Найти тему

Урок подготовки к сочинению "В школьном этнографическом музее"

Уроки развития речи самые трудные. Предлагаю свою разработку урока в 6 классе: подготовка к сочинению "В школьном этнографическом музее".

Разработка адресуется в первую очередь коллегам, которые работают по программе Рыбченковой, однако можно использовать идеи и словесникам, преподающим по другим программам.

1. Лексическая работа.

- Работа со словарями.

Этнография

Экскурсовод

Экскурсия

Экспонат

Панно

- Найдите толкование этих слов в словаре.

- Найдите ошибкоопасные места в словах, запишите их, проговаривая по слогам.

2. Беседа.

- Бывали ли вы в музеях? В каких?

- Для чего нужны музеи?

- Как вы думаете, что такое этнографический музей? (Музей, в котором собраны предметы народного быта). Что это могут быть за предметы?

- Для чего нужны этнографические музеи? (Чтобы сохранять память о прошлом народа, его культурные ценности).

3. Творческая работа.

- Напишите начало сочинения, ответив на вопросы:

Что такое этнография? Что такое этнографические музеи? Для чего они нужны?

На слайде даются клише:

Этнография – это… В нашей стране существует множество… В них собраны… Этнографические музеи нужны для того, чтобы…

(Примерный текст сочинения: Этнография – это наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру. В нашей стране существует множество этнографических музеев. В них собраны предметы народного быта. Этнографические музеи нужны для того, чтобы сохранять память о прошлом народа, его культурные ценности).

- Работа с фотографией (упражнение 199).

- Рассмотрите фотографию. Что на ней изображено? (Школьный этнографический музей и девочка-экскурсовод).

- Как выглядит девочка? Что она держит в руке? Зачем?

- Творческая работа. Напишите продолжение сочинения.

На слайде даются клише:

Передо мной фотография, на которой изображена…, которая пришла в … . Девочка одета в … . В руках она держит…, так как она… . Она … смотрит на …, расположенные… .

(Примерный текст сочинения: Передо мной фотография, на которой изображена девочка, которая пришла в школьный этнографический музей. Девочка одета в белую блузку и черные брюки. В руках она держит указку, так как она экскурсовод. Она внимательно смотрит на экспонаты, расположенные на столе и стене).

- Какие экспонаты представлены в музее? Где они находятся? Как выглядят?

- Заполните таблицу. (Таблица заполняется на доске учителем и в тетрадях учениками постепенно, в процессе наблюдения и обсуждения).

-2

- Используя материал из таблицы, напишите новую часть сочинения.

(Примерный текст сочинения : На столе, застеленном ярким красным ковром, стоят деревянная разделочная доска, старинный черный чайник, белое блюдо и красивые статуэтки. На полках располагаются глиняные кувшины, разнообразная посуда, самодельные куклы. На стене висят красочные панно и интересные картинки. Вязаный коврик лежит на полу).

- Что можно узнать, глядя на эти экспонаты? Запишите свой ответ одним-двумя предложениями.

На слайде даются клише:

Глядя на эти…, можно узнать, из какой посуды… наши…, чем …свое жилище.

(Примерный текст сочинения: Глядя на эти экспонаты, можно узнать, из какой посуды ели и пили наши предки, чем украшали свое жилище).

- Откуда взялись экспонаты в школьном музее? Запишите ответ.

На слайде даются клише:

Все эти … в школьный …, видимо, принесли… .

(Примерный текст сочинения: Все эти предметы в школьный музей, видимо, принесли ученики и их родители).

- Интересно ли было бы вам посетить этнографический музей? Почему? Запишите свой ответ.

На слайде даются клише:

Мне было бы… посетить … и послушать …, потому что это помогло бы мне больше … о … и … нашего народа.

(Примерный текст сочинения: Мне было бы интересно посетить этнографический музей и послушать экскурсовода, потому что это помогло бы мне больше узнать о жизни и быте нашего народа).

Затем можно писать сочинение.

Такая работа поможет ученикам не только усвоить композицию текста-описания, но и написать подробный, связный текст на заданную тему.

Другие идеи для уроков на канале "Учительская мастерская".