События в Белоруссии зашли в определенный тупик: Светлана Тихановская продолжает играть европейского политика, белорусы продолжают выходить на марши, хотя силовые методы тут не работают, оппозиция продолжает сидеть в тюрьме, а Батька – жить в мире многовекторности, как он считает. То есть, брать деньги у России, но позволять себе высказываться и вести себя вразрез российским интересам. Но впечатление, что так можно продолжаться бесконечно, обманчиво.
Принял иллюзии за реальность
Лукашенко просчитался изначально, когда решил, что во-первых, может держать «этих хипстеров» под контролем, и во-вторых, что он самостоятельный политик. Про первое все понятно, «компьютерные мальчики» который месяц выходят на улицу и к ним присоединилось достаточное количество народа, чтобы это уже можно было назвать народным протестом. На самом деле, люди устали от бессменного Батьки за 27 лет. И будь Лукашенко прозорливее, он бы использовал выборы 2020 как шанс передать власть своему преемнику, с сохранением гарантий безопасности. Но «старый конь» решил, что еще борозды не испортит. По факту – напахал так, что черт ногу сломит.
Второе, кажущаяся независимость. Шантаж Москвы путем заигрывания с западными партнерами привел все стороны к мысли, что формальное лицо можно и поменять на более лояльное. И вот тут началось самое интересное – а кому достанется в итоге Белоруссия?
«Мягкий» транзит
Россия, как ближайший сосед, намеренный сохранить Белоруссию в «Русском мире», который и так ужимается со скоростью шагреневой кожи, безусловно заинтересована в том, чтобы обстановка там стабилизировалась. Победа прозападной оппозиции РФ не устраивает никак, бизнес потеряет рынки, страна – последние остатки имиджа. Поддерживать Лукашенко тоже возможности нет, на улицы выходит не десять человек, а сотни тысяч. Методы, которыми «успокаивают» людей только добавляют масла в огонь.
Да России нужна Беларусь, причем пророссийски настроенная и спокойная. И для этого Батька должен уйти, красиво передав нужному преемнику в нужный момент все полномочия. И произойти это должно до начала марта, так как в РФ свои транзиты – выборы – очаги протеста, которые пока тлеют, но могут и полыхнуть.
Формально Александр Лукашенко объявил, что уйдет после того, как будет принята новая конституция. Он сделал это на фоне роста протестов. Правда белорусов слова не убедили, оппозиция же вовсе отказалось участвовать «в этом фарсе». Далее Батька конкретизировал перспективы: два варианта документа он уже отмел, вот третью готовим, заодно и обсудим. В конце декабря – начале января, на Всебелорусском народном собрании. Как оно пройдет и кто там будет народ представлять – большой вопрос, но в принципе, вполне ясный ответ. Протестующих туда не пустят.
Для придания ускорения 28 ноября Минск посетил Сергей Лавров. По мнению экспертов, после визита российского министра Батька был дерзок, но напуган.
Чего боится Лукашенко?
Александр Лукашенко упустил момент передачи власти в мягкой форме, легитимно и хотя бы формально поддерживающему его человеку. У него нет приемников, зато перед глазами масса примеров – что делали с прежними лидерами. Так в Кыргызстане Алмазбек Атамбаевпоставил после себя вроде как своего человека, но не избежал тюремного заключения за коррупцию. В Узбекистане после смерти Ислама Каримова его дочь получила внушительный срок заключения, при том что нынешний президент Шавкат Мирзиёев долго служил Каримову в должности премьера. Армения, Грузия – на постсоветском пространстве спокойно себя чувствует только Нурсултан Назарбаев, но и то не факт, что там все гладко.
А преемнику Лукашенко придется не просто восстанавливать отношения с собственным народом, но и налаживать связи с партнерами. В случае назначения кандидатуры условного Запада, Батьке припомнят все пытки, избиения и задержания. И суд в Гааге может из кошмарного сна превратиться в реальность. В случае прихода пророссийского кандидата до такой степени все же не дойдет, но отвечать придется. Потому что – с народом все равно надо договариваться. Протестующие же требуют не только смены Конституции, системы власти, президента, но и суда над президентом.
Гарантий нет ни в одном из случаев, вопрос только в форме лишения свободы и длительности срока.
Поэтому Лукашенко будет тянуть до последнего, ища новых союзников и надеясь, что либо Тихановская Западу надоест, либо в России произойдет нечто такое, что надолго отвлечет власти от белорусской повестки.
В общем, как в знаменитой сказке о Ходже Насреддине: или ишак сдохнет, или падишах помрет.