Наша дискотека 80-х продолжается! Начало - здесь.
Поскольку ликвидацию первичных половых признаков хирурги восьмидесятых на поток еще не поставили, то лидер группы Culture Club, нео-романтик и завсегдатай лондонских гей-клубов Бой Джордж решительно лишил себя признаков вторичных. Пресса с удовольствием окрестила его «разнополым». Что тут же подхлестнуло продажи пластинок этого, в общем-то одаренного музыканта. Пара его песен - Do You Really Want To Hurt Me (1982 г) и Karma Chameleon (1983 г) достигали высших строчек мировых хит-парадов.
Culture Club - Do You Really Want To Hurt Me.
Как видите, Бой Джордж старательно выпихивал из накатанной колеи диско-традиций 70-х, с их мощно выраженными, традиционно-сексуальными "иконами стиля", на кочковатые поля других, бесполо-расслабленных экзото-романтических направлений - регги, даб, синти-поп.
Очередным ударом пилкой для ногтей в спину предыдущего десятилетия стал его хит 1983 года Karma Chameleon. Посмотрим этот забавный ролик вне конкурса. Думаю, вы заметите, что создатели клипа по-прежнему эксплуатировали ярко-выраженную традиционную сексуальность и гусарское жеребячество, держа бесполого исполнителя всё ещё словно на втором плане.
82-й год. Традиции диско 70-х трещат под напором наступающей толерантности.
Culture Club - Karma Chameleon.
Позже примеру экс-боя Боя последовали, если судить по имиджу и голосу, "некто" Дизайрлесс и Ф. Р. Дэвид. Я, например, услышав впервые песню Words, сначала подумал, что поёт девушка, затем призадумался, но всё же ещё некоторое время принимал F.R. David как существо женского пола. - До чего ж обманчива природа! - Воскликнул раненый ёжик, слезая... Ну, дальше сами знаете :)
Words (Original Version 1983) · F.R. David.
Чуть проще было с песней Voyage. Пела очевидно женщина, но увидев изображение Desireless на обложке пластинки, автор призадумался и тут... Чего никогда не происходило в 70-х!
Desireless - Voyage Voyage.
Все трое - и Бой Джордж, и Дизайрлесс (Claudie Fritsch-Mentrop), и F.R.David (Elie Robert Fitoussi) вошли в историю поп-музыки и плэй-листы радиостанций как обладатели «бесполых» голосов и «авторы одного, ну, или почти одного, хита». В отличие от «диско-певицы» Аманды Лир. У «той» мега-хитов не было вообще. Зато было другое! Или все же не было?.. Но обо всем по порядку.
В 1963 году гений эпатажа, художник Сальвадор Дали, который в отличие от Боя Джорджа мог позволить себе дорогие забавы, оплатил операцию по изменению пола юноше по имени Аллен Тапп...
Итак, как гласит предание, все мужское за деньги дали отсекли, но низкий голос остался. Им - "специфическим контральто" - новоиспеченная «Аманда» и запела... Правда, началось это ещё на излёте 70-х, но существенное влияние оказало и на поп-сцену 80-х: диско-унисекс перешел в наступление...
Amanda Lear - The Sphinx.
Сплетни, скандальные романы и догадки только подливали масла в костер популярности Аманды. Так что для того, чтобы выяснить, «баба это или мужик», настоящим героям рок-н-ролла — Джимми Хендриксу, Джону Леннону, Мику Джаггеру, мечущемуся в поисках своего пола Дэвиду Боуи и даже известной героине нарко-сексуальных похождений, рок-певице Марианн Фейтфулл — приходилось забираться к ней/нему в постель.
Поначалу Аманда посчитала Боуи некрасивым:
...тонкий, бледный, с кривыми зубами, глаз с широким зрачком... Теперь все говорят: какой он красивый... Элвис Пресли был красивым, но Дэвид нет.
Но Дэвид был человеком большого обаяния. Он был чрезвычайно нежным, романтичным. Меня заинтриговал его интерес ко мне. Как только я назвала ему несколько книг, на следующий день он их уже читал. Мы обменивались фильмами, книгами, комиксами.
Больше всего Боуи увлекла моя страсть к Японии. Когда я познакомила его с дизайнером Кансай Ямамото, Дэвид был в восторге. В знак благодарности он открыл мне путь к музыке ... «У тебя красивый голос», - всегда говорил он мне, чего я никогда не слышала ни от одного из известных мне рокеров. И если я добилась успеха с (песней) Tomorrow, то это только благодаря ему.
David Bowie и Amanda Lear- Sorrow .
В 70-е они эпатировали публику и рвались в следующее десятилетие, Аманда проджала откровенничать:
Он влюбился в ту обложку альбома For Your Pleasure от Roxy Music, где я появилась в черном, на шпильках, с черной пантерой на поводке: противоположность женскому идеалу того времени.
Да, мы создавали моду на сексуальную неопределённость. Он пришел из Ziggy Stardust... Самый фальсифицированный период в истории Боуи. Потом он поправил зубы и стал буржуа, а я пошла знакомиться с диско-музыкой. Это было время а-ля Грейс Джонс. Все накрашены...
На вопрос, как Боуи красился перед тем, как лечь с ней в постель, Аманда Лир ответила:
Он использовал больше косметики, чем я! И меня это беспокоило. Он никогда не снимал макияж и пачкал подушку.
Говорю так много о пути к успеху Аманды Лир потому, что эта "икона стиля" очень часто появляется в современных сборниках "Very Best of Disco-80". Поделать с этим уже ничего нельзя, тиражи отпечатаны. Но это поможет лучше понять, чем отличается обожаемый мной стиль диско 70-х от диско 80-х.
Не стану утомлять читателя довольно слабыми диско-номерами Аманды Лир периода 80-х. Её история интереснее её песен. Оценим лучше вокальный унисекс, которым в те же восьмидесятые удивил своих поклонников Фредди Меркьюри. Речь идёт о практически оперном номере, вокализе в лучших традициях итальянских кастратов Exercises In Free Love, записанном в одно время со знаменитой "Барселоной"...
Впрочем, обидно было бы не напомнить о том диско-периоде в творчестве Меркьюри, когда Mr. Bad Guy запускал в свет такими диско-хитами, как Living On My Own (1985 год). Уж извиняюсь за видеоряд, но из песни натуры исполнителя не выкинешь... Диско без пола! Как и было обещано в заголовке.
На этом погружение в музыку "без пола" завершим. Музыку "с Полом" можете послушать здесь!
Приятного чтения! И конечно же продолжение путешествия по диско 80-м следует. - Присоединяйтесь!
Фиксировал отличия диско 70-х от диско 80-х Лев КОМОВ.
Еще о диско-музыке на канале "5 лучших!" читайте здесь: