Вступивший на престол в 1792 г. до н.э. и правивший до 1750 г. до н.э. шестой царь Вавилона Хаммурапи, используя и военную силу, и дипломатическую хитрость, сумел подчинить себе все соседние государства и объединить под вавилонской властью всю Месопотамию.
В 1901 г. археологи из Франции, проводя раскопки в Сузах – столице древнего государства Элам, обнаружили каменный столб с изображением Хаммурапи и написанным клинописью текстом двухсот сорока семи его законов.
Текст законов Хаммурапи был расшифрован с помощью древнегреческих источников, содержащих пояснения к древневавилонскому языку и письменности. Он является одним из важнейших источников по истории Месопотамии, так как содержит важные сведения об укладе жизни древних вавилонян, устройстве Вавилонского царства эпохи аморейской династии, общественной структуре, предметах быта, возделываемых культурах и домашних животных населения древнего Междуречья.
Земледельческие и скотоводческие общины передавали царю в пользование часть своих земель. Управлять выделенными в свое пользование земельными участками царь направлял своих уполномоченных – мушкенумов.
Мушкенумы отличались привилегированным положением; согласно законам Хаммурапи, кража имущества у мушкенума каралась более строго, чем кража у простолюдина. Через мушкенумов царь оказывал влияние на жизнь сельских общин.
Земельные наделы царь предоставлял в пользование своим личным воинам. При этом воин не мог продать, обменять или подарить выделенный ему царем надел. Закон Хаммурапи предписывал непременно уничтожить, а именно – разбить, документ (глиняную табличку с соответствующим текстом), на котором закреплялся договор о купле-продаже царского надела.
Вообще, законы Хаммурапи отчетливо отражают деловой характер вавилонского общества.
Строго каралась кража. На вора налагался большой штраф, и если вор был не в состоянии его уплатить, то подлежал казни.
Беглому рабу полагалось отрезать ухо, но не подвергать его наказаниям, которые повлияли бы на его трудоспособность.
В законах Хаммурапи отражен и патриархально-собственнический уклад семейной жизни (в конце статьи дам ссылку на пост в этой же ленте с некоторыми параграфами вавилонского законодательства):
Дети главы семейства по сути считались его собственностью, и он мог продавать их в рабство. Однако, поскольку они все же рождались свободными и могли принести пользу обществу как свободные члены общины, закон предписывал хозяину, купившему у кого-либо его сына или дочь, освобождать их через три года.
Таким образом, очевидно, что люди, не имевшие еще собственной семьи, находившиеся под властью главы семейства, рассматривались как второстепенные члены общества. В своде Хаммурапи они называются «сын человека», тогда как люди, свободные от отцовской власти, именуются просто «человек».
Самого царя преамбула к законам Хаммурапи позиционирует как ставленника бога Мардука и предупреждает, что того, кто попробует их отменить, ждет божественная кара. Сами законы Хаммурапи названы законами, переданными людям через Хаммурапи Мардуком.
При Хаммурапи Вавилонское царство в своем первом – аморейском, периоде существования достигло наивысшего расцвета и могущества. Но уже при сыне Хаммурапи Самсуилуне Вавилон потерпел несколько тяжелых поражений от соседей и лишился части своих территорий.
В 1595 г. Вавилонское царство пало под натиском хеттов и касситов. Этот период в истории Вавилона с XX в. по 1595 г. до н.э. в историографии называется старовавилонским.
Некоторые достижения древних вавилонян этого периода через греко-римское посредство вошли в европейскую средневековую культуру, а через нее дошли и до наших дней. Сегодня весь мир делит год на двенадцать месяцев – это было придумано именно древневавилонскими жрецами, час делится по той же вавилонской традиции на минуты и секунды, круг же – на триста шестьдесят градусов.
Даже после падения Вавилона как независимого государства сам город оставался важным культурным центром древнего Ближнего Востока. Там продолжали стоять наполненные ценными книгами в виде глиняных табличек библиотеки, писцы обучались в специальных школах.
В 689 г. до н.э. ассирийский царь Синаххериб в наказание за постоянные мятежи приказал полностью разрушить Вавилон.
Но через некоторое время город был отстроен заново и вновь превратился в процветающий культурный центр. В 626 г. до н.э. власть Ассирии пала. Было возрождено Вавилонское царство, которое невиданного никогда ранее могущества достигло при царе Навуходоносоре II.
Прочитать полную версию можно здесь:
http://history-thema.com/vavilon-pervyiy-parizh-i-pervyiy-oksford/
Если было интересно, нажмите «лайк», а вверху «Подписаться на канал». Спасибо, что зашли! Хорошего дня :)
Некоторые законы Хаммурапи👇
Кодекс Хаммурапи – "око за око"
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.