Всего несколько минут плавания в густом тумане выводят большинство моряков из зоны комфорта: это дезориентирует и, откровенно говоря, многих пугает. Профессиональный навигатор Майк Бротон делится своими советами о том, как “справляться” с туманом.
В море туман можно охарактеризовать как конденсированный водяной пар или просто густое облако на поверхности. Морской #туман, или адвективный туман, образуется, когда относительно теплый влажный воздух перемещается по более холодной воде и охлаждается до температуры точки росы, вызывая насыщение воздуха.
В отличие от приземного тумана, морской туман может возникать в любое время суток и не рассеиваться даже при довольно сильных ветрах. Он действительно очищается только при изменении воздушной массы - обычно при прохождении холодного фронта. Без прохождения холодного фронта это может длиться несколько дней.
Хотя приземный туман обычно возникает в холодные, еще зимние дни, морской туман или адвективный туман более распространен в начале лета. Июнь может оказаться особенно неблагоприятным месяцем в проливе Ла-Манш, когда вода еще относительно холодная, и теплый влажный воздух поднимается с юго-запада.
Очень важно следить за #прогнозами тумана, но есть одна простая хитрость - подключиться к интернет и использовать спутниковые изображения. Sat24.com - отличный веб-сайт, на котором можно увидеть последние три часа визуальных изображений, где туман часто отображается как тусклое, серое и невыразительное облако. Если при этом сделать быстрое сравнение с инфракрасными спутниковыми изображениями, то кажется, что туман чудесным образом “исчез”, в то время как другие вершины облаков все еще видны.
Это связано с тем, что температура тумана примерно такая же, как у моря, что дает четкое подтверждение существования тумана на спутниковом изображении. Затем нужно вернуться к обычным изображениям и более точно отобразить размер тумана и, возможно, предпринять действия по его уклонению.
В тумане
Если вы неожиданно попадаете в туман, сначала подумайте, нужно ли вам продолжать двигаться дальше в туман? Не разумнее ли быстро развернуться на 180° и вернуться обратно, чтобы оценить предстоящий переход из безопасного места?
Как только мы понимаем, что попали в туман, нужно будет выполнить определенные действия. Обратите внимание на направление по компасу. Может быть, нам нужен более опытный рулевой? В тумане легко и незаметно можно отклониться от курса на 30° или 40°. Рулевое управление в тумане будет более требовательное и может оказаться более утомительным.
Если вы предпочитаете #автопилот, лучше быть постоянно готовым немедленно переключиться на ручной режим.
Замедление движения в туманной обстановке - это, безусловно, правильное решение, и требование двигаться с безопасной скоростью, соответствующей условиям, четко и подробно прописано в Международных правилах предотвращения столкновений в море (Правило 6 IRPCS - Безопасная скорость).
При повышенном риске столкновения всем рекомендуется надевать спасательные жилеты. Очень важно при этом вести надлежащее наблюдение за продвижением, отправив человека на нос судна.
В районах с плотным судоходством не забывайте смотреть вверх и прямо перед собой, - нет гарантий, что большой океанский корабль не появится вдруг из тумана справа по борту в непосредственной близости!
Когда IRPCS заявляет «в районах ограниченной видимости или вблизи них», мы должны подавать предписанный звуковой сигнал, который для парусных судов представляет собой один длинный звук, за которым следуют два коротких звука с интервалами не более двух минут. Нам необходимо иметь практические знания о звуковых сигналах других судов: многие не понимают, что туманный сигнал для яхт такой же, как и для судов, занятых #рыболовством, #буксировкой или судов, «лишенных возможности управляться».
Обеспечить видимость
Чтобы помочь другим кораблям увидеть нас, лучшая проверка - убедиться, что мы хорошо видимы с помощью #радара и системы AIS (автоматизированная информационная система). Радар - отличный помощник, но он есть не на всех яхтах. Впрочем, практически на всех яхтах есть радарные отражатели. К сожалению, тесты показали, что радарные отражатели не всегда эффективны в улучшении радиолокационной заметности. Активные радиолокационные #транспондеры гораздо лучше.
AIS стала настоящим шагом вперед, чтобы помогать избегать столкновений при хождении в тумане, хотя всегда лучше помнить, что не все суда используют эту систему, и это всего лишь вспомогательное средство, хотя и очень полезное. Система AIS может дать информацию о скорости и курсе судна, а также о ближайшей точке подхода (CPA) и времени к CPA: это действительно очень полезные данные при навигации в тумане. AIS также сообщает название судна, позывной, тип и размер.
Навигационные огни незаменимы в условиях тумана. В очень густом тумане носовые навигационные огни могут отражаться от тумана, оставляя вас с жутким красным или зеленым свечением.
При плавании в тумане интенсивность радиопередачи имеет тенденцию к увеличению, но лучше быть осторожным при использовании УКВ-радио для связи с вахтенным другого судна. В Дуврском проливе было как минимум три случая, когда вахтенные предпочитали использовать радио, чтобы попытаться избежать столкновения, что, к их несчастью, все это закончилось столкновением!
Часто это происходило из-за неправильной идентификации и языковых трудностей, когда оба вахтенных должны были отдавать приоритет обычным правилам дорожного движения.
Одна из тактик борьбы с туманом на небольших судах - уйти от загруженных судоходных путей, выйти на мелководье и бросить якорь. После постановки на такую якорную стоянку не забудьте подавать "сигнал предупреждения о тумане" (для судов длиной более 12 м - звонить в колокол в течение пяти секунд каждую минуту). Многие моряки, как ни странно, могут быть не знакомы с дополнительным сигналом - одним коротким, одним длинным, одним коротким звуком, который может быть произведен после того, как позвонили в колокол, если вы опасаетесь столкновения, когда находитесь на якоре.
Остановка и парусные гонки в тумане
Гонки в тумане создают дополнительные проблемы. Ночной туман может застать вас врасплох, и если рулевой растеряется, то легко потерять достигнутые в тяжелой борьбе достижения. Если у вас есть выбор, лавировать в туман или нет во время гонок, я бы каждый раз выбирал вполне конкретный вариант: люди лучше концентрируются, когда видят, куда они движутся.
Дезориентация и замешательство, создаваемые туманом при парусных гонках, могут быстро привести к сильному стрессу.
Мэт Свитман, капитан яхты J-класса Rainbow, считает: «В тумане легко испугаться, но можно смотреть на это так, как если бы это была просто очень темная ночь, и вся обстановка станет менее стрессовой».
Если вы находитесь у штурвала, пора начинать обращать внимание на приборы вашей яхты. Подобно летчику, летящему в облаке, необходимо «верить в свои инструменты».
Даже обычное изучение показаний приборов эффективно, но оно утомительно и может потребовать много времени в течение длительного периода времени. Помимо обычных навыков хождения под парусом, таких как ощущение руля, наблюдение за “колдунчиками” (если вы еще можете их видеть) и угол крена, теперь нам нужно регулярно смотреть на истинный угол ветра, скорость яхты и курс.
Известно, что морской туман часто появляется над Большой Ньюфаундлендской Банкой (Grand Banks). На «Трансатлантической гонке» в 2005 г. туман длился более шести дней при постоянной скорости ветра 25-30 узлов. Видимость была менее 150 метров. А идти в тумане почти неделю - это очень непросто!
Использование радара для предотвращения столкновений
- Периодически переключайтесь между диапазонами. Увеличивайте масштаб до трех миль при активном судоходстве или даже ближе для отслеживания определенного интересующего судна.
- Оставьте настройки чувствительности и помехоподавления в автоматическом режиме. Современные радары хорошо справляются с такими условиями.
- Если вы хотите смотреть сквозь дождевое облако, очень быстро измените параметр «Дождевые помехи», а затем каждый раз возвращайте его в автоматический режим.
- Используйте разделенный экран с радаром, настроенным на двойной диапазон, либо радар и картплоттер, расположенные рядом, либо радар, «наложенный» на #картплоттер.
- Поэкспериментируйте с вышеуказанными установками, прежде чем придется попасть в туман.
- Подумайте о настройке зоны уведомлений, которая поможет вам обнаруживать контакты.
- Если ваш радарный дисплей находится под палубой, убедитесь в проверенной системе связи с штурвалом. Некоторые яхты могут использовать частный канал VHF.
- Старайтесь держаться подальше от загруженных паромных маршрутов.
-------
Спасибо, что дочитали наш материал до конца!
Телеграм-канал Yachtsman Journal - https://t.me/YachtsmanJournalRussia