Продолжаем разговор о правом полушарии мозга и неутешительных последствиях, к которым ведут сбои в его работе.
Ещё одна важная функция правого полушария, об ослаблении которой говорят учёные – это способность понимать переносный смысл слов и распознавать истинные эмоции, которые за ними скрываются.
Здесь самое время поговорить о том, как мозгом обрабатывается речь.
Какое значение в нашей жизни имеет речь – на этом долго останавливаться не будем. Всю информацию, на основе которой мы постигаем мир и строим свою жизнь, мы получаем через речь. Будь то устная, письменная, внутренняя - когда мы размышляем, обдумываем что-то – это всё речь.
Речь – великий дар человечеству.
Через речь происходит наше развитие.
За речь, как уже упоминалось, отвечает левое полушарие. Причём же тут правое?
Но выясняется, что и тут двум полушариям не обойтись друг без друга.
Если начать сначала, то из огромного многообразия звуков нужно сначала речь вычленить, распознать её среди других звуков и шумов. Щебет птиц, шум дождя, шелест листьев, сигналы машин, скрежет железа, жужжание насекомых и многие другие, называемые общим словом «бытовые шумы», улавливаются правым полушарием. Ему же, правому полушарию, мы должны быть благодарны за то, что слышим музыку, мелодии, распознаём музыкальные звуки.
Таким образом, правое полушарие необходимо уже на этом первом этапе отфильтровки.
Как только правое полушарие обнаруживает речь, оно отправляет сигнал левому и то начинает свою работу.
Но просто услышать и распознать речь недостаточно, необходимо понять смысл сказанного.
А смысл этот иногда может очень отличаться от прямого значения слова. Ну, например, произнесите слово «да» - утвердительно, удивлённо, скептически или так, чтобы оно звучало как «нет» - каждый раз будет другой смысл.
И тут снова просто необходимо участие правого полушария и дальнейшая работа обоих полушарий вместе.
Левое полушарие в большей степени обращает внимание на грамматику, законы построения языка, структуру предложений. Мы понимаем, что это «Маша съела кашу», а не наоборот.
А правое улавливает малейшие изменения тона, интонации, которые могут, как вы уже убедились, изменить смысл сказанного вплоть до противоположного.
Левое полушарие расшифровывает речь линейно и буквально, а правое даёт возможность ощутить всё богатство языка с его многозначностью, образностью, игрой слов, тончайшими нюансами, скрытым подтекстом.
Что происходит, когда правое полушарие работает плохо?
Происходит упрощение, примитивизация восприятия. Слова воспринимаются чересчур буквально. Человек не слышит и не чувствует интонации, а следовательно эмоций, которые за ними стоят. Он не улавливает подтекст, не понимает дух высказывания, истинный его смысл. Постичь переносное значение слов слишком сложно для него.
Что далеко ходить, всё чаще не только школьники, но и многие взрослые затрудняются объяснить смысл тех же пословиц, поговорок, идиом, которыми богат наш язык.
Вот из недавних примеров - пословицу «Не ищи зайца во бору, он на поляне» объяснили так: «Когда идёшь на охоту, нужно знать повадки зайцев». А всем известное «быть не в своей тарелке» - «нехорошо лезть своей вилкой в чужую тарелку».
Оно, конечно, верно - не стоит таскать еду с чужой тарелки. Но, увы, скрытый смысл этих выражений, заложенная в них мудрость остались без внимания. Очевидно, что на первый план выходит опора на буквальное прочтение.
Или метафоры, без которых трудно представить поэзию, да и любой художественный текст.
Правое полушарие дарит нам возможность улавливать тонкие нюансы художественных образов, воображать, представлять себе картину и настроение, которое хотел передать автор.
Любопытно, как мог бы интерпретировать человек с «заблокированным» правым полушарием следующие строки:
«Сонное озеро города…» (А. Блок),
«Под сугробом снежным лени…» (Ф. Тютчев),
«В соседней комнате залаял телефон…» (С. Чёрный)?
«Флейты водосточных труб» (В. Маяковский) – это что-то совсем непонятное.
А, услышав, «В саду горит костёр рябины красной» (С. Есенин) - надо немедленно бежать за огнетушителем?
Мы намеренно утрируем. Разумеется, не все поголовно вмиг лишились тонкого восприятия.
Но тенденция, если честно, не радует.
Чувствительность к юмору, иронии – это тоже правое полушарие.
Интересное исследование было проведено на кафедре общей психологии СПбГУ. Молодым людям (18-29 лет) было предложено несколько смешных текстов и анекдотов. Затем исследовалась их реакция.
Обнаружилось, что молодые люди действительно испытывают затруднения в понимании многозначных юмористических тестов. Они не могут понять переносные смыслы, игру слов, да и саму игровую ситуацию, её условность и пародийность. Описанные в анекдоте события часто воспринимались буквально, реалистично и всерьёз.
Отсюда их оценка: анекдот – это «не смешно», «слишком длинно», это «нечто архаичное», «для пожилых». На смену юмористическим историям и анекдотам, которые были, кроме всего, отличным средством коммуникации, сейчас пришли мемы (в смысле - прикольный контент).
Они короткие, не требуют задействования стольких пластов умственной деятельности – от оценки эмоционального контекста до активизации памяти и логического изложения истории, правильной расстановки акцентов, владения речью и т.д. Мемы можно даже не рассказывать, а просто переслать другу или показать в своём гаджете. А ещё лучше, как говорят сами молодые участники исследования, если это будет не текст, а картинки или видео.
С сожалением приходится признать - тонкий юмор, глубокий смысл, иносказательность, многозначность и многослойность – эти понятия, по всей видимости, уходят в прошлое.
Ослабленное правое полушарие не в силах их осмыслить.
Здесь пока остановимся.
Продолжение читайте в следующей части.
Начало (Часть 1) здесь.
Любовь Лебедева, клинический психолог, нейропсихолог (Москва)
В следующих статьях мы расскажем о других тонкостях работы мозга и его структур.
Оставайтесь с нами, подписывайтесь на наш канал, будет много интересного.