемида, Мнемосина и Феба. Они стали родителями богов, и при этом и сами выполняя определенные божественные функции. Например, Океан - повелитель мирового потока, омывающего земную твердь; Кронос - персонификация времени; Фемида - богиня правосудия; Мнемосина - богиня памяти.
От союза Гипериона и Тейи родились Гелиос - Солнце, Селена - Луна, и Эос (Аврора) - Заря. Океан и Тефида породили речные потоки - сыновей, и океанид - дочерей. Крий и Эврибия родили Астрея, Перса и Палланта. Япет и Климена (одна из океанид, дочь Океана и Тефиды) - Атланта, Менетия, Прометея и Эпиметея. От союза Астрея и Эос произошли все звезды и ветры - Борей (северный), Эвр (восточный), Нот (южный) и Зефир (западный).
Циклопы и гекатонхейры - это дети-великаны Геи и Урана. Циклопы - Арг (Сияющий), Бронт (Громовой) и Стероп (Сверкающий). Они были одноглазыми и обладали ужасающей силой. Именно они отковали молнии Зевса, шлем Аида и трезубец Посейдона, а также обучили ремеслам Гефеста и Афину. Кроме того, в мифах упоминаются и другие циклопы - Полифем и Пирагмон. Но Полифем в "Илиаде" - сын Посейдона, так что, видимо, следует различать перворожденных циклопов, обладающих божественными силами и знаниями, и циклопов-чудовищ, рожденных значительно позже, которых объединяло с детьми Урана и Геи только наличие единственного глаза.
Гекатонхейры - пятидесятиголовые и сторукие гиганты - Бриарей (Могучий), Котт (Гнев) и Диес (Пашня). Их стихийная сила не знала предела, и видимо, они олицетворяли разрушительные силы природы.
Уран возненавидел циклопов и гекатонхейров из-за их ужасного облика и заключил в недрах Геи. И тогда она попросила титанов восстать против отца, но только один Кронос решился, и хитростью сверг отца. В наказание за это преступление Нюкта самостоятельно произвела на свет Таната - Смерть, Эриду - Раздор, Апату - Обман, Кер - уничтожение, Гипнос - тяжелые и мрачные сны, Немесиду - месть, Морос - Рок, Герас - Старость, Онир - лживые сны, Мом - Насмешка.
Из крови Урана, пролившейся на Гею, были рождены гиганты, эринии (фурии) и мелии, а из морской пены, возникшей после того, как Кронос бросил в море часть тела отца, вышла Афродита.
После свержения Урана супругом Геи стал Понт, их результатами их союза стали Нерей, Тавмант, Форкий, Кето и Эврибия, которые, в свою очередь, дали начало целому сонму морских божеств и чудовищ.
Но об этом уже в следующей части - https://dzen.ru/a/Zfweebp3o3fHxUfY