Найти тему
SemSemen

Небо над Берлином/Wings of desire (1987)

Из открытых источников на yandex.ru
Из открытых источников на yandex.ru

Привет други и подруги!

Погружаемся...

Товарищ Вим Вендерс - это экзистенциализм или бравирующий пафос бытия в размышлениях о вечном?

Немецкое, да что там - европейское авторское кино это бесконечная извилистая дорога по которой нас отправляют с завязанными глазами и привитым ощущением монументальной значимости европейской цивилизации.

Мы давно сидим на экзистенциализме, который определяют ценность европейской культуры. Если не обращали на это внимание, теперь обратите, да-да!

Все, что выходит из лоно европейской колыбели, обязательно авторское, сильное впечатление или видение. Притчи, оды, догмы или как в нашем случае - "магический реализм" - от Вендерса, все это попытка разграничить "старый свет" от "нового". После появятся кинематографисты ближнего Востока, Индии, Африки, - но с ними все будет по-другому. Этих коллег, коллеги из кинематографического сообщества, плавно подсадят на европейские ценности. Их вектор и их почерк, станет тенью европейского интеллектуального кино. Ну может кроме японского кино, оно неизбежно интегрировано или ассимилировано, если хотите в Американскую культуру, особенно периода после 2-ой мировой войны (для примера почитаем Харуки Мураками).

Уходим еще глубже...

Так что же с "Крыльями желаний"/Wings of desire? Собственно ничего того о чем мы не прочитали вначале статьи. Художники классической волны европейского кино считают себя законодателями мод и четко формируют сознание своего немногочисленного потребителя. Посудите сами, та часть аудитории которая на самом деле разделяет интерес к подобному позиционированию, не такая многочисленная. Влиятельная, но не многочисленная. За годы соперничества кинематографических школ мы с Вами стали свидетелями странной тенденции. Все серьезные творческие излияния в Европе получают новую жизнь, после ощутимой трансформации в картинах более легких жанров в остальном мире. Получается эта привилегия (артхаус) доступна только высоко окультуренной Европе и все!

Ангел-по имени Дамиэль (фото взято с сайта kinopoisk.ru)
Ангел-по имени Дамиэль (фото взято с сайта kinopoisk.ru)

Не открою секрет у "Неба над Берлином", есть сводный брат, его зовут "Город Ангелов". Американский брат куда как легче и не менее осознанно мотивирован на происходящее в кадре. Все подчинено четко сформулированному действую и причино-следственным связям, теперь мы возвращаемся в Берлин и давай вместе проанализируем бытие двух ангелов: Дамиэля и Кассиэля в Берлине...

Из открытых источников на yandex.ru
Из открытых источников на yandex.ru

Полотно (да именно полотно) художественного произведения это философия бытия. Непреодолимая сила к желанию чувствовать и ощущать. Быть рядом, жить не созерцая, а участвуя, приобретая эмоциональный багаж. Быть "каждую секунду пространства" (Привет группе "Психея") одним из многочисленных свидетелей и участников жизни.

Это читается в глазах наших героев с самого первого кадра, если они ангелы и созданы бесплотными, то каков смысл давать им возможность чувствовать и становиться уязвимыми и пристрастными. Я буду иногда сравнивать переработанную версию этого сценария, а именно "Город Ангелов". Ведь там Сэту (по немецкий Дамиэль) в операционной из которой он уводил людей к белому свет на секунду показалось, что она увидела его, увидела не тогда когда он хотел этого, а сама. Этот момент ключевой. Он, божественная посланник, впервые в жизни ощутил на себе взгляд человека и теперь не может существовать дальше, не погрузившись в жизнь полностью и без остатка.

Из открытых источников на yandex.ru
Из открытых источников на yandex.ru

Дамиэль, робок, он сущность наблюдателя и задача его не нарушая равновесия создавать чудеса, сохраняя положенную дистанцию. В его глазах боль и тревога, возможно он предчувствует горе. Возможно и Берлин здесь тоже не спроста. Город полностью уничтоженной войной, облитый кровью и страданиями солдат и гражданских. Героическое кладбище целой эпохи, под ногами главных героев этой притчи. Бытие в поисках самого большого чувства и дара во вселенной - любви.

Он выбрал ту, которая на угоду людям рискует жизнью. Которую не пугает смерть, которая не ценит дар жизни. Почему он решил что должен ей помочь? Когда понял, что эта именно она?

В его черно-белом мире (до обращения человеком) нет места эмоциям, все их эмоции помещены в блокноты, которые ведут друзья, обмениваясь информацией. Любовь в этой философской притче о вкусе к жизни и ее смысле очень выразительна и находит себя сама по ходу медленно развивающегося сюжета.

Из открытых источников на yandex.ru
Из открытых источников на yandex.ru

Далее...

Режиссер приглашает нас не в жизнь ангелов. Не в серую бесконечность бытия, где подготавливает нас к тому чтобы мы поняли выбор ангела. А в нашу с вами жизнь, для того чтобы посмотреть на нее со стороны тех кто окружает нас и неустанно оберегает от самих себя.

Но многоуважаемый Вим Вендерс, сколько таких прыжков он должен был сделать за сотни лет своей "работы", в поисках любви? И почему его любовь не для всех, а только для нее. Он получается больше человек чем некоторые из нас...

Из открытых источников на yandex.ru
Из открытых источников на yandex.ru

Вывод:

"Небо над Берлином"- очень сильный драматический пласт, где только мы с Вами индивидуально находим способ понять суть мироздания. Осваиваем творческую технику режиссера и начинаем постигать вечность глазами двух ангелов-хранителей (посланников). Заново учимся ценить жизнь, как она есть и не забывать о самом лучшем, что есть в каждом из нас. Мы, четвертая стена в этой картине и не вторгаясь в сюжет мы становимся его частью, как дети поверив, что рядом с нами сидит собственный ангел - Дамиан....

Я закончил!

Спасибо!

Дружище, если понравилась статья влепи автору ЛАЙК и смело подписывайся на канал, дальше будет интересней!