На телеканале ТНВ стартовал специальный проект, посвященный истории татар и Татарстана под названием «7 дней плюс». В его рамках почти ежедневно в будние дни на нашем канале будут выходить интервью с выдающимися татарскими учеными и экспертами.
Телеканал ТНВ через проект «7 дней плюс» ищет ответы на вопросы, касающиеся каждого человека, которые могут возникнуть относительно его национальной идентичности и принадлежности. Откуда мои корни? Почему я оказался обделен и не знаю свой родной язык?
Первым героем специального проекта стал доктор исторических наук, директор института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан Радик Римович Салихов. В интервью корреспонденту ТНВ Ильзире Юзаевой Салихов рассказал об истории борьбы татар за свою идентичность, о территориальной автономии, о «противодействии Ленина» объединенной республики для башкир и татар, и о том, что татарам не нужно стыдиться своей истории.
«В конце XIX -начале XX века – татары приобрели собственную систему новометодного образования»
- В этом году исполнилось ровно 100 лет со дня образования ТАССР и если вернуться назад, к началу XX века, ситуация была очень схожая, ведь татары жили с такими же чаяньями и надеждами, они также боялись раствориться среди других национальностей, боролись за свою идентичность, не так ли? Как это выражалось?
- Вы правильно сказали, что 1920 год стал одной из ярчайших вех в истории татарского народа на протяжении всей его 100-летней истории. Почему? Потому что в новое и новейшее время татарский народ уже развивался в рамках российского государства, и эта история была по-своему выдающейся. Она была насыщена значительными событиями и можно сказать, что уже с конца XVIII века начались процессы формирования татарской буржуазной нации. Т.е. нации, объединенной общей территорией, общим рынком, одним языком, культурой и можно сказать одним менталитетом. Этот процесс растянулся почти на полтора столетия, и мы уже в конце XIX -начале XX века видим, что татары приобрели собственную систему образования, новометодные мектебы и медресе. Были также собственные средства массовой информации: общенациональные газеты и журналы, причем они были как общего характера, так и узкоспециализированного (посвященные педагогике, культуре и просто ежедневные газеты). В этот момент они уже имели собственную, сформировавшуюся, профессиональную культуру, т.е. профессиональных литераторов, писателей, поэтов. Очень серьезные шаги делал татарский театр. И эта общенациональная культура, которая соответствовала всем реалиям нового XX -го столетия – она уже характеризовала татарский народ как фактически сложившуюся нацию. Тем более что она уже имела политическое выражение, т.к. татары имели собственные политические партии, такие как: «Иттифак аль-Муслимин» или «Союз мусульман». Они имели ряд других партийных организаций, связанных, например, с эсерами (прим. ред. - партия социалистов-революционеров) и даже в Государственной Думе сумели сформировать собственную политическую фракцию. Но никогда в начале XX века не было и речи о каком-то территориальном разделении, выделении татар из состава России. Напротив, речь шла о национально-культурной автономии, т.е. в рамках большого государства определенный учет духовных, культурных нужд и интересов мусульманского и татарского населения. Этот курс продолжался вплоть до Первой мировой войны, даже можно сказать вплоть до 1917 года. В 1917 году уже начались уже другие процессы: это и свержение династии Романовых, и первая буржуазная революция в России. Она открыла путь к нациям на самоопределение. Именно в 1917-е годы раздаются голоса о предоставлении территориальной автономии уже не только татарам, но и Закавказским территориям. Эти голоса стали слышаться и в Башкортостане. Т.е. народы уже заговорили о собственном праве, доме и определенных границах. Хотя две эти точки зрения они долго соперничали друг с другом, были жесткие полемики. В основном территориальных принципов придерживались молодые общественные деятели из числа тюркских народов, мусульман. А представители старорежимной интеллигенции, предпринимательства, духовенства – конечно же, в основном ориентировались на ту старую национально-культурную автономию.
- Объясните, пожалуйста, различия, что такое территориальная автономия и что такое культурная автономия, чем они отличаются?
- Те, кто формировал предложения по национально-культурной автономии – они не требовали выделения какой-то территории. Они исходили из того, что Россия в принципе составляет одну тюркскую нацию. Потому что в начале XX века даже были попытки создать тюркский язык. Например, газета Исмаила Гаспринского «Тэржемэ» - ее понимали везде, в Азербайджане, в Казани, в Турции – т.е. во всех уголках тюркского мира. Это был язык, в котором было очень много османизмов (прим. ред. - слова из староосманского языка), арабских слов – можно сказать, что это был язык высокого литературного стиля. Уже в то время возникают такие тенденции, как создание литератур на местных наречиях, тюркских народов. Наш ярчайший представитель – это Габдулла Тукай, который своей поэзией создал татарский литературный язык, характерный именно для нашей местности. Люди, которые думали об общетюркском единстве – они конечно отстаивали национально-культурную автономию, т.е. чтоб не разбегались по национальным квартирам, были единые силы в рамках большого российского государства, с учетом своих духовных требований. Те, кто отстаивал территориальную экономию – они конечно же, учитывали произошедшие реалии за последние 200 лет, когда у людей, проживавших на той или иной территории выросло национальное самосознание. Это особенно касается татарского мира, который довольно сильно отличался среди всего тюркского мира тем, что он имел сложившуюся буржуазию, интеллигенцию. Именно отсюда тоже зазвучали во весь голос призывы, создать территориальную экономию. Она была не той, о которой мы сейчас знаем в Татарстане, а значительно шире.
«Лидеры татарской автономии, которые происходили из территории Башкортостана, видели столицей татарского мира именно Казань»
- Т.е. она включала в себя не только 2 миллиона татар, проживающих сегодня в современном Татарстане, а еще и 5-6 миллионов?
- В тот период говорили и о 15-20 миллионах. Но территориальная автономия подразумевалась от создания «Идель-Урал Штата», с объединявшимися территориями современного Татарстана, территорией современного Башкортостана, Оренбуржья с выходом на казахскую степь. В принципе такая история была провозглашена «Идель-Урал Штатом», буржуазным правительством «Миллэт Мэжлесе» в 1917 году на мусульманских съездах. Но большевики не дали осуществиться такой большой, территориальной автономии татарского, башкирского и других народов. Они попытались перехватить инициативу.
В 1919 году возникла идея создания Татаро-башкирской республики, которая бы объединяла территорию современного Татарстана, весь Западный Башкортостан вместе с Уфой в одно государственное образование, но в итоге они отказались и от этого проекта. Потому что были разные стимулы, а самый главный стимул большевиков состоял в том, что исходя из своей доктрины, каждый народ или нация – имеет право на самоопределение. Они считали, например, что башкирский народ не большой по сравнению с татарским. Но, тем не менее он имеет право на создание собственного государственного образования. Что и было сделано в период гражданской войны, после разгрома Колчака был целый комплекс очень грамотных и дипломатических шагов со стороны Советского правительства, когда фактически все башкирские... Продолжение интервью читайте здесь