Найти в Дзене
Мама - педагог

ЗАЧЕМ НУЖНА ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ?

Оглавление

Много существует споров по поводу занятий по подготовке к школе. Кто-то говорит, что ребенок сам уже готов, зачем занятия? (из области «раньше никто никого не готовил и все учились»). Кто-то считает, что занятия необходимы. Давайте начнем с того, что такое эти занятия и к чему готовят?

Занятия в Братске
Занятия в Братске

Сам термин ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (не занятия) строится, так сказать, на «трёх китах».

Наработка знаний и умений,

необходимых для того, чтобы облегчить ребенку усвоение программы начальной школы.

Сюда входит обучение грамоте и чтению, подготовка руки к письму, математика (счет, сложение и вычитание, решение простых задач, геометрические представления), знакомство с окружающим миром и его явлениями.

Зачем? Программа 1 класса (как это ни странно) подразумевает знание букв алфавита, так как азбука хоть и есть, но изучается за 4 месяца, то есть в очень быстром темпе. И если ребенок не знает хотя бы половины букв, то успевать их запоминать и осваивать написание ему будет сложно. Также очень желательно (да можно сказать необходимо) хотя бы слоговое чтение у ребенка (например, учебник по окружающему миру), сформированное умение вести линии в тетради и уметь ориентироваться на листе.

Второй «кит» - психологическая готовность.

Понятие это достаточно объемное и включает в себя:

- развитие психических процессов – внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;

- формирование мотивации к учебному процессу, эмоциональное развитие и наработка волевых качеств;

- умение доводить дело до конца, достигать результата и проверять его правильность;

- социальное развитие (умение взаимодействовать с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, учитывать интересы свои и других, высказывать свое мнение и многое др);

- общая осведомленность о своем городе, семье, представления о себе, как ученике.

Зачем? Если раньше дети бегали во дворе и имели десятки знакомых ребят (развитие речи, социализации, мышления и пр), то сейчас главное занятие – это погружение в Интернет и компьютерные игры. Во всяком случае, развитие речи и изложения своих мыслей точно стоит на месте. Мозг привыкает к готовым ответам. Навыки взаимодействия с живыми людьми очень скудные. Об остальном судить можно двояко. Но дополнительное развитие никому из детей не будет теперь лишним.

Оба этих «кита» активно задействованы на занятиях по подготовке к школе.

Третий «кит» - физическое развитие

– развитие крупной и мелкой моторики.

Каждый понимает, что если у ребенка слабые мышцы спины, то сложно высидеть ровненько даже три школьных урока. Как следствие – сколиоз.

Развитие мелкой моторики – кистей и пальцев рук – это напрямую влияет на почерк и умение писать быстро и аккуратно.

Ну а то, что мышление и речь связаны с мелкой моторикой, не знает сейчас только ленивый.

И вот этот третий «кит», к сожалению, почти не используется на занятиях. На это просто нет времени. Здесь все зависит от родителей.

Многие ребята на моих занятиях на вопрос про утреннюю зарядку отвечают отрицательно. А дети, не посещающие детский сад, не знакомы с простейшими упражнениями: наклоны, приседания, прыжки на одной ноге. Им сложно даются упражнения на координацию и равновесие. Я замечаю, что таким детям нелегко освоить чтение и пропись. Странно, что родители не видят этой связи.

Таким образом, все-таки занятия по подготовке к школе сейчас просто необходимы большинству ребят, особенно:

- детям, не посещающим детский сад

- детям, не посещающим больше никакие дополнительные кружки и секции

- детям, с которыми родители не занимаются сами дома

- детям с трудностями в общении, речи, плохой памятью и пр.

Конечно, думайте сами, решайте сами!

Только вот всё больше первоклашек у меня на репетиторстве... А репетиторство дороже, чем занятия по подготовке. Профилактика всегда легче лечения.