Найти в Дзене
чопочитать

Облачный атлас: книга или фильм?

Оглавление

Дочитала толстенную книгу Дэвида Митчелла «Облачный атлас». Она 2004 года, больше известна по фильму, который снимали в 2011 году тогда еще братья Вачовски. Фильм был мощный. Сам сюжет я не запомнила, тем приятнее было сейчас читать книгу, но ощущение масштабности помню хорошо. Освежила кадры в памяти – да, красиво. Но многое совсем не так, как я представляла себе в книге. Но обо всем по порядку.

«Облачный атлас» имеет, пожалуй, самую необычную структуру из всех. Чтобы удержать читателя в таком огромном томе, Митчелл придумал рассказать все истории наполовину, а потом последовательно в обратном порядке рассказывать окончание каждой. То есть как будто бы мы считаем до шести, а потом от шести до одного. Сюжет перескажу не то чтобы подробно, но обстоятельно подойду к каждой реинкарнации героя. В фильме меняются некоторые обстоятельства, ниже именно книжный вариант.

Все начинается в 1849 году с истории Адама Юинга – американского нотариуса. Он сначала попадает на один из островов Тихого океана, затем плывет на корабле, будучи больным. Здесь и корабельная жизнь, и интриги, и внезапно появившийся беглый раб. Вся история подана как дневник Адама, который читает его сын.

-2

Вторая часть – история талантливого молодого английского композитора-пройдохи Роберта Фробишера, дело происходит в 1936 году. Он сбегает из отелей, не заплатив, ищет себе пристанище после того, как отец лишил его наследства. А все дело в том, что он имеет любовную связь с еще одним студентом, Руфусом Сиксмитом. Фробишер уезжает из Лондона в Брюгге и далее в деревеньку, чтобы помогать сифилитичному старому признанному гению-композитору записывать произведения. Приударяет и за его женой, и за дочкой... Но главное, что он делает, это пишет письма Руфусу. Вся история рассказана в этих письмах. С датами и местами, откуда они написаны. Живые, яркие, как будто прямо сейчас Роберт улыбнулся, махнул из окна рукой и быстро сбежал по лестнице, частично прокатившись на перилах.

Кстати, в конце своей истории Роберт пишет секстет «Облачный атлас», который затем будет преследовать героев романа.

-3

Затем мы переносимся в 1973 год, имея дело с журналисткой Луизой Рэй. Она расследует аферу Приморской энергетической корпорации, которая строит реактор, не сильно отвечающий требованиям безопасности. Она знакомится с уже пожилым Руфусом Сиксмитом, который стал ученым. Он написал отчет о готовящемся провале проекта корпорации. Удастся ли ей разоблачить компанию?

Наконец-то наши дни. Книга написана в 2004 году, но автор переносит нас в 2012 год. Примечательно, что фильм вышел как раз тогда. Здесь мы знакомимся с книгоиздателем Тимоти Кавендишем. Ему 60, он издал только одну удачную книгу, автор которой сел в тюрьму, поэтому Тимоти забирает себе весь гонорар. Но братья автора решают взять с него должок, поэтому издатель пытается «залечь на дно» и благодаря забавным обстоятельствам оказывается в доме престарелых. Самые шикарные кадры, как мне кажется, оттуда. А с собой у него случайно оказывается не что иное, как расследование Луизы из предыдущей главы. История представлена в виде рассказа Тимоти, который собирается превратить его в киносценарий. Листайте галерею:

Самая футуристическая глава – про Сонми-451, действие происходит в 2144 году. Ее история записана в виде интервью Архивариусу. Сонми – робот, кукла, фабрикат, клон. Когда-то она работала обслугой в кафе быстрого питания, но смогла обрести разум. Невероятно чувственная и трогательная глава про то, как робот осознает себя, становится символом революции. Связь с предыдущей главой такая: клон смотрит кино, которое было снято по истории Тимоти Кавендиша.

Последняя часть происходит в 2321 году. Постапокалипсис, население деградировало, живет племенами. Захри Бейли рассказывает свою историю внукам. Люди считают своим божеством Сонми-451. Они боятся набегов варваров Конов, которые в истории Захри нападают на поселение, где живут он и его семья. Помимо поселенцев есть еще Провидцы, это куда более развитое население, у них много технологических штук, к островам они приплывают на корабле дважды в год. Вот здесь, судя по Википедии, концовка истории совсем другая, чем в книге. Оставлю интригу.

Книга захватывающая, иначе не сказать. Каждая глава интересная в отдельности, а вместе это все невероятная история. Они связаны героем: главный герой – это одна и та же личность (мы узнаем ее всегда по родимому пятну в виде кометы под лопаткой), которая перерождается в разном времени. Человек при этом получается совершенно разный. Один раз вот даже клон вышел.

Кстати, Митчелл постоянно обращается к русскоязычным авторам. Он вспоминает и Солженицына, и Достоевского, и других. Видимо, это любовь к нашей культуре.

Читать, пожалуй, советую. Особенно любителям приключений, мистики, захватывающих сюжетов. И волшебства.

Книга или фильм?

Как я уже сказала, книга написана по следующей структуре: 1-2-3-4-5-6-6-5-4-3-2-1. Фильм же, судя по всему, линейный. Я думаю, будь книга написана тоже подряд, это ее не испортило бы.

В фильме перерождается не только главный герой, но и многие другие (можно найти в интернете таблицы сравнения героев), но мне это кажется излишеством, поскольку удержать в голове столько персонажей без записей просто невозможно. Как минимум 9 персонажей в 6 частях – это же 54 реинкарнации! Слишком много.

Но, пожалуй, фильм захотелось пересмотреть.

А вы смотрели фильм или читали книгу? Что больше понравилось?

Если текст вам понравился, то подписывайтесь на мой канал. На нем вы найдете рецензии на книги, тесты про писателей и их произведения, а также новости из мира литературы.

#книги #дэвид митчелл #литература #кино #писатели #облачный атлас #чтение #читать #книжный блог