С появлением у стран НАТО атомного подводного ракетоносного флота советская морская доктрина также сделала основной упор на стратегические и ударные ракетные подводные лодки, а надводный флот был сориентирован преимущественно на противолодочную борьбу.
В 1967 году в строй вступил первый противолодочный крейсер-вертолетоносец «Москва», а через год - однотипный «Ленинград». Затем последовала серия из трех кораблей: «Киев», «Минск», «Новороссийск», предназначенных для базирования эскадрильи самолетов вертикального взлета и посадки и эскадрильи вертолетов противолодочной обороны. Затем в строй вошел их модернизированный собрат «Баку». Но уже стало ясно, что самолеты вертикального взлета и посадки не способны конкурировать с боевыми самолетами катапультного взлета. Поэтому в проект плана военного судостроения на 1971-1980 годы была включена разработка аванпроекта настоящего авианосца и самолетов для него. Но только в сентябре 1982 года этот авианосец был заложен под именем «Рига» на ПО «Черноморский судостроительный завод». Через полгода его переименовали в «Леонид Брежнев».
4 декабря 1985 года первый советский авианосец - тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) «Леонид Брежнев» был торжественно спущен на воду. В тот же день на освободившемся стапеле заложили однотипный ТАКР «Рига». А в это время в Невском КБ уже шла разработка проекта первого ТАКР с атомной главной энергетической установкой. Его заложили 25 ноября 1988 года и назвали «Ульяновск».
В 1987 году ТАКР «Леонид Брежнев» был переименован в «Тбилиси», а в 1990 году в «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Под этим именем в 1992 году авианосец вступил в строй Северного флота. В 1996 году в составе отряда из 12 кораблей и судов он совершил поход в Средиземное море.
Морская история остальных авианосцев не сложилась. Собранный на 75% корпус атомного ТАКР «Ульяновск» в 1992 году был разрезан на металл. Трагичной оказалась судьба и ТАКР «Рига», переименованного в «Варяг». В ноябре 1991 года Россия прекратила финансирование авианосца при готовности корабля около 65%. Долгое время корабль стоял у достроечной стенки завода. В 1996 году он был передан Украине в счет долгов Министерства обороны РФ заводу-строителю. С «Варяга» сняли все ценное оборудование, затем остов корабля стал ветшать и растаскиваться. В марте 1998 года его продали фирме из Макао как 33 тысячи тонн металла.
См.также:
Этот день в отечественной морской истории