Уроки развития речи самые трудные. Предлагаю свою разработку урока в 6 классе: подготовка к сочинению "В школьном этнографическом музее".
Разработка адресуется в первую очередь коллегам, которые работают по программе Рыбченковой, однако можно использовать идеи и словесникам, преподающим по другим программам.
1. Лексическая работа.
- Работа со словарями.
Этнография
Экскурсовод
Экскурсия
Экспонат
Панно
- Найдите толкование этих слов в словаре.
- Найдите ошибкоопасные места в словах, запишите их, проговаривая по слогам.
2. Беседа.
- Бывали ли вы в музеях? В каких?
- Для чего нужны музеи?
- Как вы думаете, что такое этнографический музей? (Музей, в котором собраны предметы народного быта). Что это могут быть за предметы?
- Для чего нужны этнографические музеи? (Чтобы сохранять память о прошлом народа, его культурные ценности).
3. Творческая работа.
- Напишите начало сочинения, ответив на вопросы:
Что такое этнография? Что такое этнографические музеи? Для чего они нужны?
На слайде даются клише:
Этнография – это… В нашей стране существует множество… В них собраны… Этнографические музеи нужны для того, чтобы…
(Примерный текст сочинения: Этнография – это наука, изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру. В нашей стране существует множество этнографических музеев. В них собраны предметы народного быта. Этнографические музеи нужны для того, чтобы сохранять память о прошлом народа, его культурные ценности).
- Работа с фотографией (упражнение 199).
- Рассмотрите фотографию. Что на ней изображено? (Школьный этнографический музей и девочка-экскурсовод).
- Как выглядит девочка? Что она держит в руке? Зачем?
- Творческая работа. Напишите продолжение сочинения.
На слайде даются клише:
Передо мной фотография, на которой изображена…, которая пришла в … . Девочка одета в … . В руках она держит…, так как она… . Она … смотрит на …, расположенные… .
(Примерный текст сочинения: Передо мной фотография, на которой изображена девочка, которая пришла в школьный этнографический музей. Девочка одета в белую блузку и черные брюки. В руках она держит указку, так как она экскурсовод. Она внимательно смотрит на экспонаты, расположенные на столе и стене).
- Какие экспонаты представлены в музее? Где они находятся? Как выглядят?
- Заполните таблицу. (Таблица заполняется на доске учителем и в тетрадях учениками постепенно, в процессе наблюдения и обсуждения).
- Используя материал из таблицы, напишите новую часть сочинения.
(Примерный текст сочинения : На столе, застеленном ярким красным ковром, стоят деревянная разделочная доска, старинный черный чайник, белое блюдо и красивые статуэтки. На полках располагаются глиняные кувшины, разнообразная посуда, самодельные куклы. На стене висят красочные панно и интересные картинки. Вязаный коврик лежит на полу).
- Что можно узнать, глядя на эти экспонаты? Запишите свой ответ одним-двумя предложениями.
На слайде даются клише:
Глядя на эти…, можно узнать, из какой посуды… наши…, чем …свое жилище.
(Примерный текст сочинения: Глядя на эти экспонаты, можно узнать, из какой посуды ели и пили наши предки, чем украшали свое жилище).
- Откуда взялись экспонаты в школьном музее? Запишите ответ.
На слайде даются клише:
Все эти … в школьный …, видимо, принесли… .
(Примерный текст сочинения: Все эти предметы в школьный музей, видимо, принесли ученики и их родители).
- Интересно ли было бы вам посетить этнографический музей? Почему? Запишите свой ответ.
На слайде даются клише:
Мне было бы… посетить … и послушать …, потому что это помогло бы мне больше … о … и … нашего народа.
(Примерный текст сочинения: Мне было бы интересно посетить этнографический музей и послушать экскурсовода, потому что это помогло бы мне больше узнать о жизни и быте нашего народа).
Затем можно писать сочинение.
Такая работа поможет ученикам не только усвоить композицию текста-описания, но и написать подробный, связный текст на заданную тему.
Другие идеи для уроков на канале "Учительская мастерская".