Недавно губернатор Приморского края Олег Кожемяко буквально был в ярости, когда узнал, что происходит на авторынке Владивостока. Объектом критики главы региона заслужено стали испытательные лаборатории, которые не успевали выполнять работу и, практически, парализовали целую отрасль бизнеса в столице Дальнего Востока. Тысячи иномарок почти на месяц застряли в порту. Была ли это целенаправленная диверсия или типичное головотяпство местных предпринимателей? Попробую по порядку объяснить причины случившегося «иномарочного» коллапса и рассказать интересную историю в двух частях.
Картельный сговор под носом у Росаккредитации ДФО — обычное дело. Или как граждан Владивостока «нагрели» на 150 миллионов рублей
В то время как губернатор Приморского края Олег Кожемяко уже третью неделю справляется с последствиями ЧС в Приморье, нерадивые предприниматели в партнерстве с дальневосточной Росаккредитацией наглейшим образом занимаются юридическим беспределом и «выкачкой» денег у владивостокцев. Что имею в виду? То, что, как мне стало достоверно известно, с июля 2020 года, в связи с небывалым скачком цен на услуги по сертификации машин, целый картель предпринимателей (занимающихся автобизнесом) «поимел» с владивостокцев порядка 150 миллионов рублей. Речь идет об испытательных лабораториях, услуги которых необходимы всем, кто приобретает автомобиль из зарубежа.
Как мне стало известно два месяца назад, после прочтения этой статьи https://vladnews.ru/2020-10-06/178782/vinovat_zelnke, чиновники из Управления Росаккредитации Дальневосточного федерального округа смело покровительствуют некоторым отдельным предпринимателям и способствует криминализации бизнеса по сертификации транспортных средств... Решив изучить вопрос и вникнуть более подробно в эту отрасль, выяснил, что с тех пор проблемная ситуация, описанная в статье, ни коем образом не изменилась в лучшую сторону, и даже ухудшилась. При чем не только для компании ООО «ВладТранс», но и для всех нуждающихся в услугах испытательных лабораторий во Владивостоке.
Я связался с представителями той пострадавшей компании, и они поведали, что уже пятый месяц дальневосточное управление Росаккредитации во главе с Куценко Т.В. держит в приостановке компанию ООО «ВладТранс». При этом, если изучить документы, становится ясно, что чиновники воспользовались всеми «дырами» в законе об аккредитации, злоупотребляя своими полномочиями. Об этом предприниматели писали и в правительство, прокуратуру, министерство экономического развития, премьер-министру и президенту. В чем же дело — во вредности чиновников? Хм… Судя по всему отнюдь нет. Ситуация была бы совсем другой, если бы не огромные деньги, которыми обогащаются испытательные лаборатории, при поддержке руководителя дальневосточной Росаккредитации, с июля по сей день. Обогащаются они на гражданах Владивостока, «убрав» неалчных конкурентов и задрав цены на свои услуги в разы.
А теперь подробнее о том, что произошло и что происходит сейчас. Хронология событий следующая:
Компания ООО «ВладТранс» осуществляла деятельность с октября 2019 года. Условно говоря, лаборатория являлась «новой» на рынке испытательных лабораторий автотранспортных средств, по сравнению с другими лабораториями, которые оказывают подобные услуги на рынке Дальнего Востока уже порядка 10-ти лет. Их конкурентами являются: ООО «Серт-Лаб», ООО «Спектр-Ч» (учредитель тот же, что у ООО «Серт-Лаб»), ООО «Фаворит», Ассоциация «Научно-технический центр «Респект», ООО «ПрофАвто», ООО «АвтоТехЭксперт», ООО «Испытательная лаборатория «Поволжье», ООО «Центр Испытаний ДВ», ООО «Владтрек».
В публикации, которую «ВладТранс» разместила на платформе Яндекс Дзен — https://zen.yandex.ru/media/id/5f6d9335cec0fe65b2fda1c8/kriminalnyi-biznes-po-sertifikacii-transportnyh-sredstv-na-dalnem-vostoke-5f6d9b29730d4120c2536468, сказано, что после начала работы к ним несколько раз приходили представители конкурирующих организаций и прямо говорили: «Уходите с рынка, иначе мы вас подставим и закроем Вашу лабораторию».
Предприниматели не восприняли всерьез подобные угрозы «из девяностых», так как работали честно и открыто. Однако их «собеседники» выполнили свои обещания из сказанных ранее угроз. Но кроме того, имела место и такая ситуация:
В местном сообществе предпринимателей, занимающихся выдачей СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), имелся общий чат в мессенджере «WhatsApp» (чат назывался «СБКТС»). В том чате обсуждались актуальные отраслевые вопросы, и представитель компании «ВладТранс», естественно, так же был одним из его участников.
В тот момент (29-30 июня 2020 года), когда «ВладТранс» уже столкнулась с угрозами конкурентов выдавить их с рынка, в общем чате предпринимателей «СБКТС» один из участников внес предложение о том, чтобы все лаборатории, работающие на территории Владивостока, в разы увеличили ценник на свои услуги и установить минимальную цену на услугу в размере 10000 рублей (вместо действующей цены на тот период 2000-3000 рублей).
На это предложение ООО «ВладТранс», как предприятие, нацеленное на честную структурированную работу, посоветовали не придумывать цену из головы, и предложили разработать документ с привлечением профильных экспертов для расчета реальной себестоимости работ по обследованию и выдаче 1-го СБКСТ и расчета средней рыночной добавленной стоимости для создания адекватной рентабельности.
Также они предупредили участников группы «СБКТС» о том, что подобные действия участников рынка запрещены в соответствии с антимонопольным законодательством и являются картельным сговором.
В ответ в адрес ООО «ВладТранс» поступил ряд сообщений от других участников группы «СБКТС» в мессенджере (они же — участники картельного сговора), выражающих недовольство присутствием «ВладТранс» в этом бизнесе. Одно из сообщений, поступившее от руководителя ООО «ПрофАвто» (Андрея Лиханова), гласило, что при удержании компанией «ВладТранс» конкурентной цены на оформление СБКТС ниже, чем у участников «картеля», «картель» опустит цену ниже себестоимости. Сообщение было направлено с дополнительной оговоркой — «Думайте, осталось 3 дня».
Дальше события развивались следующим образом…
По заказу конкурентов — ассоциации «СИЛА» (аффилирована с ООО «ПрофАвто») и ООО «Серт-Лаб» —, управлением Росаккредитации по ДФО была проведена внеплановая проверка в отношении ООО «ВладТранс». В результате проверки, действие аккредитации ООО «ВладТранс» было приостановлено 15.07.2020 г.
Исходя из описанных событий становится понятно, что проверка, вероятно, была заказной, а руководитель Росаккредитации по ДФО Куценко Т.В. аффилирована с вышеуказанными заинтересованными лицами. Догадки подтвердились её действиями после приостановки аккредитации лаборатории: проверка отчета компании «ВладТранс» об исполнении предписания была начата только через 40 дней после направления ими данного отчета на имя Куценко Т.В.; были попытки организации дополнительных проверок ООО «ВладТранс» со стороны Куценко Т.В.; и как итог — затягивание принятия решения по результатам проверки отчета об исполнении предписания (проверка отчета закончена 16.09.2020 г., на сегодняшний день, 4.12.2020 г., решение о возобновлении или прекращении действия аккредитации так и не принято).
(О вышеуказанных фактах было подробно расписано в адресованных в различные органы, в том числе в Федеральную службу по аккредитации, Генеральную прокуратуру РФ, Следственный комитет РФ, Администрацию Президента РФ письмах исх. № 1-ЖДЛ-01 от 08.09.20, 1-ЖДЛ-02 от 14.09.20, 1-ЖДЛ-03 от 16.09.20, 1-ЖДЛ-04 от 17.09.20, 1-ЖДЛ-05 от 20.09.20, 1-ЖДЛ-06 от 25.09.20, 2-ЖДЛ-06 от 29.09.20, 3-ЖДЛ-06 от 06.10.20, 1-ЖДЛ-07 от 30.09.20, 1-ЖДЛ-08 от 07.10.20, 1-ЖДЛ-12 от 15.10.20, 1-ЖДЛ-14 от 22.10.20 г.)
На следующий же день после приостановки деятельности аккредитации ООО «ВладТранс», 16.07.2020, почти все участники рынка, состоявшие в группе «СБКТС» в мессенджере «WhatsApp», вышли из нее. Видимо, участники сговора создали другую группу для обсуждения минимальной цены за выдачу СБКТС.
И было дальше? А дальше, 20 июля 2020 года, цена на услугу по оформлению СБКТС у всех участников владивостокского рынка резко изменилась, повысившись в несколько раз до 10000 рублей. Именно до тех цифр, которые ранее обсуждались в общем чате. Это был конкретный сговор участников рынка о повышении цен, а это уже уголовное преступление — картельный сговор, который состоялся.
Здесь становится понятна причина, по которой Росаккредитация ДФО затягивает выдачу аккредитации компании «ВладТранс», не работающей уже 5 месяцев, — обогащение на сотни миллионов рублей. После приостановления действия аккредитации ООО «ВладТранс» (16 июля 2020) и повышения цены за выдачу СБКТС с условных 5000 до 10 000 рублей, все действующие лаборатории увеличили доходы в разы. В частности, в период с 20 июля по сегодняшний день (4 декабря) группа лабораторий, занимающаяся оформлением СБКТС, «наварила» порядка 150 000 000 рублей. На ком? На гражданах столицы Дальнего Востока. Какую часть денег из этих миллионов получают чиновники, закрывающие глаза на творящийся беспредел, — вопрос открытый.
Для понимания порядка цифр:
— в месяц на территорию Российской Федерации через порты города Владивостока завозится 7000-8000 машин (иногда больше).
— средняя цена за 1 СБКТС с октября 2019 года (когда наша организация начала официально работать на этом рынке) составляла 3000-5000 рублей за проведения комплекса мероприятий и выдачу СБКТС на одно транспортное средство. Иногда цена была в районе 500-1000 рублей.
— с 20 июля, путем картельного сговора, цена за 1 СБКТС в Приморье составила 10 000 рублей, что на 5 000 рублей больше максимальной стоимости за период: октябрь 2019 — июль 2020.
— стоимость СБКТС оплачивает конечный собственник, то есть гражданин РФ, который везет транспортное средство для использования в собственных целях. В результате за остаток июля, август, сентябрь, октябрь и ноябрь аккредитованные лаборатории своими действиями извлекли дополнительный доход в крупном размере. Соответственно, гражданам был причинен крупный ущерб, что можно посчитать по следующей формуле:
Если от 10 000 (десяти тысяч) рублей (установленная цена за 1 СБКСТ участниками картельного сговора с 20.07.2020) отнять 5 000 (пять тысяч) рублей (максимальная цена за 1 СБКСТ за период: октябрь 2019 – июль 2020), получается 5 000 (пять тысяч) рублей (установленная надбавка участниками картельного сговора).
7 000 (семь тысяч) автомобилей умножить на 5 000 (тысяч) рублей = 35 000 000 (тридцать пять миллионов) рублей за 1 месяц. Таких месяцев уже было 4 (140 000 000) и треть июля (10 000 000). Таким образом получается 150 000 000 рублей. Это огромные деньги для любого малого бизнеса.
В итоге на сегодняшний день доход, извлеченный участниками картеля, от незаконных действий и ущерб гражданам Владивостока составил уже намного больше чем 150 000 000 рублей. И это в кризисные пандемийные времена, когда доходы населения очевидно упали.
В этом и просматривается причина действий руководителя Росаккредитации по ДФО Куценко Т.В. в части затягивания сроков проверки и сроков принятия решения по результатам проверки ООО «ВладТранс». Ведь чем дольше не работает их лаборатория, тем дольше участники картельного сговора могут удерживать необоснованную наценку, имея на 35 миллионов рублей больше ежемесячно. Как в этом картеле происходит распределение прибыли нам неизвестно, но надеемся, следствие разберется.
Предприниматели направили жалобу в прокуратуру, а также копию новому министру развития Дальнего Востока и Арктики Алексею Чекункову — возможно, ему будет полезно узнать, как нагло, прикрываясь чиновниками, развиваются картельные сговоры на Дальнем Востоке.
Халатность Росаккредитации ДФО спровоцировала вмешательство Олега Кожемяко. Будут ли наказаны виновники ПТС-коллапса?
Как известно, с 1 ноября в России перестали выдавать бумажные паспорта транспортного средства (ПТС) машинам, привезенным из-за границы — ПТС заменили на электронные. Всю эту процедуру по выдаче ЭПТС передали предпринимателям — в основном аккредитованным испытательным лабораториям, которые занимаются сертификацией ввозимых автомобилей и выдают им СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). Казалось бы, что может пойти не так? Вполне логичное решение, учитывая, что у лабораторий и так есть вся информация об автомобилях и это своего рода оптимизация процесса для его ускорения… Однако в бизнесе, который фактически расставляет задачи Управлению Росаккредитация ДФО во главе с Куценко может творится всё, что угодно. Почему это происходит и есть ли в этих взаимодействиях коррупционная составляющая когда-нибудь решит суд, а пока в течении всего ноября мы наблюдали, как лаборатории, которым выдали полномочия на занятия деятельностью по выдаче ЭПТС, не смогли организовать выдачу ЭПТС и создали невообразимого масштаба коллапс в порту, где скопилось порядка 5000 автомобилей. Почти спустя месяц дело сдвинулось с мертвой точки только когда губернатор Приморского края Олег Кожемяко вмешался в решение проблемы https://vostokmedia.com/news/society/25-11-2020/bez-raskachki-kozhemyako-vydvinul-zhyostkoe-trebovanie-iz-za-problem-s-vydachey-pts
Как же так получилось?
Месяц назад лаборатории начали роботу по выдаче ЭПТС. Любопытно, что из всех всего три лаборатории выдают ЭПТС во Владивостоке. Это ООО «Владтрек», ООО «Серт-Лаб», (по чьей жалобе компанию ООО «ВладТранс» проверяют уже пятый месяц) и ООО «Спектр-Ч». Всего три на 7000-8000 машин ежемесячно.
И в итоге ни одна аккредитованная лаборатория не справилась, и во Владивостоке возникла колоссальная проблема с очередями. Процесс был совершенно не проконтролирован и саботирован. Это и сбои в работе системы при загрузке данных, это и операторы проверяющие полученные от сертификационных лабораторий сведения в ручном режиме. Все это уменьшает скорость работы... На деле аккредитованных испытательных лабораторий, имеющих право выдавать ЭПТС, оказалось недостаточно, чтобы обслужить весь поток машин, которые ввозятся через порты региона. Та же пресловутая компания ООО «ВладТранс» могла бы быть четвертой, и, как минимум на четверть разгрузить сложившийся коллапс, однако Росаккредитация ДФО посчитала, что «лишние» компании в этом деле не нужны. Были ли готовы те три лаборатории к такому потоку машин? Нет. Знали ли, что он будет таким большим? Да. И, конечно, лаборатории заранее знали о том, что не справятся. Но были уверены, что закон о выдаче ЭПТС будет отложен (чего, естественно, не случилось). Почему же предприниматели, владеющие лабораториями, настолько безнаказанно себя ведут? Очень похоже, что управление Росаккредитации по ДФО долгие годы создавало условия, как в закончившихся «девяностых», при которых лаборатории равнодушно относятся к законам и вверенным им обязательствам, имея «прикрытый тыл» (яркий пример в первой части этой статьи). Но в этот раз, видимо, их наглость уж совсем вышла «за берега» допустимого, что аж губернатору во время ЧС пришлось лично разбираться в проблемах, которые ему устроили испытательные лаборатории.
А теперь ряд вопросов и предложений:
1. ФАС и Прокуратура. Уважаемые правоохранительные органы, люди написали о картельном сговоре в Федеральную антимонопольную службу (обращение прикрепляем), но ФАС почему-то до сих пор ничего не ответила. Просим обратить на это внимание и узнавать у своих коллег, проводятся ли какие-нибудь мероприятия по нашим заявлениям.
2. Налоговая служба. Вам должно быть интересно, каким образом испытательные лаборатории платят налоги с полученной ежемесячной дополнительной сверхприбыли. 35 миллионов в месяц — очень немаленькая сумма... Насколько нам известно, за каждый выданный СБКТС лаборатории «приходуют» только 150 рублей (из полученных 10 000 рублей). 150 рублей — это официальная стоимость бланка СБКТС. Остальная выручка просто скрывается, чтобы не платить налоги на прибыль.
3. МВД, ФСБ, Следственный комитет. Неужели мало фактов оголтелой недобросовестности в работе Управления Росаккредитации по ДФО? Обратите наконец внимание на действия и безнаказанность руководителя ведомства Куценко Т.В. Уже даже губернатор Приморского края выразил недовольство халатностью лабораторий. Что еще должно случится?