Много существует споров по поводу занятий по подготовке к школе. Кто-то говорит, что ребенок сам уже готов, зачем занятия? (из области «раньше никто никого не готовил и все учились»). Кто-то считает, что занятия необходимы. Давайте начнем с того, что такое эти занятия и к чему готовят?
Сам термин ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (не занятия) строится, так сказать, на «трёх китах».
Наработка знаний и умений,
необходимых для того, чтобы облегчить ребенку усвоение программы начальной школы.
Сюда входит обучение грамоте и чтению, подготовка руки к письму, математика (счет, сложение и вычитание, решение простых задач, геометрические представления), знакомство с окружающим миром и его явлениями.
Зачем? Программа 1 класса (как это ни странно) подразумевает знание букв алфавита, так как азбука хоть и есть, но изучается за 4 месяца, то есть в очень быстром темпе. И если ребенок не знает хотя бы половины букв, то успевать их запоминать и осваивать написание ему будет сложно. Также очень желательно (да можно сказать необходимо) хотя бы слоговое чтение у ребенка (например, учебник по окружающему миру), сформированное умение вести линии в тетради и уметь ориентироваться на листе.
Второй «кит» - психологическая готовность.
Понятие это достаточно объемное и включает в себя:
- развитие психических процессов – внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
- формирование мотивации к учебному процессу, эмоциональное развитие и наработка волевых качеств;
- умение доводить дело до конца, достигать результата и проверять его правильность;
- социальное развитие (умение взаимодействовать с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, учитывать интересы свои и других, высказывать свое мнение и многое др);
- общая осведомленность о своем городе, семье, представления о себе, как ученике.
Зачем? Если раньше дети бегали во дворе и имели десятки знакомых ребят (развитие речи, социализации, мышления и пр), то сейчас главное занятие – это погружение в Интернет и компьютерные игры. Во всяком случае, развитие речи и изложения своих мыслей точно стоит на месте. Мозг привыкает к готовым ответам. Навыки взаимодействия с живыми людьми очень скудные. Об остальном судить можно двояко. Но дополнительное развитие никому из детей не будет теперь лишним.
Оба этих «кита» активно задействованы на занятиях по подготовке к школе.
Третий «кит» - физическое развитие
– развитие крупной и мелкой моторики.
Каждый понимает, что если у ребенка слабые мышцы спины, то сложно высидеть ровненько даже три школьных урока. Как следствие – сколиоз.
Развитие мелкой моторики – кистей и пальцев рук – это напрямую влияет на почерк и умение писать быстро и аккуратно.
Ну а то, что мышление и речь связаны с мелкой моторикой, не знает сейчас только ленивый.
И вот этот третий «кит», к сожалению, почти не используется на занятиях. На это просто нет времени. Здесь все зависит от родителей.
Многие ребята на моих занятиях на вопрос про утреннюю зарядку отвечают отрицательно. А дети, не посещающие детский сад, не знакомы с простейшими упражнениями: наклоны, приседания, прыжки на одной ноге. Им сложно даются упражнения на координацию и равновесие. Я замечаю, что таким детям нелегко освоить чтение и пропись. Странно, что родители не видят этой связи.
Таким образом, все-таки занятия по подготовке к школе сейчас просто необходимы большинству ребят, особенно:
- детям, не посещающим детский сад
- детям, не посещающим больше никакие дополнительные кружки и секции
- детям, с которыми родители не занимаются сами дома
- детям с трудностями в общении, речи, плохой памятью и пр.
Конечно, думайте сами, решайте сами!
Только вот всё больше первоклашек у меня на репетиторстве... А репетиторство дороже, чем занятия по подготовке. Профилактика всегда легче лечения.