История знает немало фактов, когда на поле боя вдруг оказывались необычные для своего времени и не совсем понятные простому "оловянному солдатику" вещи, как то боевая техника, оружие и т.д. В данной статье кратко рассмотрим некоторые наиболее упоротые достижения в области отправления ближнего в лучший мир, в частности из под воды.
Сверхмалые подводные лодки(В дальнейшем СМПЛ)
Немного предыстории. Разработки в данной области проводили давно и безуспешно многие страны и отдельные изыскатели, но первые удачные экземпляры стали известны благодаря некогда имевшей место постоянной нестабильщине в пиндостане.
В войне за независимость американцы впервые применили диверсию из под воды против англичан на новой вундервафле аля подлодочке "черепаха"(никого так и не взорвала), а затем уже против друг друга в последовавшей гражданской войне, а выглядело примерно так. Южные штаты, оказавшиеся в морской блокаде чуть меньше чуть полностью решили изобрести новую вундервафлю, которая могла из-под воды бахнуть какой-никакой кораблик противника, и стали придумывать (СМЛП). Сия конструкция двигалась с помощью семи нигр мАряков , руками поворачиващих вал с прикреплённым к нему винтом. Спросите ,а как-же взрывать противника? А очень просто, с помощью палок, и прикреплённым к ней пороховым зарядам. Как нам рассказывет ГераДоты история, лодочка тонула на испытаниях три(!) раза со всей живностью в себе. Её вытаскивали, старую живность хоронили, новую запихивали внутрь и ,кто утирая слёзы жалости ,кто пытаясь не засмеяться,- пускали поплескаться снова. Кстати, в третий раз на испытаниях вместе с ней потАнул и её Батя создатель H.L.Hunley , что как-бэ намекало ... Но, Карл, до боевоГа применения-таки дошло. Посудине присвоили HEROическое имя своего создателя и выпустили собирать фрагов. Подкравшись к корыту северян она его подорвала, после чего самовыпилилась потонула уже навечно и окончательно .
Далее, уже в 1914 году эту мысль подхватили римляне итальянцы ,решившие данную идею развить. Правда нормального результата они достигли лишь к 1935-му году, когда два офицера итальянских ВМФ Т.Тезей и Е.Тоски со товрищи запилили (СМЛП) "Майяле" аля человекоуправляемую торпеду, вмещавшую в себя тушки водителя и водолаза.
Характеристики вундервафли были таковы:
Длина: 6м
Диаметр: 50 см
Скорость хода: 2.5-3 узла
Глубина погружения: до 30 м
Радиус действия: 10 миль
Масса с боевой частью over 1600 кг
Боевая часть, в коей могло быть до 300 кг взрывчатки, была устроена в носовой части, и могла быть отделена от неё (вообще было много различных модификаций, данные выше приведены к первой модели в серии). Имела также винт гребного типа и электродвигатель, который стартовал от аккумулятора.Погружалась-же с помощью специальных цистерн со сжатым воздухом.
Т.к сия лодочка была с кабиной управления открытого типа(экипаж стильно ковбоил),одевали их в специальные прорезиненые костюмы, также каждому полагалось по индивидуальному дыхательному аппарату, с запасом воздуха на 6 часов нахождения под водой.
Перевозились-же данные конструкции , уже будучи прикреплёнными к оборудованным специальными крепежами подводным лодкам в количестве 2-3х экземпляров на одной лодке, до места предполагаемой диверсии(ибо запас хода у самих торпедок был маловат).
Как всё это работало в теории? А вот как:
А)Подлодка-носитель довозит нас до района, где надо Бахнуть БАевую БАржу Супостата.
Б)Спускаем торпеду на воду и стараемся , минуя противолодочные заграждения и сети, мели, и упоротых рыбаков,находясь в надводном положении найти того, кого нам надо топить.
В)Потом подходим поближе, только тогда ныряем(ну а чё, воздуха-то в баллонах мало, а нам ещё обратно плыть), паркуем торпеду около корОбля противника(под водой, ясен пень), глушим движку.
Г)Далее пловец взрывчатку ,расположенную в носу нашей торпеды ,клеит "моментом" крепит к днищу кораблика,ставит будильник на нужное время и мы уходим в закат, пока нас не поймали и не дали. Бонусом идёт прослушивание далёкого , ласкающего душу настоящего легионера звука"бабах" и воплей враха.
Сие чудо было только первой ласточкой, т.к многие страны потом переняли идею и клепали свои торпедки ещё активнее их изобретателей.
Могу лишь кратко сказать о случаях их применения, ибо их было слишком много, а я не хочу превращать краткую статью в энциКлоПедию и нудятину для тех ,кому за 80. Но о некоторых случаях всё-ж расскажу, дабы был дан ответ на вопрос "А как они воевали-та?"
Случай раз: В в 1940-м году Италия вступила в войну и местные флотоводцы решили бахнуть пару кораблей бритов с помощью данных торпедок. Взяли подводную лодку "Ирида", приклепали к ней 3 СМПЛ-торпеды и в августе 1940-го отправили всё это плыть в порт Александрии, где оные торпеды и должны были топить мерзких бриташек. В результате случился эпик фейл - по дороге к цели на "Ириду" случайно наткнулась пролетавшая британская авиация, и потопила уже её.
Случай два: Уже в следующем месяце итальянцы решили, что только первый блин комом,и нужно пробовать ещё. В общем, в сентябре 1940-го они снарядили ещё две боевые подлодки "Шире" и "Гондар", на каждую из которых навесили по три человекоторпедных СМПЛ, и отправили гасить мерзких бриташек в Александрию(Снова,Карл!) и Гибралтар. Случился очередной эпик фейл, т.к пока они были в путь-дороге к подвигу им пришло сообщение, что в этих портах кроме рыбацких лодок и сёрфингистов сейчас топить некого, и они матеря своё начальство и разведку отправились домой. Кстати, на обратном пути ,видимо уже по традиции,подлодку "Гондар" утопили мерзкие бриташки, а её экипаж, со всем лутом включая и человекоторпед был взят в плен.
Случай три: Но упоротые упорные итальянцы сдаваться так легко явно не собирались, и послав В. и На. любой здравый смысл а с ним и советчиков под руку, уже в следующем месяце решили плыть и бомбить мерзких бриташек снова. Итак, в октябре 1940-го Вбухту Гибралтара отправилась неубитая в предыдущей операции, оснащённая тремя торпедочеловеками подлодка "Шире". Он-таки дошла , и за четыре мили до самой гавани спустила на воду все три , а надо им было бахнуть линкор "Бэрхэм". Далее, очередной эпик фейл. Две торпеды заглохли и утонули не пройдя и двух миль, а их экипажи вплавь добрались до берега, и потерялись где-то на территории Испании.Третья торпеда уже почти дошла до "Бархэма", но тут у водителя сломался аппарат подачи воздуха,а водолаз получил кислородное отравление. Пришлось им всплывать и идти в плен.
В общем, итальянским торпедкам очень крупно не везло поначалу, но позже они реабилитировались. Сделали они это утопив в декабре 1941 года два очень мощных и хороших военных корабля англов "Квин Элизабет" и "Вэлиент", а ещё до кучи танкер с горючкой. А в 1942-м итальянцы применили вообще один очень хитроЖвыдуманный ход: В бухте Алхесирас , на одном краю которой была расположена английская крепость"Гибралтар", торчал полузатопленный в ходе войны итальянский танкер "Ольтерра". Итальянцы сделали вид, что хотят его восстановить и отремонтировать, что они делать не стали, а стали там размещать свою базу человкоуправляемых торпед, которые спокойно и без потерь фражили стоявшие поблизости в Гибралтаре английские кораблики в хорошем количестве(Интересно то, что англичане и не подозревали об этой базе до самого окончания войны).Итальянские подводники диверсанты в ходе войны повредили и утопили два линейных корабля и 23 других корабля водоизмещением(общим) более 200 тысяч тонн.
В общем, грамафонить на эту тематику можно ещё долго и стоит отметить лишь то, что сия технология перенималась британцами, немцами и японцами, усовершенствовалась и изменялась. Немцы , например запилили СМПЛ "Бибер", "Зеехунд","Негер":
Тут ,кстати,знатно доставили японяки, со своеобразным видением предмета(как всегда, тащем-та). Они запилили управляемую торпеду "Кайтен", несколько отличавшуюся конструктивно от рассмотренных выше. Шайтан машина самураев не предполагали под собой спасение тушки водителя . вернее изначально всёж предполагала, но в связи с тем, что после контакта с кораблём водило просто убивался близким от него взрывом , а в случае выживания оказывался в море, иной раз рядом с кучками дружественно настроенных выживших моряков утопленного им судна, что не добавляло плюсов такому спасению. Пилота просто сажали в душегубку, люк за ним задраивался снаружи, и он плыл на подвиг. Находясь на перископной глубине водитель мониторил окрестности , на предмет обнаружения вражеских Unit-ов . При обнаружении камиказ переходил в режим самовыпила , погружался и зафиксировав руль пёр к смерти во славу микадо. Был , правда , один момент - в случае промаха, торпедка плыла в закат в темноте с водителем столько, сколько хватало горючки, а водила жил столько, насколько хватало кислорода в лодочке(люк-то задраен с внешней стороны, свалить с неё - увы и ах)
А вот, британцы ,сразу после первых же потерь своих кораблей от итальянских управляемых торпед, технологию переняли и довели до ума.Их первая машинка носила название "chariot(колесница) mk1" и принципиально от захваченного бритами у итальянцев "Майяле" отличалось мало. Далее последовала модификация "Chariot mk2", а позже появились и СМПЛ класса "X" которые , кстати, отличились успешными операциями и были на голову выше всех предшественников. В 1943 году три миниподлодки класса "Х" -"Х5", "Х6" и "Х7" атаковали немецкий линкор "Тирпиц", правда "Х5" увидели и утопили, но две оставшиеся успели заминировать кораблик четырьмя двухтонными минами, после чего немцы заюзали их экипажи в плен что никак не отменяло взрыва уже заложенных под него зарядов. Вследствие большого БадаБума повреждения оказались настолько серьёзны, что "Тирпиц" ремонтировали аж с пол года, что было на руку бритам, ибо его все объективно ссалис боялись и в PVP и толпой.
Подводя итог: технологии и сами СМПЛ совершенствовались, со временем они стали использоваться для разведки и доставки к объектам диверсионных групп, а также патрулирования морских границ. Вполне естественно, что большинство диверсионных операций второй мировой не удавались в связи с техническим несовершенством того времени, лодочки очень часто тонули вместе с мясной начинкой . Лишь спустя десятилетия стали появляться действительно надёжные СМПЛ, но это уже совсем другая история....
Спасибо за прочтение статьи. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки,до скорого.