Ербол ОМАРХАНОВ, Директор Ассоциации микрофинансовых организаций (АМФОК, Казахстан) рассказал о том, как регуляторные меры государства влияют на развитие микрофинансового бизнеса Казахстана. Часто весьма неожиданным образом.
С конца 2019 года в Казахстане происходит постепенное планомерное ужесточение финансового законодательства, и с 1 января 2020 года ранее нерегулируемая деятельность участников кредитного рынка (кредитных товариществ, ломбардов, онлайн-кредиторов) была внесена в реестр регулирования и надзора Национального банка и Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Казахстана. В отношении всех организаций осуществляющих микрофинансовую деятельность установлены определенные регуляторные требования, в том числе направленные на снижение долговой нагрузки. Теперь микрофинансовые организации обязаны рассчитывать коэффициент долговой нагрузки заемщика и устанавливать предельные значения годовой эффективной ставки вознаграждения.
Ранее игроки финансового рынка - онлайн-кредиторы осуществляли деятельность в форме простых юридических лиц, но сейчас их деятельность приравнена к микрофинансовой деятельности. Для них в Законе появилась норма о краткосрочных займах, выдаваемых на срок до 45 дней и в сумме не более 127 тыс. тенге (примерно 400 долл. США); в отношении классических микрофинансовых организаций увеличена максимальная сумма микрокредита с 20 млн тенге до 50 млн тенге. Ранее в Законе «О микрофинансовых организациях» не было разделения микрокредитов на краткосрочные и «классические».
Несмотря на ограничения законодательства и ужесточение регулирования, рынок микрокредитования, включая онлайн-кредитование, Казахстана только сейчас начал активно развиваться. Ранее, представители онлайн-МФО осуществляли деятельность в форме простого юридического лица, и только недавно их деятельность приравняли к деятельности микрофинансовых организаций.
Кредитный портфель микрофинансовых организаций Казахстана составляет около 355 млрд тенге, NPL свыше 90 дней на уровне 7,3%, но он увеличился за счет прихода в сектор онлайн-кредиторов и статистика учитывает риски и этих участников рынка в общем кредитном портфеле.
В законе для микрофинансовых организаций была с 2020 г. предусмотрена возможность участия на фондовом рынке. Например, ОнлайнКазФинанс - одна дна из ведущих компаний рынка, предоставляющая микрокредиты онлайн под брендом SOLVA и являющаяся дочерней компанией MoneyMan, уже принимает участие в облигационной программе.
Позиции МФО в Республике
Важно отметить, что в последнее время в Казахстане сложилось определённое негативное восприятие деятельности МФО у общества и государства. Сформировался стереотип, что микрофинансовые организации – это ростовщики, предоставляющие кредиты, злоупотребляя правами кредитора. Но на самом деле это не так. Традиционный рынок микрофинансирования Казахстана, формирование которого началось в конце 90-х гг. прошлого века, уже существует более 20 лет, имеет иные цели и задачи нежели у тех участников кредитного рынка, чья деятельность ранее не подпадала под регулирование Нацбанка. Поэтому, несмотря на объединение в один сектор экономики банковских кредитных организаций и МФО, подчинив единым правилам, надежные представитель сектора остро ощущают весь негатив, который накопился у общества в отношении ранее нерегулируемых игроков рынка.
Отдельные представители микрофинансового сообщества, деятельность которых ранее не регламентировалась, злоупотребляли своими возможностями и нарушали права заемщиков. Поэтому сегодня главная задача микрофинансового сектора Казахстана – восстановить репутацию и доказать свою пользу государству и обществу.
В качестве примера недобросовестности отдельных игроков можно привести пример – это резонансное дело, когда несколько юридических лиц под вывеской ломбардов осуществляли незаконную предпринимательскую деятельность, участвовали в создании финансовых пирамид, и совершали противоправные действия в отношении более 6 тысяч граждан Казахстана. Для ограничения незаконной, фактически мошеннической деятельности, представителями регулятора (под контролем Президента) была проведена тотальная проверка всех финансовых организаций страны.
Правовое регулирование финансовой деятельности
Если провести сравнительный анализ норм финансового законодательства Казахстана с нормативными базами других стран, то можно увидеть массу ограничений. Так, например, во многих странах МФО могут привлекать депозиты, но в Казахстане для МФО это направление финансовой деятельности закрыто.
В Казахстане существует очень большой разрыв между организациями внутри рынка, которые работают на рынке более двадцати лет и так называемыми небольшими и средними (по объемам, активам, собственным капиталам) компаниями. Крупные игроки рынка переросли формат «коротких штанишек» и им нужны дополнительные инструменты для дальнейшего развития бизнеса, но, к сожалению, финансовый регулятор с осторожность смотрит на такие инициативы, учитывая злоупотребления и мошенничество на небанковском рынке кредитных услуг.
Все регуляторные меры, которые в настоящее время существуют, направлены на снижение долговой нагрузки граждан, упорядочивание и приведение к цивилизованной форме рынка небанковских кредитных организаций, но при этом ограничивают деятельность тех же PDL-компаний, что ощутимо и негативно сказывается на классическом секторе микрофинансирования.
Представители микрофинансового сообщества Казахстана предложили на обсуждение регулятору ряд мер и изменений в деятельности МФО в рамках концепции развития финансового сектора в части микрофинансовых организаций, например, возможность перехода на более высокий уровень для оказания широкого спектра финансовых услуг (переводные операции, эмиссия платежных карт и т.п).
Изменения в ставке вознаграждения
В Казахстане установлено предельное значение годовой эффективной ставки (ГЭС) вознаграждения для классических МФО (оно такое же, как и у банков) и не может превышать 56% по классическим большим займам. В отношении краткосрочных займов установлены ограничения по вознаграждению на уровне 30% от суммы основного долга.
Важно уточнить, что в настоящий момент ставка вознаграждения ГЭС варьируется от 38 до 43%. Основная проблема кроется в фондировании, так как в Казахстане оно ограничено. В связи с этим МФО вынуждены обращаться за пополнением оборотных средств к иностранным кредиторам. 70% всех выданных на территории Казахстана микрокредитов были предоставлены за счет включенных иностранных инвестиций. Поэтому средняя ставка по фондированию по таким займам находится на уровне 17-20% в тенге с учетом хеджирования рисков.
Напомним, что территория Казахстана находится на 9-ом месте по площади в мире. МФО работают в основном в отдаленных регионах, осуществляя поддержку субъектов малого и среднего бизнеса и населения, расположенных/проживающего в сельской местности и в тех регионах страны, где слабо развита банковская инфраструктура, где нет банковских отделений, и банкам нерентабельно работать. МФО обладает обширной сетью отделений и структурных подразделений, что отражается на операционных издержках, связанных с выдачей и обслуживанием займа и составляющих около 16%. Учитывая ставку привлечения по фондированию в размере 17-20%, операционные издержки, то маржинальность варьируется от 4 до 10%, и с этой части вознаграждения МФО уплачивают корпоративный подоходный налог в размере 20%.
Сегодня финансовый регулятор по поручению главы государства разрабатывает меры по снижению годовой эффективной ставки вознаграждения, предельное значение которого установлено в размере 56%. Агентство по регулированию и развитию финансового рынка предлагает этот пороговый уровень снизить и дифференцировать займ в зависимости от способов обеспечения (беззалоговый, залоговый, ипотечный). По беззалоговым оставить на том же уровне 56%, по залоговым снизить ставку вознаграждения до 35%, по ипотечным займам установить предельное значение ГЭС в размере 25%.
Пруденциальные нормативы
Требования к уставному капиталу повысились практически в три раза с 30 млн тенге до 100 000 000 тенге. Как нам представляется это было сделано для повышения финансовой устойчивости МФО и сокращения количества мелких организаций, не имеющих свободных средств для улучшения качества услуг. Установлены требования к содержанию договоров о предоставлении микрокредита, такие как требования к размеру шрифта, отражения в обязательном порядке и в определенной последовательности обязательных условий (сумма, размер ставки вознаграждения, размер переплаты, методы и способы погашения, графики погашения и др.)
Проблемы объединения секторов МФО и банковского в одну отрасль
Карантин стал переломным периодом для многих. За время изоляции государством и финансовым регулятором был принят ряд мер, чтобы помочь бизнесу и населению. Так, на уже протяжении полугода МФО вынуждены предоставлять отсрочки заемщикам за свой счет.
С одной стороны регулятор ужесточает деятельность микрофинансовых организаций, с другой - принуждает МФО к предоставлению отсрочек, и все это негативно сказывается на финансовом положении микрофинансовых институтов. Многие организации вынуждены продать свой бизнес и уйти с рынка. Со стороны инвесторов формируется недоверие к сектору. Постоянная смена правил регулятора также негативно влияет на инвестиционную привлекательность.
Несмотря на эти негативные моменты крупные участники микрофинансового сектора Казахстана сохраняют доверие общества и инвесторов, и привлекают инвестиции в этот сектор от международных финансовых корпораций EBRD, IFC, Азиатский Банк Развития и др.
И у банков, и у ломбардов, и у кредитных товариществ, и так называемых онлайн-кредиторов специфика бизнеса различается глобально и концептуально как по целям, так и по задачам. Поэтому мы сейчас выступаем за то, чтобы был, хотя бы в рамках небанковского сектора какой-то пропорциональный и дифференцированный подход к регулированию. Ломбарды отстаивают свою позицию, что для их займов не нужно рассчитывать коэффициент долговой нагрузки. По онлайн-кредиторам предполагают ввести ограничения и снизить предельный размер вознаграждения с 30 до 20 % от суммы основного долга. В Казахстане есть ОЮЛ «КазФинТех», которая объединяет онлайн-кредиторов, и сейчас активно выступает против этого ограничения, так как при такой ставке ГЭС работать просто не выгодно, никто не будет работать себе в убыток, и такие меры просто уничтожат рынок. И вместо регулируемого и подконтрольного подотчетного рынка кредитных услуг появится сектор серых и теневых ростовщиков.
Конечно же все эти меры осуществляются за счет ресурсов и возможностей кредиторов: предоставляются безвозмездные отсрочки.
Начиная с 16 марта текущего года и по сегодняшний день кредитные портфели многих МФО практически заморожены, потому что фактически основным видом деятельности стало предоставление отсрочек, новые выдачи минимальны и предоставляются с большой осторожностью, так как все в ожидании второй волны пандемии.
Доля микрокредитов небанковских кредитных организаций в общем кредитном портфеле страны составляет всего 2%, и это основной аргумент МФО, базирующийся на том на том, что на долю потребительских кредитов микрофинансовые организации практически не влияют. С такой долей невозможно перекредитовать население, и этот факт микрофинансовое сообщество пытается донести до регулятора и власти.
В части правового регулирования также стоит отметить тот факт, что в отношении микрофинансовых организаций установлены требования по ограничению выдаваемых сумм в зависимости от способа обеспечения. Так, если физическое лицо хочет взять кредит под залог в сумме максимальной установленной законодательно, то фактически ему выдается сумма в два раза меньшем. Если кредит беззалоговый, то выдаваемая сумма уменьшается в 10 раз.
Такими мерами государство пытается снизить долговую нагрузку и социальное напряжение. Опять-таки все это негативно влияет на сектор.
На последней встрече с финансовым регулятором… Он тоже понимает, что принимаемые меры весьма жесткие и он пытается принять какие-то меры чтобы рынок микрофинансирования всё-таки мог развиваться далее. Определённый диалог все же состоялся, где представители МФО вынесли свои предложения (какие?) для смягчения мер регуляторного воздействия на микрофинансовые организации, чтобы получить послабления.
***
Все тенденции, о которых рассказано выше – очень тревожные маркеры для сектора. К сожалению, государство видит в проблеме закредитованности населения только определённые политические риски, связанные с массовым недовольством, население перекредитовано, падение доходов заёмщиков в связи с событиями пандемии. И такими мерами смягчить негативные следствия коронавируса и социального напряжения.
Государство несколько политизирует тему кредитования, не совсем осознавая и не учитывая экономические особенности микрофинансового бизнеса.
Микрофинансовое сообщество хочет понимать, на какие факторы опирается регулятор Казахстана, но пока это не удается. В основном, игроки сектора МФО опираются на опыт коллег из постсоветских республик. Так, например, в Киргизии есть депозитные организации, работающие в статусе микрофинансовых. Регулятор Казахстана к таким смешанным практикам относится несколько скептически и больше ориентируется на опыт европейских стран.
В концепции развития микрофинансовых организаций Казахстана предусмотрен институт саморегулирования. В России саморегулирование успешно применятся, но сообщество микрофинансовых организаций Казахстана считает, что саморегулирование пока рановато применять для МФО внутри Республики, потому что небанковские организации, чья деятельность ранее не регулировалась Нацбанком, только вошли в это правовое поле, и у них пока отсутствует сложившаяся правовая культура беспрекословного выполнения рекомендаций и нормативов. И прежде, чем начинать работу национального института саморегулирования, стоит как можно больше узнать о работе этого института в России и других странах, насколько он полезен для микрофинансовых организаций.