Современный дошкольник – активный, подвижный, любознательный, как все дети в любое другое время. Но есть и отличительные особенности современных детей: они – очень быстрые, мобильные и творческие. Советами о том, как может проходить день активного дошкольника поделилась педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы Светлана Волгина.
При организации дня ребенка важное место занимает правильный режим. Стабильный распорядок повышает самооценку ребенка, делает его более ответственным, способствует развитию способностей, благотворно влияет на иммунитет. Вот несколько общих рекомендаций. В течение недели степень активности меняется, после выходных ребенку сложнее организовать себя, он постепенно втягивается в режим. К пятнице накапливается усталость (низкая физическая активность, высокие умственные нагрузки), поэтому в выходные нужно чаще гулять, играть в подвижные игры. Во время каникул сложно соблюдать будничный режим, ребенок позднее встает, оказывается предоставленным самому себе и начинает капризничать. Важно правильно организовать режим дня и найти верный баланс. Каким может быть примерный распорядок дня дошкольника? Вот классический распорядок дня и для тех, кто ходит в сад, и для тех, кто по каким-то причинам находится дома, и для выходных дней он тоже подходит:
- Подъем 7.30-8.00. Постепенное пробуждение – залог хорошего настроения, гигиенические процедуры: нередко, дети выполняют их без энтузиазма, чтобы избежать проблем придумайте сказку о чистых зубках или устройте соревнование.
- Зарядка 8.00. Это наша помощница на пути укрепления иммунитета. Делайте зарядку все вместе, под любимую музыку, передавая роль ведущего друг другу.
- Завтрак 8.30-9.00.
- Развивающие игры/занятия 9.00–10.30. Это самое лучшее время для проведения познавательных занятий: ребенок выспался, сыт и полон сил.
- Перекус 10.30.
- Свободное время для игр и прогулок 10.40–12.00.
- Домашние дела в 12.10: ребенок вполне может выполнять доступные его возрасту бытовые обязанности.
- Обед 12.30-13.00.
- Дневной сон 13.00-15.00. В дошкольном возрасте дети могут заниматься активной деятельностью не дольше 5–6 часов в день, а потом им нужен отдых.
- Подъем 15.00-15.30: пробуждение должно быть постепенным.
- Полдник 15.30-15.50.
- Свободное время для игр, кружков и прогулок в 15.50-18.30.
- Ужин 18.30-19.00.
- Спокойные игры 19.00-20.30: к вечеру ребенок устает, бывает более капризным, чтобы минимизировать негативные проявления почитайте книгу, порисуйте, сделайте что-то интересное всей семье.
- Подготовка ко сну 20.30: это время вечерних гигиенических процедур (душ лучше исключить, он может действовать возбуждающе, а ванна поможет успокоиться). Предупредите ребенка за 10–15 минут о необходимости заканчивать игру и идти спать (можно использовать песочные часы – наглядное течение времени), приглушите свет, прочитайте сказку, спойте любимую песенку, так, вы подготовите ребенка к завершению дня и избежите капризов.
- Ночной сон 21.00-7.30.
Все дети разные, кто-то может сам себя занять, кто-то - нет, но все нуждаются в активном внимании для них взрослых. Маленькие члены семьи хорошо чувствуют, когда мы не полностью включены в процесс общения с ними. Правильнее будет уделить 1 час полноценного общения ребенку и полного включения в игру с ним, чем целый день имитировать совместное времяпрепровождение. Что же мы можем сделать за 1час? Комната в глазах малыша – целый мир: бушующее море или таинственный остров, стул превращается в гору, которую надо преодолеть, диван становится кораблем, фантазия детей безгранична. Устройте путешествие с преодолением препятствий. Придумайте свои маршруты, проходя которые, ребенок будет развивать ловкость и сообразительность, а родители, возглавив это путешествие, обеспечат безопасность и позволят ему выплеснуть свою энергию.
Не стоит пренебрегать интеллектуальными играми, которые учат думать, и интересны в любом возрасте – шашки, шахматы, порой наши гиперактивные дети увлекаются такими занятиями, так как видят неподдельный интерес родителей.
А сколько можно придумать, используя то, что есть под рукой. Например, рисование, но не красками, а солью. Насыпаем соль на поднос и создаем-шедевры, а если что-то пошло не так – это очень легко исправить. Проведите кулинарный мастер-класс: всех накормите вкусняшками, а ребенок проведет время с родителями и осознает полезность своих действий (адекватная самооценка имеет огромное значение в процессе формирования личности ребенка).
Чтобы направить энергию активного ребенка в «мирное русло», поиграйте в «Поиск»: ребенку нужно за 10-15 секунд увидеть вокруг как можно больше предметов одного и того же цвета (размера/формы и т.д.) и перечислить их. Или в «Разноцветное меню» – составляем меню из продуктов одного цвета («Красное меню»: помидор, перец, свёкла). Также можно представить, будто к вам в гости пришел сказочный герой, которого нужно угостить: чем же накормить дракона, например. Соблюдая эти несложные советы, вы сможете сделать день вашего ребенка насыщенным и интересным. Главное, верный продуманный план, и тогда день активного дошкольника пройдет с пользой.