Церковный праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы на Руси переосмыслили в его буквальном значении, подразумевая, что в этот день приходит (входит) зима. Поэтому Введение также называли Воротами зимы. Как и другие времена года, зима в народной фантазии имела вполне антропоморфный облик.
Причем вполне привлекательный — ее представляли молодой белолицей красавицей в короне, платке и снежной шубе, которая проезжает на санях, запряженных тройкой лошадей. Морозами и вьюгами она разгоняла всю нечисть, устанавливала прочный санный путь, а от ее дыхания на окнах возникали узоры. И только в феврале она превращалась в безобразную жуткую старуху, от которой уже старались избавиться на Масленицу.
Вероятно, представления о зиме-красавице были связаны с обычаем на Введение показывать молодую жену. В этот день начинались регулярные катания на санях и первый выезд делали молодожены деревни.
В доме новобрачных собирались родственники и друзья, устраивалось застолье, которое прерывалось обязательным выездом молодоженов в расписных, а иногда и позолоченных санях (в зависимости от достатка семьи). Молодая жена надевала лучший наряд и драгоценный головной убор, например, сороку — носить такие короны было прерогативой исключительно замужних женщин.
Родители мужа провожали молодых на первое санное катание и просили сопровождающих уберечь «княгиню», то есть невестку от сглаза и вообще любой беды. На порог стелили шубу, по которой должны были пройти молодожены, чтобы защитить себя от порчи. Проехав по деревне, новобрачные возвращались домой и застолье продолжалось.
Введение считалось преимущественно женским праздником (как и все даты, связанные с Богородицей), когда женские молитвы особенно доходчивы. Девушки накануне загадывали во сне увидеть дом будущего мужа.
«Святое Введенье, веди меня туда, где мне жить»
Существовали любопытные поверья, связанные с этим днем. Украинские крестьяне с этого дня и до Благовещения не копали землю лопатой, так как верили, что в этот период земля отдыхает. А хозяйки не били белье вальком, чтобы не повредить ниве.
На Подолье крестьянки осыпали коров конопляными семечками, а вымя смазывали маслом, чтобы буренки давали много молока. В Полесье готовили вареники с ягодами, в одном из которых прятали монетку — на счастье тому, кто найдет, ну если не сломает при этом зуб.
В восточных областях Украины верили, что в этот день души умерших навещают свои могилы.
Там же девушки проводили особый ритуал, чтобы приворожить парней. Они встречались в том месте, где три ручья сливались в одно русло. Набрав воды в кувшин, они зажигали поленья и выливали воду в миску так, чтобы она проходила между двумя горящими чурками. Такая вода должна была помочь девушке привлечь внимание нужного кандидата.
Балканские славяне в этот день не брали в руки острые инструменты, чтобы уберечь животных от волков.
На Введение открывались зимние ярмарки, где, прежде всего, торговали санями. В Москве такие торги устраивались на Лубянке.
Солнечный морозный день предвещал богатый урожай, а теплый и пасмурный — неурожай и голод. Кроме того, чем сильнее мороз в этот день, тем более жарким будет следующее лето.
Вообще же погода на Введение определяла погоду всех зимних праздников. Снежное и холодное Введение обещало такое же Рождество. Наоборот это тоже работало. Если колокольный звон разносился далеко, то стоило ожидать жестоких морозов, если же нет, то будет снегопад.