Дворцово-парковый ансамбль в Кусково — удивительное по красоте и гармонии место, где сохранился и поддерживается в должном состоянии настоящий заповедник барочно-классической и ландшафтной архитектуры XVIII-XIX веков. Он создавался руками крепостных графа П. Б. Шереметева, сына петровского сподвижника, и по замыслу прославленных мастеров эпохи — Карла Бланка, Шарля де Вайи (Девальи в старых источниках), а также Ю. И. Кологривова, тоже приближенного Петра Великого и крепостных же зодчих Ф. С. Аргунова, А. Ф. Миронова, Г. Е. Дикушина. Кусковым, самой ранней из дошедших до нас дворянских усадеб, Шереметевы владели на протяжении почти трех веков, и каждый вступавший в наследство граф стремился доставшееся ему имение беречь, заботливо содержать и украшать.
Союз прославленных фамилий
Часть земель, ставших сейчас главной достопримечательностью окраинного московского района Вешняки, принадлежала еще боярину Ивану Васильевичу Шереметеву, герою Казанского похода, битвы с крымцами при Молодях и Ливонской войны. Сын его Федор — яркая фигура Смутного времени, враждовал с Годуновым, входил в состав Семибоярщины и на Земском соборе произнес знаменитое «Выберем Мишу Романова; он молод и глуп еще». Однако за спиной молодого царя стояли умудренные годами и суровыми испытаниями отец, патриарх Филарет, и мать, инокиня Марфа, которую воцарившийся сын почтительно и пожизненно именовал «великой государыней». И династия Романовых состоялась.
Род Шереметевых имения из рук не выпускал — Борису Петровичу, первому русскому графу, кусковское владение продал в 1715 г. брат, Владимир Петрович Шереметев. Владение на тот момент было небольшим — сельцо деревянная церковь, да главный дом с прудом и садом, окруженные деревнями и земельными угодьями князей Черкасских. Сын Шереметева Петр Борисович с усмешкой называл его «куском». Отсюда название и пошло.
Федор Иванович Шереметев, ранее владевший селом Вешняки (Вешняково), вторым браком сочетался с княжной Черкасской. Этот брак не оказался счастливым, новая супруга, как и первая, вскоре скончалась, Федор женился в третий раз, и там тоже не все было гладко. За пять лет до кончины несчастливый боярин построил в Вешняках шатровую Успенскую церковь, поныне возвышающуюся на краю кусковского парка. Вешняки отошли его дочери, та вышла замуж за князя Одоевского, позже Одоевские породнились с Черкасскими — и вот Вешняки вернулись Шереметевым.
Успенская церковь — самая древняя постройка в юго-восточной части Москвы (1644-1645) — представляет собой двухэтажное здание. Престол верхнего храма освящен в честь праздника Воскресения Христова, нижнего — Успения Пресвятой Богородицы. Первоначально в храме имелся также престол, посвященный Николаю Чудотворцу. Позднее церковь перестроили, добавились два придела; в один из них перенесли престол св. Николая, другой освятили в память апостола Иакова Зеведеева. Колокольня, оборудованная часами со звоном, перестраивалась в 1740-х в стиле северного барокко на средства Алексея Черкасского, в то время занимавшего пост государственного канцлера при дворе Анны Иоанновны.
Располагая более чем достаточными силами и средствами, Петр Борисович решает превратить Кусково в роскошную летнюю увеселительную резиденцию. Чем порадовать прежде всех жену, детство проведшую в Вешняках, а заодно привлечь внимание императрицы Елизаветы, один из летних дворцов которой стоял неподалеку.
«Кусково, милый уголок, Эдема сколок сокращенный…»
О, не только И. М. Долгоруков посвятил кусковской усадьбе лирические строки, приведенные выше. Воспевали Кусково и другие поэты, и без особого преувеличения. Имение Шереметева называли подмосковным Версалем; им восхищались не только именитые вельможи и искушенные царедворцы, но и коронованные особы, в том числе европейские монархи.
Работы над созданием дворцово-паркового ансамбля продолжались сорок лет. Отведенную под усадебное великолепие местность (около 230 Га) трудно было назвать живописной: она представляла собой болотистое редколесье. Собранные из многочисленных имений крепостные рубили и расчищали просеки под будущие аллеи, копали каналы, наводили мосты, работали на строительстве зданий и сооружений.
Вероятно, замысел планировки усадьбы принадлежал Кологривову — его идеи граф целиком одобрял и всем предписывал «...сделать так, как скажет Юрий Иванович». Проект был грандиозным — недаром Кологривов по поручению Петра столько лет провел в Европе. Выступая на дипломатическом поприще, он скупал для царских коллекций произведения западноевропейского искусства, курировал посланных из России учиться будущих архитекторов, сам овладел знаниями и навыками зодчего, а выучив четыре языка, занимался переводами научных трудов.
Вообще, биография Кологривова — достойный сюжет для авантюрного романа. В 1719 г. он, видимо, остерегаясь подозрений в сочувствии казненному царевичу Алексею, исчезает из поля зрения российских официальных лиц на несколько лет и возвращается на Родину уже при Петре Втором, служит в Монетной комиссии, но, в основном посвящает себя архитектуре. Это не спасает его, однако, от обвинения в причастности к заговору Артемия Волынского и тюремного заключения. Двери темницы распахнет перед ним кончина императрицы Анны. Постаревший Кологривов станет дворцовым архитектором Черкасского, а впоследствии — Шереметева, с кем до последнего дня его будет связывать крепкая дружба. Ранние постройки кусковской усадьбы осуществлены при его непосредственном участии — деревянные павильоны, Голландский и Итальянский домики и другое. Скончался Ю. И. Кологривов в 1754 г. и упокоился на погосте Успенской церкви.
В центре усадьбы Шереметева — французский регулярный парк с множеством строений, знакомящих посетителя с тенденциями в европейской архитектуре XVIII-XIX веков. Рукотворный ландшафт продолжался английским парком «Гай», один из проездов которого дал название современной улице Старый Гай, проходящей в километре от дворцового комплекса. Графский дом, на месте которого уже после кончины Варвары Шереметевой вырос величественный дворец, стоял на берегу Большого Дворцового пруда, а напротив начиналась так называемая запрудная часть с павильонами и большим зверинцем.
Обширный парк прорезали три луча «перспектив», идущих от Большого Дворцового пруда. Так называемая «Вешняковская перспектива» продолжая линию центральной оси усадьбы и канала, завершалась видом на Успенскую церковь, столь знакомую и дорогую Варваре Алексеевне. Западнее прошел нынешний Кусковский просек, выводящий к платформе Плющево, а восточным лучом служила диагональ, идущая через зверинец. Здесь построили готический Охотничий домик и множество беседок, но от этих деревянных, как правило, павильонов не сохранилось ничего. Главные просеки соединяли многие тропы и дорожки, незаметно деля природный парк на геометрически правильные участки, сходились и вновь разбегались по парку. К усадьбе примыкали охотничьи угодья, и гостям графа было где развлечься в духе того времени.
Впрочем, полюбоваться красотами Кусково могли все желающие — при соблюдении правил приличия. На одном из информационных стендов во французском парке сегодня можно прочитать строки из распоряжения графа П. Б. Шереметева: «...Гуляльщиков в сад пускать в положенные от меня дни притом наблюдать, чтоб гуляли смирно и в саду б ничего не ломали и не рвали бесчинств, ссор и драк не заводили ежели такие будут высылать вон» (орфография сохранена). В «положенные дни» в Кусково тянулись вереницы карет любознательных посетителей; чинно прогуливался и люд попроще.
Ландшафтный дизайн галантного века
Аллеи регулярного парка делили его рядами подстриженных кустарников на участки правильной формы — треугольные боскеты, которые, сходясь, образовывали открытое пространство в виде многолучевых звезд. Внутри боскетов высаживались яблони, сливы, вишни. Летом аллеи украшали особым образом: наряду с множеством мраморных статуй здесь появлялись деревья, которым ножницы садовников придавали причудливые формы бахусов, сидящих и лежащих собак, кур и гусей.
В подмосковных лесах выкопали и пересадили сюда 700 липовых деревьев. Им также придавали вычурную форму. При благоустройстве кусковского комплекса в 1970-х в парке высадили уже 29 тысяч молодых липок, и тем, что обрамляют дорогу вдоль пруда к дворцу, как и два века назад, сформировали шаровидные кроны.
В современном кусковском лесопарке, занимающем площадь около 300 Га, можно прогуливаться по липовым, дубовым, березовым, лиственничным аллеям — последние особенно красивы поздней осенью, когда покрыты медленно осыпающейся солнечно-оранжевой хвоей. Пространство между дворцом и Большой каменной оранжереей занимают клумбы и лабиринты.
Водное хозяйство Кусково — 17 прудов, в которых разводили разных пород рыб и регулярно вылавливали, чтобы подавать к барскому столу. Рыбы хватало: однажды из Большого пруда неводом достали около двух тысяч карасей. В прудике перед Голландским домиком караси были особые, ручные — по звону колокольчика они подплывали к месту кормления. Петр Борисович внимательно приглядывал как за строительством усадебных зданий и разбивкой парка, так и за своим рыбным хозяйством. Не жалея денег на приемы императрицы, он, тем не менее, успевал замечать и такие мелочи, как недостача в привезенной партии дорогой рыбы трех форелей…
Екатерина посещала Кусково не раз, в том числе в сопровождении то польского, то австрийского монархов, и однажды, растроганная пышностью приема, щедро одарила крепостных актрис, а хозяина отблагодарила обелиском из дорогого мрамора, который тот повелел установить в центре регулярного парка. Другой, увенчанный статуей Минервы схожий с ним монумент, из того же мрамора, располагается также на центральной оси усадьбы.
Кроме не дошедшего до нас деревянного кусковского театра был в усадьбе и театр под открытым небом. Его называли Воздушным театром. Необходимую акустику обеспечивали плотные березовые посадки за насыпной сценой, актеры выходили из-за еловых кулис, а зрители рассаживались в амфитеатре на полукруглых дерновых скамьях, подкладывая под мягкие места еще более мягкие подушечки. Оркестровую яму укрывала цветочная клумба; для актерских уборных зеленые насаждения выстригли в виде двух круглых башен.
Своим присутствием удостоили кусковскую усадьбу Александр III с супругой и наследником — будущим императором Николаем II. Наверное, это было не первой встречей последнего российского самодержца, еще не вступившего на престол, и последнего владельца шереметевского имения — Сергея Дмитриевича, внука крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой. Кстати, свой творческий псевдоним графиня-крестьянка получила благодаря выловленной в Большом дворцовом пруду раковине с маленькой жемчужиной. А высочайшие гости Сергея Дмитриевича посадили в парке три дуба, которые живы и поныне.
Помимо содержащихся в зверинце множества зайцев, лис, волков и оленей, изобильного рыбного хозяйства, во французском парке установили высокий ажурный вольер, в котором и этой осенью можно было увидеть павлинов. По краю парка, ныне примыкающем к улице Юности, расположились домики-менажереи для птиц водоплавающих.
Набережную Большого пруда, занимающего 12 Га, одели в камень и украсили балюстрадой, в середине которой устроили широкую лестницу для спуска к судам потешной флотилии. В центре насыпали остров и устроили на нем небольшую крепость.
В честь победы в русско-турецкой войне здесь была разыграна настоящая баталия — русские моряки под гром пушек штурмовали неприятельские укрепления. От пруда тянулся 350-метровый канал, завершенный утраченными к нашим дням фонтанами, а в темное время суток в вазах стоящих по обе стороны канала колонн пылало подожженное масло.
Архитектурные жемчужины кусковского имения
Старейшая постройка усадьбы — действующая сейчас церковь Всемилостивого Спаса, домовый храм Шереметевых, выстроенный в 1739 г. в барочном стиле. Над двухсветным четвериком возвышается восьмигранный барабан, в нишах которого установлены скульптуры апостолов, а над ним, опираясь на невысокий парапет, — граненый купол, увенчанный фигурой ангела с крестом (на реставрации). Отдельно стоящая колокольня появилась позже, в 1792 г., и 200 лет спустя на нее вновь подняли восемь колоколов.
На берегу, напротив храма — солнечные часы, всегда привлекающие внимание посетителей. Шереметевы были людьми весьма просвещенными и просвещению содействовали.
Между храмовым комплексом и дворцом расположили Кухонный флигель (1757), декор которого — колоннады, балюстрада, вазоны, картуши — отвечал общему архитектурному убранству усадьбы. В достаточно большом помещении устроили цеха русской и французской кухни, скатертную, хлебную, кофейную, кондитерскую. Готовые блюда слуги выносили из корпуса прямо в дверь дворцовой столовой, устроенную напротив, по кратчайшему расстоянию. Таким образом, хозяев и гостей уберегали от коктейля кухонных ароматов, а заодно и от возможного пожара.
Каждой постройке кусковской усадьбы соответствовало свое предназначение; при этом с самим зданием увязывалась окружающая его часть ландшафта. Голландский домик (1749), хорошо известный нам по кадрам фильма-комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» Впрочем, киношники облюбовали Кусково давно: здесь снимались эпизоды фильмов «Легенда о Тиле», «Простодушный», сериала Светланы Дружининой про гардемаринов и пр.
Вокруг двухэтажного Голландского домика сформирован продуманный ансамбль. По берегам пруда с карпами стояли павильоны «Пагоденбург» в китайском стиле и «Столбовая беседка», также были устроены пристань и балюстрада. От здания отходила аллея игр, а во дворе — как и сейчас! - выращивали характерные для Голландии овощи. Отсюда же прорыт канал, идущий вдоль северо-западной границы огражденной территории.
...и голландский огород
Фасады домика раскрашены «под кирпич» и завершаются ступенчатыми фронтонами с завитками волют в основаниях. Над черепичной кровлей поднимается широкая печная труба. На первом этаже, разумеется, кухня, с отделкой изразцами, на втором же — гостиная, где хозяева имели приватные беседы с важными гостями.
Здесь тоже проходил канал
Схожий с ним как родной брат Голландский домик сохранился в подмосковной усадьбе Вороново, которая изначально принадлежала Волынским, затем Воронцовым, Ростопчиным, а с конца XIX века — опять же Шереметевым, пока в 1894-м не вошла в приданое дочери Сергея Дмитриевича, ставшей супругой потомка древнейшего дворянского рода А. П. Сабурова.
Когда мы слышим слово «Эрмитаж», то, конечно, вспоминаем Петербург и его художественный и культурно-исторический музей, один из крупнейших в мире. В Европе же времен Петра и Елизаветы эрмитажами называли небольшие дома для уединения избранных. Появились такие эрмитажи в Петергофе, Царском Селе, а затем (1767) и в Кусково — стараниями К. Бланка и Ф. Аргунова. Восемь прямых дорожек ведут к Эрмитажу, где хозяин отдыхал с друзьями, устав от шумного бала. В нижнем помещении сервировали стол и особым подъемным механизмом отправляли его на второй этаж, куда также поднимались на своеобразном лифте. Эрмитаж — типично барочная постройка, хотя отдельные элементы наступающего классицизма прослеживаются в его строгих линиях. Для барокко характерны полукруглые выступы-ризалиты, ниши с помещенными бюстами цезарей на фасаде, плавные очертания поддерживающих балконы кронштейнов — и тут же мы видим стремление к ордеру, четкий, выверенный рисунок пилястр, отбитый дентикулами карниз, орнамент, лепные гирлянды и сферический купол.
Отражение Грота в Итальянском пруду
Грот
Конечно, со временем отделка разрушалась. В 1940-х и 1970-х проводились необходимые работы по ее сохранению, а в 2017 г. началась полномасштабная реставрация. За два года при помощи Института океанологии РАН подобрали необходимые раковины взамен утраченных, в том числе и такие, которые достойно заменили вымерших за это время моллюсков. Всего использовали около 150 000 раковин.
В северной части регулярного парка расположился оранжерейный комплекс, предусмотрительно ориентированный окнами на юг. Первой, в начале 1750-х, соорудили Американскую оранжерею, и в ее названии слышится уважение к заокеанской родине различных технических новинок. Окна оранжереи наклонные, что увеличивает объем солнечной инсоляции, столь необходимой диковинным растениям. В XVIII веке увлечение садоводством среди знати стало повальным, князья и графини собственноручно копались в земле, выписывали из-за рубежа книги и журналы и живо интересовались достижениями агротехники своей эпохи. Ананасы, апельсины, персики и клубника у Шереметевых были свои. Летом кадки с экзотическими деревьями выносили наружу — и растения дышали свежим воздухом, радуя своей необычной красотой посетителей.
Позже (1763) появилась Большая каменная оранжерея, триумфально замкнувшая внутреннее пространство за дворцом. В боковых ее ризалитах предусмотрели помещения для садовников и инвентаря, а в центральном, именуемом «воксалом», принимали гостей, и в верхнем этаже под большим куполом устроили концертный зал, где играл оркестр. В годы Великой Отечественной помещение Оранжереи заняла женская снайперская школа, из стен которой вышла среди прочих отважных девушек-снайперов Алия Молдагулова, Герой Советского Союза, имя которой носит одна из основных улиц района. А соседняя, ближе к Выхино, улица названа Снайперской. Сейчас в помещениях оранжерей разместились коллекции Музея керамики, среди которых можно увидеть и дворцовую посуду — тарелки, чайные, кофейные пары, фужеры и кубки, серпасто-молоткастые предметы т.наз. «агитационного фарфора» и экспонаты уникальной фарфоровой скульптуры из собрания А. В. Морозова.
Купола барочно-классических построек в Кусково завершаются гипсовыми скульптурами — Большую каменную оранжерею венчает ваза с цветами, Грот — фонтан, Эрмитаж — античная статуя.
В 1870-х по проекту архитектора Н. Л. Бенуа западнее дворца построили двухэтажный деревянный Швейцарский домик, своеобразное «шале», разнящееся по стилю с основными павильонами усадьбы. Стены нижнего этажа с небольшими окошками отделали «под кирпич», а верх, как крышу, ограждения и лестницы, украсили ажурной резьбой. Балкон-галерея охватывает домик с трех сторон; распахнувшуюся над ним крышу поддерживают ажурные колонны и далеко выступающие вперед кронштейны.
Швейцарский домик оказался настолько уютным, что долгое время в нем жил последний владелец усадьбы С. Д. Шереметев, а сейчас разместилась администрация.
Дворец и его обитатели
Роскошный (сразу не верится, что деревянный) дворец Шереметевых возведен в 1769-1775 гг. Это яркий пример торжествующего классицизма: парадный подъезд с портиком под треугольным фронтоном, в тимпане которого помещен вензель Шереметевых с девизом «Deus conservat omnia/Бог хранит все». К центральному портику примыкает широкая парадная лестница с боковыми пандусами для въезда и съезда карет, завершенными парами сфинксов с каждой стороны. Боковые портики завершаются лучковыми фронтонами с заполнением лепниной в виде воинской атрибутики — таким же декором украшены надоконные пространства. Здание стоит на высоком каменном подклете, где устроили различные хозяйственные помещения и винный погреб. Дворец, как и практически все жилые постройки усадьбы, двухэтажный. Верхний, или антресоли, отводили прислуге; первый же этаж предназначался для летних приемов большого количества гостей, торжественных событий и балов. Анфилада из двух десятков разных по величине помещений включает в себя гостиные, кабинет, парадную спальню (в ней не спали; ее демонстрировали как подобающий сословию элемент роскоши) большой танцевальный зал, столовую, библиотеку, оружейную палату, в коллекции которой выделялось ставшее трофеем фельдмаршала Б. П. Шереметева седло, принадлежавшее шведскому королю Карлу XII…
Над отделкой и украшением дворца (Большого дома) трудились собственные его сиятельства живописцы, резчики, мраморщики, паркетчики, оконщики и, конечно, приглашенные специалисты. О богатстве внутреннего убранства в конце XIX века историк И. К. Кондратьев писал так: «В одном покое стены были из цельных венецианских зеркал, в другом — обделаны малахитом, в третьем — обиты драгоценными гобеленами, в четвертом — художественно разрисованы не только стены, но и потолки. Всюду были античные бронзы, статуи, фарфор, яшмовые вазы, большая картинная галерея».
Богатство П. Б. Шереметева, приумноженное удачным браком составляли 44 имения в 28 губерниях империи, 700 тысяч десятин земли, 200 тысяч крепостных и превышающий миллион рублей годовой доход со всего этого (оценки разнятся, но порядок именно таков). На воинском поприще граф не отличался, дворцовых интриг избегал. Последнее также оценили правящие особы — П. Б. Шереметев занимал должности действительного камергера и обер-камергера Императорского двора при нескольких сменявших друг друга монархах, от Анны Леопольдовны до Екатерины Великой, а в 1780 г. был избран московским губернским предводителем дворянства. Входя в комиссию по составлению нового уложения, граф, между прочим, выступал сторонником отмены крепостного права, открывал для детей своих крестьян школы, снижал малоимущим оброк.
Портрет П. И. Ковалевой-Жемчуговой. Миниатюра с работы Н. И. Аргунова
Тяготел добродушный крепостник к искусствам, и, особенно, к театру. Не уцелевший кусковский деревянный театр Шереметевых считался первейшим среди театров, принадлежавших дворянам; на его благоустройство хозяин не жалел средств — и это при том, что привык считать каждую копеечку. «Три яруса лож и авансцена были отделаны со всей роскошью и грандиозностью итальянской архитектуры», - пишет тот же И. К. Кондратьев в книге «Седая старина Москвы». Труппа достигала двух сотен человек — 95 крепостных актеров, а также статистов, гримеров, парикмахеров и рабочих сцены. Наиболее талантливым граф присваивал «драгоценные» фамилии — Гранатова, Бирюзова, Изумрудова.
Вернувшемуся из-за границы сыну Николаю Петр Борисович поручил театральную труппу. Кто мог подумать тогда, что увлечение молодого графа юной актрисой перерастет из привычной для барских детей забавы в сильное, чистое чувство, закончившееся венчанием, рождением единственного наследника Дмитрия и скоропостижной смертью графини.
Живя с возлюбленной в отдельном доме, а потом и во дворце, граф чувствовал растущую к ней неприязнь дворни и переживал из-за сплетен и нездорового любопытства гостей и прочих посетителей усадьбы. В 1800 г. он вышел в отставку и переехал вместе с Жемчуговой и всей театральной труппой в Останкино, где построил новый дворец с уникальным театральным помещением, оборудованным сложными машинами и механизмами, а к обучению своих солистов привлек самых знаменитых актеров своего времени.
В 1798 г. граф подписал Прасковье Жемчуговой вольную и провел кропотливую работу по созданию ее новой биографии, подтверждающей происхождение девушки из семьи разорившихся польских дворян. В 1801 молодые тайно обвенчались в храме Симеона Столпника, что на нынешнем Новом Арбате. Разрешение императора на брак граф получил через несколько дней после кончины жены — тем не менее это сделало их единственного сына законным наследником состояния Шереметевых.
Труппу граф распустил. Безутешный, он исполнил волю покойной, благодаря которой в центре Москвы был построен Странноприимный дом, известный теперь всей России как Институт скорой медицинской помощи имени Склифософского, а также пожертвовал большие средства на помощь бедным невестам и возведение храмов, в том числе Знаменской церкви Новоспасского монастыря в Москве и Дмитриевского собора в Спасо-Яковлевском монастыре Ростова Великого. Имя крепостной актрисы вернулось к нам в названии Аллея Жемчуговой, улицы, ведущей от Вешняковской, вдоль цепочки бывших графских прудов до главного входа в усадьбу Кусково.
Горячо любимую супругу Николай Петрович пережил всего на шесть лет и даже завершения строительства Странноприимного дома не увидел. Сын его Дмитрий остался под присмотром опекунов. Те мало-помалу накладывали на шереметевское имущество руки, оправдывая распродажу движимого и недвижимого недостатком средств на содержание имения и прислуги. Погром Кусково довершило наполеоновское нашествие — воины маршала Нея вывезли все, что смогли.
Чтобы восстановить прежнюю красоту усадьбы Дмитрию Николаевичу (1803-1871) потребовались долгие годы. В юности он избрал карьеру военного, в мундире кавалергарда верно служил престолу, участвовал в подавлении восстания декабристов и польского мятежа, в чинах достиг камергера — и при этом не прекращал заниматься благотворительностью. Не только Странноприимный дом, но многие богоугодные заведения жили на «шереметевский счет». Опекал музыкантов и живописцев. Немногие знают, что знаменитый портрет А. С. Пушкина написан Кипренским в одной из комнат шереметевского дома в Петербурге.
С отменой крепостного права доходы дворянства резко сократились. Шереметевы существенно уменьшили личные траты, а часть кусковских земель отдали под дачное строительство. Недалеко от усадьбы как грибы стали расти дома с мезонинами. Сергей Дмитриевич Шереметев (1844-1918) верно послужил Отечеству, участвуя в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., побывал мировым судьей, предводителем московского дворянства и службу царю закончил в составе Государственного Совета. Знаменит он и дорог российской культуре тем, что не оставлял своим попечением многочисленные нуждающиеся сиротские дома, училища, гимназии, музеи, стал автором множества исторических трудов, в том числе и монографии «Кусково». Сводный брат С. Д. Шереметева Александр (1859-1931), унаследовавший Останкино, такой же в юности блестящий офицер, был отличным музыкантом, поддерживал музыкальные коллективы, установил в Петербурге мемориальные плиты А. Даргомыжскому, М. Балакиреву, А. Серову и М. Мусоргскому, организовал свой музыкальный оркестр, а еще основал первую в России частную пожарную бригаду и издавал журнал «Пожарный». В 1918 г. С. Д. Шереметев умер в Москве, а его брат сумел уехать на дачу в Финляндию, откуда к концу жизни перебрался в Париж.
В 1918 г. усадьба стала музеем, а Кусково с 1925 по 1938 — самостоятельным городом, вошедшим потом в состав города Перово, а вместе с ним в 1960-м — Москвы. Часть усадебного парка отошла Высшей комсомольской школе, а теперь в учебных корпусах занимаются студенты Московского гуманитарного университета. Вытянувшиеся вдоль Аллеи Жемчуговой графские пруды объединены общим названием «Радуга», и на их берегах устроена современная зона отдыха с велодорожками, детскими и спортивными площадками и тренажерами.
Сейчас, в свалившуюся на нас пору пандемии, кусковские павильоны закрыты для посещений, но за скромные 50 рублей можно пройтись по дорожкам регулярного парка, полюбоваться зданиями дворца, оранжерей, Грота и многочисленных домиков. Свободный для прогулок Кусковский лесопарк давно уже стал раем для лыжников, бегунов, любителей спортивной ходьбы и прочих видов спорта, организована площадка для пикников.
За усадьбой и лесопарком заботливо ухаживают, убирают аварийные деревья, высаживают новые — здесь чисто и уютно. Проводятся оздоровительные занятия для пожилых, работает экологический просветительский центр «Экошкола». Среди деревьев яркими пятнами цветного пластика сверкают детские городки, а вдоль дорог и тропинок развешаны кормушки и установлены информационные щиты. Ребята обожают кормить с руки синиц и дарить орехи белкам, скачущим по веткам лиственниц и берез.
Последними словами С. Д. Шереметева, умиравшего в единственной оставленной ему комнате Наугольного дома на Воздвиженке, были: «Я умираю с глубокой верой в Россию. Она возродится».
Евгений ШАПОЧКИН