Найти тему
Белая Орхидея

О фикусах со слониками и занавесочках с канарейками

Мы продолжаем наше путешествие по Рузовской улице в Санкт-Петербурге, наименование которой соответствует слову "разве"
в мнемоническом правиле "Разве Можно Верить Пустым Словам Балерины".

Начало здесь👇

Фартовый
Белая Орхидея28 ноября 2020

План расположения казарм Семёновского полка был спроектирован
Ф.И. Волковым и Ф.И. Демерцовым и представлял собой каре вокруг плаца (ныне Пионерская площадь). Не все здания сохранились - война внесла свои коррективы. Но рациональность расположения казарм и качество постройки удивляет и восхищает.

От Загородного проспекта начинаются казармы для младших чинов офицерского состава Семёновского полка. Затем расположены солдатские казармы.

После Октябрьской революции 1917 года казармы были отданы для нужд города. В здании на углу Загородного и Рузовской вплоть до 1930-го года располагалась зубо-врачебная лаборатория ЛВО. Позже дом стал жилым.

Из воспоминаний жильцов:
"...в каждом помещении есть камины и печи. Печным отоплением пользовались до 1964 года."

Во дворах бывших казарм Семёновского полка находились деревянные сараи для хранения дров, парадные были заколочены и использовались для складирования ненужных вещей, а жильцы заходили со двора.
На чердаках сушилось бельё и даже была голубятня.

Двор дома по Рузовской, справа виден дровяной сарай. 
Фото отсюда https://www.citywalls.ru/house7209.html
Двор дома по Рузовской, справа виден дровяной сарай. Фото отсюда https://www.citywalls.ru/house7209.html

Но если печам в домах нашли практическое применение, то каминам
не повезло. Ими перестали пользоваться сразу после 1917-го, считая
мещанством. Это слово приобрело в те годы ругательный оттенок.

Удивительно, как кардинально может поменяться значение слова или события, даже если изначально они носили вполне нормальное значение.

Вообще слово "мещанин" пришло к нам из польского языка и означает "горожанин". Это была самостоятельная прослойка общества, занимавшая место между купцами и свободными крестьянами.

Но если первые и вторые могли свободно перемещаться по России,
то мещанин
не имел право переезжать - городская прописка
не позволяла. Мещане были прикованы к месту жительства и с трудом
могли перейти в другое сословие. Люди этой прослойки общества были
и свободными, и несвободными гражданами одновременно.

Они не были бедны, но и не были богаты. Мещане - золотая середина
для общества - имели право только на блеск в собственном доме в виде накрахмаленных скатертей и салфеточек, начищенных "шишечек" на кроватях, зеркал с завитушками и прочей ерундой, которую
не терпел пролетарский писатель Максим Горький.

"...Тошнотворно чисто..." - такое определение дал он однажды мещанству.

Уверена, что именно Горький способствовал тому, что большевики впитали такое же негативное отношение к мещанам.

Вот почему все эти мещанские штучки - камины, салфеточки, слоники, занавесочки, герань на подоконниках, фикусы в кадках, канарейки в клетках и т.п. - стали предметом насмешек у Зощенко, Аверченко и других. Не потому что мещане были злыднями. А потому что за этой кружевной патокой пряталась, по сути, духовная нищета.

Но что удивительно! Спустя годы мещанство к нам всё-таки вернётся.
Это случится в 1960-е годы. Правда, оно сменит свой облик.

И этому есть объяснение. После разрушительной войны хотелось всех этих мещанских завитушек и фикусов со слониками как символ мирной жизни.

Но это моё вИдение. Возможно, вы не согласитесь со мной.
Спорьте - это приветствуется!

#санкт-петербург #сссрироссия #советскоепрошлое #максимгорький #мещанство #культураповседневности

Всегда рада читателям, лайкам и подписке
на мой канал - это вдохновляет автора!