Существует распространённое заблуждение, что #ум — враг, который мешает Пробуждению. Некоторые Учителя говорят, что ребёнок Пробуждён изначально, а вот школа и родители всё испортили, ум появился, воспитывали, обучали его, и всё испортили. Отсюда делают вывод, что учиться не просто не нужно, а даже вредно.
Хочу развенчать этот миф.
Начнём с того, что когда ребёнок родился, у него нет ума, не сформирован ещё. Также нет самоосознания. Но, через какое-то время обязательно сформируется, это неизбежно, т. к. это эволюция. Именно этим человек отличается от минералов, растений и животных. У растения нет инстинктов, эмоций, мышления, самоосознания. У низших животных появляются инстинкты. У высших животных появляются эмоции. И нам кажется, что «они такие умные, только сказать ничего не могут». Однако 2+2 сложить животные не могут, и стихи написать тоже. Только человек обладает мышлением и самоосознанием. У животных самоосознания тоже нет. Если котик или собачка посмотрит в зеркало, то себя там не узнают, они будут думать, что это другой котик или собачка и будут гавкать или мяукать на своё изображение.
Итак, мышление и самоосознание — это не проклятие, мешающее Пробуждению, это дар эволюции, следующий шаг в развитии.
Почему же многие Учителя считают, что ум — это препятствие? Рассмотрим ум более подробно.
Есть несколько состояний ума:
1. Беспокойный, хаотичный, беспорядочный ум. Одна мысль сменяет другую. С обсуждения одной темы переходим на другую. Мы то в воспоминаниях о прошлом, то в фантазиях о будущем. И этому нет конца. Быстро устаёшь от такого ума. Он вызывает напряжение и усталость, «все соки выжимает». Такое состояние ума нежелательное, однако широкораспространённое среди людей и привычное нам.
Чтобы победить это нежелательное состояние ума, нужно вывести внимание из мышления в восприятие. Т.е. направить на объекты восприятия. Легко успокоить ум через физические нагрузки. Займитесь спортом. Внимание перераспределится на восприятие тела. Тело после нагрузок расслабится и ум расслабится и успокоится.
2. Вялый, сонливый, ленивый ум. Затухание, притупление ума. В народе говорят «тупняк». Тоже достаточно распространённое и нежелательное состояние ума.
Ленивый ум побеждается активностью. Легко воздействовать на ум через тело. Например, когда вы проснулись, то тело и ум чрезмерно расслаблены. И вы еле двигаетесь и ничего не соображаете. В таком случае можно умыть лицо холодной водой, проветрить комнату, выпить чай, кофе, сделать зарядку. Тело придёт в тонус и ум придёт в тонус.
3. Однонаправленное внимание, созерцание. Ум, как правило, молчит. Это необходимое, положительное состояние. Развивается ещё в школе, например, когда внимательно слушаешь учителя 45 минут и ни на что не отвлекаешься. И учитель, родители требует от учеников внимательно смотреть, слушать, читать, делать.
Конечно же внимание постоянно будет захватываться чем-то другим. Нужно это отвлечение заметить и вернуться к восприятию нужного нам объекта.
4. Однонаправленное мышление. Когда длительное время размышляешь на одну тему и ни на что постороннее не отвлекаешься. Это позитивное, желательное состояние ума. Ничего плохого в этом нет. Наоборот, нужно развивать, тренировать это состояние ума. Чем и занимаются в школе. Например, когда длительное время решают задачу по математике, физике, химии.
Конечно же, внимание будет отвлекаться на что-то другое. А нам нужно замечать это отвлечение и возвращаться к однонаправленному размышлению на заданную тему.
Так и тренируется, развивается мышление. Если длительно, без отвлечения размышлять на одну и ту же тему, то ум может остановиться. В такие моменты бывают прозрения. На этом принципе построены дзенские коаны (нерешаемые задачи).
5. Ступор ума. Возникает в стрессовых ситуациях. Например, прыгнул с парашютом. Ум остановился. Вышел из парной и тазик холодной воды на голову. Ступор ума.
Дзенские мастера частенько лупили своих учеников по голове тапком или палкой между плеч, чтобы остановить беспокойный ум или пробудить от вялого и сонливого состояния ума.
Тибетские Мастера тоже любили громко крикнуть на ухо или хлопнуть в ладоши, дабы ввести ум ученика в ступор.
Это состояние ума пограничное. Если хватит ясности, остроты, бодрости у ученика, то можно осознать осознание. А если не хватит, то так и останешься в ступоре. Думать в таком состоянии невозможно.
Это как со страхом. Страх либо сковывает, либо побуждает к действию.
Как мы поняли из вышеизложенного, есть нежелательные состояния ума, которые нужно побеждать, и есть желательные состояния ума, которые нужно развивать.
Парадокс состоит в том, что чтобы «выйти за пределы ума», нужно сначала его развить. Ребёнок в 1 год находится «до ума», ум ещё не сформирован. Далее, мы учимся в садике буквы складывать в слова, слова в предложения. В школе учимся читать, считать, и далее по нарастающей, от простого к сложному. Мы учимся управлять своим вниманием (однонаправленное внимание), развиваем мышление (однонаправленное мышление), учимся побеждать нежелательные состояния ума (беспорядочный и ленивый ум). И однажды, когда мы преуспеем в развитии необходимых нам состояний ума, мы выйдем за пределы ума, превзойдём ум, осознаем осознанность. Это невозможно сделать, если ум недоразвит, если нас одолевают нежелательные состояния ума. Поэтому в школе учиться нужно и полезно, но правильно, с пониманием «какие бывают состояния ума и как преодолеть нежелательные состояния».
#состояние ума