Есть два состояния связи: Только что была и сейчас будет.
/из комментария/
В моей теме о военных связистах читатель зачётно высказался:
Только пуля делает связисту дырку для ордена!
И это верно на 100%. Связь дело неблагодарное, когда она есть - не нужна. Когда нет - связист рискует головой. Как вариант много связистов во время войны лишились голов, погон и так далее.
В мирное же время не один военный связист слышал от своих "пехотных" командиров:
Если бы была война, я бы, тебя, уже расстрелял!
И ведь не признают, что если нет связи, то иногда доля вины лежит на "пехотных" командирах. Ведь взвод, рота, батальон связи всегда под рукой у командиров батальона-полка-дивизии, которые вместо боевой подготовки связистов, часто и густо загружали их сиюминутно возникающими задачами. Никоим образом к боевой подготовке связистов не относящихся.
Первый раз меня обещал расстрелять, декабрьской ночью 1978 года, начальник штаба нашего отдельного батальона связи, дыша в мою наглую морду лица свежаком (по солдатским разведданным офицеры обмывали кому-то очередное звание. Дело житейское, а тут тревога).
В ту ночь, аккурат после отбоя, нашу 105 гвардейскую воздушно-десантную дивизию (ВДД) подняли по настоящей "Боевой тревоге".
Части дивизии "подорвались" к аэродромам, а мы, связисты (оперативная группа), совершив короткий марш, развернулись на полевом командном пункте дивизии, для обеспечения связи опергруппе штаба. Штаб с комдивом должен был появиться на КП позднее.
Основные же силы и средства нашего батальона, как мы узнали позднее, выдвинулись в район аэродрома, где сразу же приступили к швартовке техники.
Я в те времена был исполняющим обязанности старшины роты и штатным начальником спецаппаратной П-244 т. Срочный гвардии сержант войск связи ВДВ, который был обязан дать штабу закрытую телефонную связь со стационарным узлом штаба дивизии и штабом КТуркВО. С частями же дивизия связь была по радио.
Итак. Релейщики выдали каналы, но тут у меня случилась беда с моими электропитающими движками АБ-4 Т/230 . Первый стал "плавать", автоматика блока питания вырубала электропитание аппаратной. Второй же движок вообще не заводился.
Мой прицеп с двумя электроагрегатами АБ-4 ещё весной отдали (на время, которое в армии длится долго) на дивизионный узел связи, как резервное питание на время ремонта дизеля узла.
Вот их и угробили там, не совсем конечно. Ибо надежные были движки серии "УД".
По тревоге мой водила, пока я получал документы ("секреты") слетал на узел связи с экипажем и забрал прицеп с движками.
Пока "Удмурт", он же мой водитель-электромеханик гвардии рядовой Майоров, получивший от меня уже пару пинков, ремонтировал движок, я попытался к релейщикам подключиться. Тогда и у них всё погасло:
Боливар двоих не вытянул.
Начальником Р-409 был друган и тоже однопризывник Мишка Голубев. Говорю, Миш, заводи свой второй движок! Но у них он тоже нерабочий.
Вот в это время и появился на УАЗе эНШа, и за пистоль схватился. Вернее, за кобуру лапать начал и орать:
- Где связь, сержант? Где? Расстреляю на...!
На что я ответил:
Товарищ гвардии капитан, нех было отдавать мои движки на узел связи. А стрелять, чё сразу меня,- начал буреть, ведь уже как никак сержант, ио старшины, кандидат в члены и тд., и тп. - Вон начните с лейтенанта-старшего группы, чё он курит бамбук...
Хотя и понятно чё? Молод больно, этого года птенец училища связи.
Начштаба онемел от сержантской бурости. Но тут мой "Альберт Федорович"- так звали моего водилу, "ровно затарахтел"! Электропитание появилось!
Молодец Удмурт! - в голове. Позывной от нации - мариец он.
Я, не спрашивая разрешения у эНШа, метнулся в аппаратную... И так как "концы" связи уже давно "висели" на мне, через пять минут "Катод" и "Линза" оказалась на моём коммутаторе КТФ 15/20.
Кстати могу уже ошибаться с позывным штаба дивизии. А вот "Линза" - позывной штаба КТуркВО, это навечно. Ибо пришлось ещё послужить более десятка лет в тех краях двумя заходами.
Начштаба же, что-то высказывающий нашему лейтенанту и забывший на время про мою борзость, после доклада о связи, выдвинулся в сторону штабных доложить. Я же закурил "опалину"- болгарские сигареты с фильтром, считались в СССР как цивильные и дорогие. А что? Денежное довольствие на прапорской должности в 28 рублей 30 копеек позволяло советскому сержанту курить "цивиль" (улыбаюсь). Так вот закурил и опять подумал:
Что случилось? Такой тревоги ещё не было!
Ведь когда мы вылетали из военного городка малой колонной из пяти подвижных средств связи (Р-137, Р-409, П-244т, П-241 и "простые" телефонисты на Газ-66) то увидели:
Соседский, в дальнейшем знаменитый 345 гвардейский парашютно-десантный полк уже начал вытягивать "нитки своей брони" в сторону аэродрома.
И такого я ранее не видел. И в душе поселилась тревога:
Война! И азарт!
Что взять с девятнадцатилетнего мальчишки, воспитанного на примерах Великой Отечественной войны.
Войны же тогда не случилось, но всё было по-серьезному! По само не хочу! И ожидание войны длилось больше месяца. Чуть-чуть тогда не вошли (не влетели) в соседнюю страну и это был не Афганистан. А случилось это в ночь с 16 на 17 декабря 1978 года.
Но это уже другая история.
======
Ставить лайки плюс-минус и подписываться на канал ваш выбор..., и если не затруднит, нажмите на рекламу...