Здравствуйте!
Меня зовут Александр, и Вы на канале "SocPSY"
Продолжаем изучать паспорт специальностей ВАК.
В посте №10 (7.2) мы рассмотрели раздел паспорта специальностей ВАК про психофизиологию.
Рассмотрим раздел "Психология труда, инженерная психология, эргономика".
Содержанием специальности 19.00.02 Психология труда, инженерная психология, эргономика является исследование и разработка системы «человек (или группа людей) – средство труда (физическое или информационное) – предмет труда (воздействия, управления или пользования) – среда (физическая, информационная, социальная)» и процесса деятельности человека как субъекта – ведущего компонента системы, в различных условиях:
· внутренних (уровень интенсивности, экстенсивности и экстремальности деятельности);
· внешних (экологических, технических, социальных, экономических, культурных).
Труд понимается в широком смысле как производство людьми ценностей при взаимодействии с системами природы и культуры (в широком смысле слова), то есть, к сфере труда относятся не только лишь профессиональные виды деятельности.
Объектом исследования и разработки являются
· психическая сфера трудящегося человека (включая, психофизиологические составляющие);
· психологически значимые свойства неодушевленных компонентов системы, элементом которой является человек или группа в разнообразных условиях среды.
Предметом исследований являются психологические закономерности и процессы, связанные с осуществлением трудовой деятельности.
Основная задача - гуманизация и повышение производительности труда.
Эргономика - наука о взаимодействии человека с предметами, в первую очередь с предметами любого труда.
Самая известная (и, пожалуй, самая очевидная) среди интересующихся историей автомобильной промышленности разработка Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Технической Эстетики, занимавшегося вопросами эргономики - перспективное такси "ВНИИТЭ-ПТ" 1968 года.
Транспортное средство было разработано с учётом эргономических требований с использованием посадочного макета и предоставляло:
· Оптимальные, на момент создания, условия работы для водителя - все кнопки и рычаги буквально под рукой, контрольные лампы расположены на достаточно высоком уровне, отопитель кабины, дистанционно управляемая пассажирская дверь, регулируемый педальный узел, хороший обзор;
· Для пассажиров - просторный салон, управляемую водителем дверь, ровный пол, возможность перевоза грузов по размеру близких к детской коляске или кухонной плите.
Кроме того, водителя и пассажиров разделяла прозрачная перегородка, оснащённая лотком для передачи денег за проезд: перегородка обеспечивала безопасность для водителя и пассажиров, позволяла поддерживать заданную температуру воздуха в кабине, а также снижала уровень шума для самого водителя. Кроме того, двигатель, расположенный в задней части, тоже способствовал меньшему уровню шума в салоне.
Таксометр был расположен так, что был виден с пассажирских мест.
Увы, но не нашлось тогда завода, готового приступить к производству новаторской машины, однако наработки сохранили свою актуальность по сей день.
Так пересеклись между собой психология труда, инженерная психология, эргономика и автомобилестроение.
Во многих явлениях и вещах психология представлена шире, чем кажется на первый взгляд!
Желаю Вам здоровья, здорового оптимизма и хороших новостей!
Источник:
http://arhvak.minobrnauki.gov.ru/316
Подписывайтесь на мой канал - впереди ещё много интересного!
#психология #транспорт #труд #эргономика #такси #инженерная психология #вниитэ #эстетика #ссср #авто