В детстве я усаживалась с тарелкой супа перед телеком и с воодушевлением пялилась на олимпийские игры и всяческие соревнования.
Думаете, я «болела»?
Нее. Я, как истинный «диванный критик» думала о том, что я бы «пробежала быстрее, прыгнула выше, метнула дальше и нырнула глубже».
Почему-то через призму экрана телевизора это представлялось возможным и легким.
- Ну, что ты ползешь, как черепаха? Поднажми, яйцо вареное! Смотри, тебя обгоняют!
Грудь раздувалась, и свежий воздух наполнял легкие, дыхания которых не хватало спортсменам, чтобы вырваться вперед и проехать лыжную трассу так, как мне виделось.
И, в общем-то, спорт я всегда любила и уважала, не только глядя на него со стороны. Я жила в нем и занималась им.
Подвижные игры раскрывали мой дух борца, увлекая прыжками на батуте, уворачиванием в «вышибале», «охраной» баскетбольного мяча с его периодичным выпуском из рук и ритмичным постукиванием о пол.
Меня интриговала «Зарница», как спортивная игра с действиями, увлекали набором разных задач эстафеты и «весёлые старты» и завораживал преодолением препятствий и владением тела в движении «паркур».
Какие только спортивные секции я ни посещала в детстве. Ходила и в лыжную, и на акробатику, на гимнастику и какие-то танцы, типа хип-хопа, на волейбол и баскетбол.
В школе физкультура была самым любимым предметом, а баскетбол самым долгим и глубоким спортивным увлечением.
Я была не в последних рядах класса по спортивным достижениям, а скорее в их начале. Нормативы сдавала с лучшими показателями, отдувалась на городских марафонах и соревнованиях по бегу.
Я на себе знала, что такое физические нагрузки, одышки и когда после эстафеты на длинные дистанции адски болит уздечка языка, а во рту появляется отвратный привкус железа. Когда сердце выпрыгивает, в висках пульсом долбит кровь, лицо похоже на красный мяч, а с одежды можно отжать ведро пота.
Это потом уже накрывает волной расслабления, слабости и удовлетворения.
Но процесс бега давался мне очень тяжело.
И, почему-то, не смотря на все тяжести добычи спортивных результатов для себя лично, как человека, как физической оболочки, как организма и комплекса мышц и тканей, когда смотришь на кого-то со стороны, кажется, что бегать 40 км каждый день – это фигня.
Постепенно спорт ушел из моей жизни, именно в виде секций, плановых тренировок и занятий.
Но мысль в настоящем о том, что без него хуже, чем с ним, не покидала.
И к возрасту, когда, негнущееся с детства, «деревянное» тело, стало превращаться в «бетон», а бока обрастать хомячковыми запасами на зиму, мысли эти стали все более зудящими.
И дело не в моде и стремлению к какому-то идеальному образу, а в своих ощущениях, в дискомфорте от тяжести.
Кто-то, может, будет смеяться и возмущаться, сравнивая свои 120 с моими…наверное, раз в пару меньше.
Но всё же относительно.
И для моих 65 кг, в норме, прибавка до 71 (это мой самый большой зафиксированный вес) весьма ощутима. Тяжело сидеть, тяжело ходить, даже думать тяжело, да и жить, в целом, тяжко.
Ощущение легкости приходило только ниже 59.
Но, тем не менее, держать свой «корабль» в здоровом мышечном тонусе хотелось.
Выбор занятий огромен, но был ограничен то кошельком, то местом, то еще чем-то.
Перебирая варианты, остановилась на утренней зарядке и беге.
Согласитесь, это два идеальных, по своей финансовой свободе, способа?!
Находишь занятия на Ютубе или скачиваешь программу в интернете и вперед, вдохновляешься достижениями человека в Инстаграме и выходишь на стадион.
Я не оправдывалась, как многие делают, отсутствием правильных кроссов, покупкой специальной одежды для бега и всякой фигнёй.
Ведь чтобы начать бегать, нужно просто начать, все остальное – отмазки.
Бегать я начинала раз три. Честно.
Вставала в 6 утра, летом напяливала шорты мужа, потому что своих не было, а зимой облачалась в лыжный беговой костюм. По пути на стадион провожала супруга на работу и с устремлением горной лани влетала на пустые беговые дорожки.
Каждый раз меня хватало на неделю максимум.
Хотя не было людской массовости, а потому и мыслей, «что обо мне подумают и как посмотрят».
Были лишь такие же бегуны-одиночки.
Приветливый дедушка, с которым мы желали друг другу «Доброго утра», тётенька, с которой мы здоровались, дружественно намахивая руками через весь стадион и подглядывая за упражнениями каждой из сторон. Вместе стояли босиком на снегу после бега и обменивались улыбками, не знакомясь и не общаясь в принципе.
Иногда я включала себе музыку или аудиокнигу.
И в какой-то из забегов начала все больше переходить с бега на ходьбу, неосознанно добавляя то «утиные переваливания», то подпрыгивания, то «виляние бедрами», то бег задом наперед или в бок.
Я не понимала, почему 400 метров одного круга кажутся нескончаемой дистанцией, трудной, нудной и долгой. Меня хватало на пару километров в общей сложности, половину из которых я ходила пешком.
О каких 40 км в день может идти речь?
Как люди «кайфуют» от бега, получая заряд и бодрость?
Я уползала со стадиона на трясущихся ногах в полном разряде.
И каждая моя недельная попытка заканчивалась остановкой, препятствием или болезнью.
А я делала перерыв и снова выходила на улицу.
Мне же надо, «бег – это радость», я буду в форме.
Я пыталась сдвинуть это внутреннюю ледяную глыбу сопротивления организма и идти напролом.
«Я не слабак, добьюсь своего!»
В предпоследний раз на пустом месте начал опухать голеностоп и ныть колено, да так, что пришлось ехать в травмпункт и делать снимок, хотя я не любитель ходить по врачам.
Поврежденные связки и предложение доктора найти себе другое занятие дали отсрочку в моем рвении к спортивным достигаторствам и за подписью разрешили переждать это период.
Я, чтобы наверняка, ждала гораздо больше двух недель восстановления.
Но как только я настроила себя на новый выход в свет « бесплатного спорта» и вот-вот, со дня на день, готовилась вбежать на городской стадион, мой организм не нашел лучшего способа достучаться до сознания и осознания, что мне это не нужно, чем удачное скидывание меня с метровой высоты.
.......................................
"Намывала лобовое стекло нашего микрика, стоя на колесе, а потом спрыгнула с него задом на землю. Мало того, что земля в том месте была под наклоном, так я еще умудрилась попасть на торчащий камень. Секундный процесс со стороны выглядел как прыжок, вывих стопы и падение с криками на землю.
По моим же внутренним ощущениям все происходило, как в замедленной съемке: прыжок, ощущение камня, неудачный подворот ноги.
Понимаю, что такое было сто раз, и сейчас может быть также. Просто, если я словлю баланс и сумею перенести вес тела влево. Но тут же теряю внутренний контроль, расслабляюсь, отпускаю ситуацию и даю произойти тому, что должно быть.
Хруст связок.
Нога подкашивается, и я в дикой боли валюсь на землю.
Катаюсь по влажному, грязному песку, втирая его в куртку и волосы, не в силах контролировать себя. А из нутра вырывается дикий, с нотами животного хрипа, ор боли, физического страдания тела.
Дальше прибежал испуганный муж, потом его родители, потом я бело-зеленого, "трупного" цвета пыталась продышаться и оклематься от болевого шока, не стошнив на окружающих. По дороге в «травму» выпила литр воды и пришла в себя.
Травмпункт находился в соседнем городе, за 3 км.
Оформили, сделали рентген на проверку перелома, покатали на инвалидном кресле (так себе ощущение), наложили модный пластиковый «гипс», который можно мочить и который изящнее сидит на ноге, нежели бесплатная гипсовая «балда».
Я вспомнила в какой-то момент, что все детство хотела научиться ходить на костылях, ну, или, хотя бы, попробовать, ну, или, хотя бы, просто понять, что такое гипс и завидовала ребятам с переломанными ногами и руками.
В общем, попробовала и гипс, и костыли.
В первый же день прогулки на них стерла себе ладони до мозолей и намяла подмышки.
Никакой романтики не случилось.
Сплошное мучение и ограничение, особенно, когда нога чешется под гипсом, или отекает, или когда костыль выскакивает из подмышки, а инерция тебя уже несет, и ты со всей дури, дабы всей собой не рухнуть на пол, пытаясь словить равновесие, ступаешь на больную ногу именно так, как запретил врач".
.......................................
Та травма дала мне много и других осознаний, но это совсем другие истории.
Здесь же была остановка и нежелание двигаться выбранным путем.
Я стала искать причину нелюбви, перебирая в памяти все свои долгие и временные, случайные и глубокие, навязанные и вынужденные связи с бегом.
СКУКА.
Она на меня нападала и мной овладевала, сковывая ноги и сбивая дыхалку, превращая мое тело в неповоротливого бегемота весом в три тонны. Она вставала между нами и каждый раз давала понять, что я лишняя в этом союзе.
Дааа, мне просто скучно бегать.
Для меня это монотонное занятие, процесс, в котором ничего не происходит, никакой внезапности, никакого драйва, вспышки, никаких эмоций.
Жизнь постоянно мне показывала, что бег - не мое занятие. Не то, которое приведет в восторг и даст требуемые результаты для тела и бодрости духа.
Она предупредила раз, потом второй, потом поставила на костыли.
А ведь в детстве я любила велик. Скорость с горок и разгон перед ними, путанные зигзаги по городу и путешествия куда глаза глядят по обочинам вдоль трассы. Тот пот и тот напряг в мышцах перемешивались с умением управлять техникой и владеть своим телом в связке с чем-то еще.
Езда на велосипеде приносила мне легкость после усталости, эмоциональный подъем и взрыв радости.
Совсем недавно, в подтверждении моих мыслей, муж сделал неожиданный подарок, привез из города велосипед.
Нашел, купил и подарил.
Он хоть и б/у, зато стоит недорого. А выглядит зачётно, точно, как «Салют» из детства, только другого цвета.
Мой восторг от неожиданности подарка эхом перекликался с детскими ощущениями, когда точно также мою мечту осуществили родители. Во времена, когда все покупалась поштучно, через очереди и по талонам, мама «урвала», последний в продаже, голубо-серый «Салют» для меня.
А на чердаке нынче ждет своего выхода баскетбольное кольцо, и мяч, периодически, подспускает бока в ожидании новой вспышки любви к нему.
Эти два занятия всегда держали мое тело в бодрости и легкости, а мышцы в тонусе и гибкости.
Пойду, замчу свою десяточку!
А бег…пусть он будет таким же драйвом для кого-то другого.
Может для вас?
©Татьяна Меркушкина