Найти тему

Почему pdf-ки мешают продвижению вашего сайта?

Оглавление

Документы формата .pdf вредят вашему SEO-продвижению и UX. Это факт. Не спешите спорить, сначала прочитайте нашу статью.

Да, поисковики видят, индексируют и даже ранжируют pdf-файлы. Но бо́льшая часть информации, которая нужна поисковым роботам, в этих файлах отсутствует (что именно – расскажем дальше). И это мы ещё рассматриваем сценарий, где pdf-файл лежит в открытом доступе и ничто не препятствует его краулингу. В обратном случае поисковые роботы видят ссылку на что-то, что они не могут отсканировать, и отмечают это как показатель некачественного ресурса. А ведь из-за этого страдают ваши позиции в выдаче, что очень важно для привлечения пользователей на сайт.

Давайте во всём разберёмся по порядку.

Для чего используются pdf-файлы?

PDF расшифровывается как Portable Document Format, компактный формат документа. Его разработала компания Adobe ещё в 1992 году. И до сих пор формат популярен. Файлы .pdf почти универсальны для передачи текстов и визуального контента, кроме того, их можно открывать в любой операционной системе.

Почему ставят именно этот формат?

Большинство веб-мастеров уверено, что pdf-файлы проще создать, чем веб-страницы. Хотя это не так. Проще только загрузить результат на сайт. На планирование и дизайн документа тоже нужны усилия и время. Кроме того, pdf-файлы статичны. Если вы в таком варианте выкладываете что-то часто меняющееся (расписание, меню, прайс-лист и т.п.), файл нужно постоянно обновлять. А отслеживание разных версий – это та ещё головная боль, раз. И не факт, что тот, кто уже загрузил pdf-ку на свой телефон или компьютер, зайдёт на сайт снова, чтобы найти актуальную версию, два. Скорее всего, у вас возникнет конфликт из-за несоответствия реальной ситуации тому, что написано в файле. И это ещё не всё.

-2

Чем плохи pdf-документы

Как мы уже сказали, pdf-ки вредят SEO-продвижению и UX. То есть недовольными остаются и поисковые роботы, и посетители сайта, ваши потенциальные клиенты, и уже реальные покупатели. Что именно не так с pdf-файлами?

Нет навигации

Это отдельный файл, из которого нельзя перейти на другие страницы сайта. В некоторых браузерах (например, Google Chrome и Яндекс.Браузер) можно смотреть документы прямо в браузере. Там вы можете просто нажать на кнопку «Назад» и вернуться туда, откуда вы перешли к файлу. Но со смартфонов и из других браузеров так не получится. А если вспомнить, что около 70% поискового трафика идёт с мобильных устройств, это становится вашей проблемой. Высоким препятствием на пути пользователя.

Не оптимизированы для мобильных устройств

Увы, pdf-файлы выглядят одинаково на всех устройствах, никакого адаптива здесь нет.

-3

Согласитесь, даже в альбомной ориентации читать это неудобно. Нужно постоянно приближать, двигать, отдалять. Обычно pdf-файлы делаются под десктопы. Но, как мы уже знаем, это только треть пользователей, которые могут зайти к вам на сайт.

Отсутствие метаданных

Вообще такая функция есть. Но ею мало кто пользуется. А когда метаданных нет, в качестве заголовка поисковые роботы выставят название файла. То есть там могут оказаться «Новый документ (1)», «йцук», «qwertyu», «КЛ_РАСП_ВЗР» и другие неполезные для SEO варианты.

С описаниями всё не так однозначно. Они не всегда проходят в сниппет в нужном вам виде, часто там появляется только отрывок текста со словами из запроса.

-4

Хотя вы можете заранее позаботиться обо всём и добавить нужные мета-теги. Но если всё делать грамотно, это отнимет немало времени. Проще будет сделать нормальную веб-страницу и менять контент, не заполняя теги каждый раз заново.

Перегружают информацией

Стандартная pdf-ка – это документ с большим объёмом текста. В большинстве случаев пользователю нужен не весь массив, а ответ на конкретный вопрос. Полотно текста его просто отпугнёт.

-5

Хотя эта проблема тоже решаема. Подумайте о намерениях пользователя. Что он хочет увидеть? Что-то наглядное, вроде буклета или журнала? Сойдёт и pdf. Ответы на часто задаваемые вопросы, подробную информацию о продукте или какой-то показатель? Лучше добавьте эту информацию на веб-страницу. Вполне может оказаться, что пользователи не могли пробраться через ваш океан букв в pdf и поэтому упустили тот момент, который мотивировал бы их купить товар или заказать услугу именно у вас.

Усложняет аналитику

В Яндекс.Метрике или Google Analytics вы можете узнать, сколько раз пользователи загрузили ваш файл. Но больше ничего. Но вам важно понимать, прочитали ли они только первую страницу или долистали до конца. Возвращались они к этому файлу, чтобы посмотреть ещё раз или сразу забыли о его существовании. Какие элементы их больше заинтересовали. Ничего такого вы не узнаете.

-6

Внутренние ссылки теряют ценность

Ссылки на сайте устанавливают определённую иерархию и авторитет страниц. Кроме того, перелинковка помогает пользователю плавно и логично двигаться по сайту, задерживаясь на нём подольше. Но страницы, на которых размещён pdf-файл – это тупик. Поток прерывается, роботам это не нравится.

-7

Как грамотно отформатировать pdf-документы

Несмотря на всё вышесказанное, есть случаи, когда без pdf-ок не обойтись. В таком случае, продублируйте основные моменты на страницах сайта, а уже за подробностями направьте по ссылке на файл. И учтите ещё несколько моментов:

  • контент должен быть ценным и качественным (не разочаровывайте пользователей, которые приложили усилия и скачали файл);
  • оптимизируйте заголовок и описание под возможный сниппет;
  • имя файла тоже должно быть информативным;
  • включите атрибут alt на картинках;
  • создайте содержание с заголовками блоков документа;
  • смотрите на контент со стороны потребностей будущих читателей.
-8

Заключение

В большинстве случаев вы будете следовать такому сценарию:

  1. Тратите много часов на создание одного pdf-файла, который всё равно будет неудобно читать со смартфонов, и на который не распространяется глубочайшая аналитика Яндекс.Метрики и Google Analytics.
  2. Выкладываете его на сайт.
  3. KPI не повышаются, люди жалуются, а в выдаче вы вообще сползаете на более низкие позиции, если не делаете ничего для SEO-продвижения.
  4. Возвращаетесь на первый шаг.
  5. Не самый приятный для продвижения сценарий. Но иногда неизбежный. Некоторые организации обязаны публиковать документы на своём сайте. И неразумно создавать для них страницы, которые могут быть проиндексированы и оценены как «неоригинальный контент». Лучше всё-таки выкладывать их в виде файлов
-9

Так что задайте себе вопрос: точно ли мы не можем обойтись без этих проблемных pdf-документов? Может, лучше быстренько сделать страницу на сайте и, когда будет нужно, править её несколькими кликами, а не перезаливать файл?

Читайте также:

Привлекаем трафик на сайт из Instagram
Интернет-маркетинг в 2020 году
Нужна ли темная тема на сайте?