Найти тему
Lenina Nadezhda

Софийский собор

Как купить тур он-лайн дешевле

Древнейшим памятником города Вологды, играющим важнейшую роль в общем городском ансамбле, является Софийский собор. Подобного рода храмы считаются характерной чертой русского зодчества 16 столетия и являются одним из наиболее распространенных типов монастырских и городских соборов, имея источник происхождения – московский Успенский собор. Но помимо этого, Вологодский собор имеет значительные отличия от аналогичных ему храмов, учитывая и прототипы, в контексте лаконичности архитектуры, которая придает храму северную строгость. Еще одной немаловажной отличительной чертой является расположение соборного алтаря, который направлен на северо-восток, что было осуществлено по воле Ивана Грозного. Скорей всего, царь хотел, чтобы алтарь был обращен к реке Вологде, однако, это противоречило всем традициям строительства православных церквей.

В 1571 году появились мнения, что на Москву совершил нападение крымский хан. Эти события побудили царя покинуть Вологду, хотя возведение Софийского собора не было окончено. Окончание строительства не наступило даже через 17 лет, и только при Федоре Иоанновиче было окончательно достроено соборное здание, хотя отделка не была закончена: завершен был только южный предел, а средняя часть была достроена значительно позднее. Преосвященным Антонием, епископом Великопермским и Вологодским, было проведено освящение придела в честь Успения главы Иоанна Предтечи. Через некоторое время был освящен и основной престол Софийского собора.

В 1612 году, когда совершилось нападение польско-литовских войск на Вологду, не только Софийский собор, но и многие другие храмы значительно пострадали от пожаров и грабежей, по причине чего стало необходимым проведение повторного освящения обоих престолов. На восстановление собора потребовалось немалое количество средств, поэтому проводились денежные сборы со всех епархиальных церквей. Уже в 1627 году новый Софийский собор стал каменным трехпрестольным храмом на пяти главах.Роспись храма была осуществлена на протяжении 1685-1687 годов ярославскими мастерами с руководителем работ Дмитрием Плехановым.

Еще одним древнейшим памятником Вологды является колокольня Софийского собора, расположенная между Воскресенским и Софийским собором и соприкасающаяся со стеной Архиерейского двора. Первая колокольня при Софийском соборе появилась в 20-е годы 17 века. В 1627 году в писцовой книге упоминается эта колокольня как деревянная и восьмиугольная, имеющая шатровый верх. В колокольне имелось «двои полати», часы, три лестницы, и 11 колоколов: 9 малых и средних и 2 больших. В 1636 году первая колокольня сгорела, а новая была срублена в 1642 году.

На протяжении 1654-1659 годов деревянная колокольня была заменена столпообразной, каменной, восьмиугольной, увенчанной небольшой главкой и имеющей шатровый каменный верх. В 1860-х годах архиепископ Палладий предпочел видеть колокольню Софийского собора самой высокой во всей епархии, а древняя колокольня, которая просуществовала более 200 лет, подверглась капитальным изменениям, например, шатровый верх колокольни и звон были сняты, а нижний ярус стал основой новой, более крупной и высокой колокольни. Постройка новой колокольни продолжалась с 1869 по 1870 года согласно проекту архитектора В.Н. Шильднехта. Она дошла до нас почти без каких-либо изменений.

Псевдоготические формы нынешней Софийской колокольни тесно соединены с луковичной главой, которую позолотили в конце 19 – начале 20 века. Во всем облике звонницы четко видно подражание древнерусскому зодчеству. Особенно удачно получился общий силуэт, отлично выражающий свою функцию – служить главной колокольней в епархии храма.

На колокольне Софийского собора сохранился в некотором роде музей колоколов, представленный русскими, голландскими и немецкими колоколами 17, 18 и 19 столетия. Особый интерес представляют колокола с характерными для той поры названиями: «Водовоз», «Часовой», «Великопостный», «Малая Лебедь».

Софийская колокольня привлекает внимание туристов своей красотой и строгостью, а также великолепным видом на город, раскрывающимся с ее высоты.