Радиация — явление, которое людям далеким от физики понять не совсем просто. Кто она? Великий дар природы, прирученный человеком, или безжалостный невидимый убийца? Радиация может быть и тем, и другим — все зависит от человека, в чьи руки попала технология. Этой-то двойственностью она и вызывает к себе интерес, заставляя нас трепетать перед своим могуществом. Ниже вы найдете фильмы, преследующие одну цель: обличить настоящего убийцу.
«На последнем берегу», 2000
Рассел Малкэй
Конфликт между США и Китаем привел к самым печальным последствиям: американцы уверяют, что только защищались, но сейчас, в общем-то, не важно, кто первый нажал на губительную кнопку, куда упала первая бомба — радиация спустилась на мир, города опустели, люди погибли. Последним очагом жизни осталась Австралия. Именно туда держит курс подводная лодка полковника Тауэрса. По тому же маршруту ветер гонит радиационное облако, чтобы закончить смертельную жатву.
Фильм является второй экранизацией романа Невила Шюта. Первой был фильм Стэнли Крамера с Грегори Пеком и Авой Гарднер, снятый в 1959 году, — вы можете смотреть любую версию, но, на мой взгляд, последняя интерпретация вышла более пронзительной и надломной именно за счет непретенциозной режиссуры.
«Письма мёртвого человека», 1986
Константин Лопушанский
Фильм Лопушанского тоже иллюстрирует события, развивающиеся после атомной катастрофы. Действия происходят в неназванной стране, неназванном городе, хотя по очертаниям затянутого дымкой и пеплом мегаполиса можно предположить, что это Америка. В центре сюжета ученый Ларсен, пытающийся отыскать ответы на вопросы, связанные с происшествием, — как? кто? зачем? есть ли шанс? и главный: а не заслужил ли человек все это? Свои размышления, а также хронику событий он излагает в письмах к сыну, который, скорее всего, погиб в тот роковой день.
Великолепный хоть и тяжелый фильм, заставляющий заглянуть внутрь себя, чтобы хорошенько поискать ответ на самый важный из вопросов, терзающих главного героя.
«Нити», 1984
Мик Джексон
Проект BBC, снятый для телевидения по роману Барри Хайнса в кульминационный момент последнего отрезка Холодной войны, относят к самым правдоподобным, а оттого и самым пугающим художественным фильмам о ядерных катастрофах. Здесь нет сложных спецэффектов и выпаренного трагизма — фильм ровно, меланхолично бредет к грустной, непоправимой развязке и давит на сознание зрителя своей тихой безысходностью. Послевкусие препоганое, надежды никакой.
«Чернобыль», 2019
Йохан Ренк
Не нуждается в особом представлении. Проект HBO весной 2019 года просто взорвал зрительское сообщество. Мнения разделились, раскрасив карту сети ярко-красными пятнами дебатов, но равнодушным, кажется, не остался никто. Сериал из 5 эпизодов интерпретирует события трагедии, произошедшей 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС. Если отвлечься от недостоверности некоторых моментов, не искать по ягодке «клюкву» в фильме, нетрудно обнаружить главный посыл фильма: предостережение. Оно транслируется по всем странам и континентам, не имея точного адреса и акцента. Фильм наказывает чтить героев, помнить об ошибках и не повторять их впредь.
«Доктор Стрейнджлав, или как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», 1964
Стенли Кубрик
Этот умный кинофарс несколько выбивается из подборки. Во-первых, действия фильма исследуют причины, а не следствия. Во-вторых, драма здесь — жанр доигровки: первостепенно фильм Кубрика — громкая сатира над неидеальностью системы, что человек по своему глупому самомнению видит нерушимой. Ядерное оружие — лишь иллюстрация мысли, а не причина повествования. Обязательно посмотрите. Уроки о сложных и трагичных вещах, рассказанные с юмором и на простом языке хорошо усваиваются.
А вот и половинка:
«Будет ласковый дождь», 1984
Назим Туляходжаев
Советский анимационный фильм, снятый по мотивам рассказа Брэдбери, длится всего-то 10 минут, но пробирает до самых костей. Мы видим дом, спроектированный по последнему слову техники, — здесь хозяйничает робот-помощник. Он заваривает кофе, жарит яичницу, накрывает на стол и приглашает своих хозяев-людей на завтрак, но никто не приходит…
В конце звучит стихотворение Сары Тисдэйл в переводе Льва Жданова:
Будет ласковый дождь, будет запах земли,
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах,
И цветение слив в белопенных садах….
Нужно бояться не радиации, а человека: его глупости, жадности, злобы и халатности.
Спасибо за внимание!
Если вам понравилась статья, то вы можете отблагодарить автора лайком. Подписывайтесь на канал и инстаграм — впереди ещё больше интересного о мире кино :)