Не только мужчины-викинги, но и их женщины внушали страх как свирепые воины. Из всех викинговских девиц-щитоносцев, чьи истории дошли до нас, Фрейдис, вероятно, самая свирепая.
Фрейдис, дочь Эрика Рыжего, отправилась в Винланд, в Америку, где наводила ужас на туземцев. Она также была безжалостна в отношении собственного народа, что принесло ей репутацию предательницы.
Кто же такая Фрейдис?
Фрейдис была одной из дочерей Эрика Рыжего, человека, который возглавил колонизацию Гренландии. Эрик Рыжий, как известно,был очень вспыльчив.
Он был изгнан из Исландии за убийство своего товарища без достаточных оснований. По-видимому, было лишь "последней каплей", потому что Эрик Рыжий не отдичался кротким нравом.
Его собратья-викинги считали его слишком вспыльчивым и непредсказуемым, чтобы спокойно сосуществовать с ним.
Он также не смог ужиться в Норвегии, где совершил аналогичное преступление (правда, неизвестно им самим или одним из его сыновей). Это изгнание и привело его в тогдашнюю необитаемую Гренландию, где он основал собственное поселение. Никто другой не принял бы его.
Имя матери Фрейдис, родившейся примерно в 970 году, неизвестно, и она, вероятно, была незаконнорожденной. Фрейдис выросла вместе со своим отцом и братьями, Торвальдом, Торстейном и знаменитым исследователем Лейфом Эриксоном.
Она была замужем за человеком по имени Торвальд, но в источниках он изображен не в очень хорошем свете. Он описывается слабаком, особенно в сравнении со своей свирепой женой.
Подвиги Фрейдис упоминаются в Саге о Гренландии и Саге об Эрике Красном. Из этих историй ясно, что Фрейдис унаследовала горячий темперамент своего отца. В обеих сагах она описывается как храбрая, но вспыльчивая, безжалостная и не заслуживающая доверия.
Наводя ужас на туземцев Винланда
Фрейдис наиболее известна тем, что пошла по стопам своего брата-исследователя Лейфа Эриксона и отправилась в Новый Свет. В 1001 году Лейф высадился в современном Ньюфаундленде в Канаде, который он назвал Винландом из-за виноградников, растущих там.
После разведки местности он вернулся в Гренландию, чтобы рассказать другим о том, что он нашел. Некоторые другие викинги последовали по стопам Лейфа и посетили Новый Свет, но лишь очень немногие. Фрейдис, была одной из первых, присоединившихся к экспедиции Торфинна Карлсефни в 1004 году нашей эры.
В отличие от своего брата, который, высадился в Америке в качестве мирного исследователя, Фрейдис оказалась вовлеченной в конфликт с коренными американцами. Говорят, что конфликт возник в результате неудачных торговых попыток с местными жителями, которых викинги называли скрелингами. Однако, учитывая темперамент Фрейдис, нетрудно предположить, что именно ее действия могли спровоцировать конфликт.
Согласно саге, после неудачной попытки торговли индейцы напали на лагерь викингов ночью. Судя по записям, индейцы использовали какое-то метательное приспосбление, так как атака началась с того, что в викингов полетели стержни, издающие воющие звуки.
Это было оружие, которое викинги никогда раньше не видели, и большинство из них бежали в панике. Согласно легенде, только Фрейдис, которая в то время была на восьмом месяце беременности, имела мужество остаться и сражаться.
Она схватила меч и начала колотить им себя по груди, крича что-то о зверствах. Говорят, что местные жители были так поражены и напуганы этим зрелищем, что убежали. С психами воевать дело неблагодарное.
Фрейдис предательница
Экспедиция Торфинна Карлсефни вернулась в Гренландию вскоре после нападения на их лагерь. Но Фрейдис была разочарована их неудачей и решила повторить успехи не только своего брата Лейфа, но и других успешных путешествий, которые ее братья также совершили в Винланд. Она еще не простилась с новым миром.
Решив нанести удар самостоятельно, но нуждаясь в поддержке, Фрейдис убедила двух своих исландских братьев, Хельги и Финнбоги, стать ее партнерами в этой экспедиции.
Они должны были разделить расходы, привести одинаковое количество людей и поделить добычу 50 на 50. Фрейдис также договорилась со своим братом Лейфом об использовании домов и другой инфраструктуры, которую тот создал в Винланде, давая им развернуть плацдарм.
С самого начала Фрейдис нарушила свое слово. Она отправилась в путешествие уже после братьев, чтобы иметь возможность привести с собой больше людей, чем они договаривались, что бы иметь преимущество, когда они прибудут.
По прибытии братья уже разбили лагерь в домах Лейфа. Фрейдис немедленно изгнала их и заявила, что она сама претендует на эти дома как сестра Лейфа.
Несмотря на это происшествие, Фрейдис и братья умудрялись сотрудничать в своих торговых и грабительских операциях. Без сомнения, пребывание в чужой стране вдали от дома давало обеим сторонам стимул работать вместе. Но Фрейдис только начала своё предательство.
Незадолго до того, как экспедиция должна была вернуться в Европу, Фрейдис избила себя, чтобы сказать, что братья плохо с ней обращались. Затем она пошла к своему мужу, который сопровождал ее в экспедиции, и потребовала, чтобы он и его люди расправились с исландскими братьями.
Торвальд был против, и Фрейдис пригрозила ему разводом, если он не отомстит за нее.
Торвальд повел людей карать исландцев, но оставил в живых пятерых женщин, которые были в лагере. Разъяренная и не желавшая, чтобы кто-нибудь из свидетелей остался в живых, чтобы рассказать другим о случившемся, Фрейдис в слепой ярости сама выпилила пятерых женщин. Она также пригрозила всем своим людям, чтобы они никому не рассказывали о случившемся, иначе их постигнет страшная кара.
Когда они вернулись в Гренландию, Лейф Эриксон, тогдашний вождь Гренландии, зная свою сестру, отнесся к этой истории с подозрением. Он пытал троих людей Фрейдис, пока те не открыли правду о ее предательстве.
Хотя Лейф и злился на сестру, он не наказывал ее из-за семейных уз. Однако он предсказал, что ничего хорошего ни для Фрейдис, ни для ее потомков не произойдет.
Судьба Фрейдис
Мы не можем быть уверены, что Лейф Эриксон был прав в своем предсказании, что судьба после этого не была добра к Фрейдис и ее потомкам, поскольку они не упоминаются в источниках. Возможно, это само по себе свидетельствует о том, что его пророчество сбылось, а что может быть хуже, чем быть забытым.
Конечно, следует помнить, что саги писались мужчинами, которые часто демонстрировали подозрительность к сильным женщинам, которые ломали архетипы и брали на себя мужские роли. Если бы те же самые действия были совершены ее братьями-викингами, как бы они были зафиксированы?
А что ты думаешь о Фрейдис? Была ли она порочной, злобной женщиной, чьи поступки можно назвать жестокими или же она была неприкаянной душой, которая просто пыталась устроить свою жизнь в сложном, построенном на силе мире викингов?