Найти тему
Истории из жизни

Как паникёры разрушают успешные компании

Полгода назад я попала под сокращение. Вроде ничего уже не предвещало: первая паника от коронавируса и вызванных им ограничений прошла, бизнес зашевелился, люди научились жить в новых реалиях, даже стали открываться кафе и рестораны ... и тут после очередной оптимистичной планерки, на которой нам рассказали, что все налаживается, мы получаем неожиданное известие - в компании грядут сокращения. Причем, не плавно и постепенно, а одним днем - все уже решено и списки уже есть, через неделю на все четыре стороны из компании выйдут 50 человек. Я тоже оказалась в этом списке.

Решение, честно говоря, было странное. Экономических обоснований для такого массового сокращения в компании точно не было. Скорее имело место паническое настроение владельца бизнеса и приближенных ему людей. В итоге это оказался выстрел самому себе в ногу. Почему? Объясню.

Только на выплату выходных пособий была затрачена приличная сумма: средняя зарплата за 3 месяца по каждому увольняемому сотруднику + выплата за неиспользованный отпуск и все это еще умножить на 50. Причем, позиции не самые рядовые, с неплохими зарплатами.

У увольняемых не было времени, да и, честно, особого желания нормально передать дела. От этого до сих пор страдают оставшиеся сотрудники. Им приходится разгребать дела, восстанавливать нарушенные процессы, договоренности, оборвавшиеся на полуслове контакты с клиентами и т.п. Здесь тоже финансовые потери налицо.

Пострадал имидж. Если ранее компания считалась олицетворением рая на земле: бесплатные обеды, фитнес, обучение, то теперь о ней шепчутся в кулуарах: "А ты знаешь, что у них летом уволили 50 человек одним днем?"

Атмосфера в коллективе. Здесь даже несколько моментов.

Поскольку не было четких и прозрачных критериев попадания в список сокращаемых, то у людей появлялись самые невероятные версии случившегося и атмосфера в коллективе до сих пор нездоровая. Мне лично очень многие писали и звонили с вопросом: "Тебе объяснили, почему ты?" - "Нет, не объяснили, руководитель департамента сослался на владельца компании, типо он решил, не я". Я в домике)

В красивые слова "мы - сплоченная команда", "мы делаем общее дело" и прочую корпоративную муть люди теперь не верят. Опыт показал, что в случае очередного шторма, за борт компании выкинут любого, кого в этот раз посчитают лишним. Се ля ви, так сказать, ничего личного)

Сокращение спровоцировало волну увольнений по собственному желанию количества сотрудников, наверное, сопоставимого с количеством сокращенных. Причем, среди них даже были люди, занимавшие ключевые позиции в компании. Кого бы точно в здравом уме никто никогда не уволил. Все хотят уверенности в завтрашнем дне и стараются подстелить соломку.

HR-ы вынуждены в экстренном порядке искать новых специалистов. Вакансии на Hh.ru висят, а новые люди идут не особо охотно или идут те, кого бы раньше и не рассматривали. Приходится брать. Причем, иногда на позицию, где справлялся один человек, берут двоих)

Вывод: панике в любом деле не место. И порой непродуманное решение имеет серьезные последствия.

Сейчас компания пытается вырулить из ситуации: наняли корпоративного психолога, проводят психологические тренинги, руководители беседуют с подчиненными "по душам", запустили "Оценку удовлетворенности" и "Оценку 360". Собирают очередные оптимистичные планерки, а люди продолжают уходить...