Взаимоотношения украинцев и русских давно уже не давали мне покоя. Не раз я себя одергивала: ну какое нам, россиянам, русским, до них дело? Баба с возу... И без Украины проблем хватает. Своих земель у России не меряно – дай Бог хоть там когда-нибудь порядок навести!
Однако какая-то неподконтрольная мне сила снова и снова заводила в уме старую песню: отчего некоторые западные украинцы с такой ненавистью говорят о русских, отчего на интернет-сайтах столь яростно поливают нас, русских, оскорблениями. Неужели не понимают, не знают, что и сами они русские? А если не русские – то кто же? Ведь очевидно, что слово украинец произошло от слова украина – окраина, и только совсем необразованный «знаток» может это отрицать. А что за этим словом? Какая национальность, какие корни?
Сомнения теребили, знания накапливались, и наконец, я осознала, почему эта проблема не оставляет меня в покое.
Говорят, что люди, потерявшие часть своего тела – руку, ногу, - продолжают ощущать их боль. Так и Украина – отпавшая часть Русской земли, не дает покоя тому, кто знает историю своей страны, помнит заветы и наставления предков. Огромное количество письменных источников убеждают нас, что у нас с Киевской Русью одна история и одни предки, которые завещали нам крепить единство, жить в мире. Только это, считали они, позволит Руси выжить во враждебном мире, сохранить независимость, не стать рабами других народов.
Эти документы, в том числе и созданные в старину в Киеве, написаны на русском языке, они без сомнений называют Киев Русской землёй, много раз повторяя слова Русь, русский язык, русский воин, русин. «Постави Ярослав Лариона митрополитом, Русина, в Святей Софьи, собрав епископы».* Так автор первой русской летописи «Повесть временных лет», сообщает о назначении в 1051 году киевским князем Ярославом Мудрым на митрополичью кафедру первого представителя из своего народа. К этому времени Илларионом уже написано знаменитое «Слово о законе и благодати» - древнейшее из дошедших до нас произведений на русском языке.В нём он с гордостью говорит о своей, русской, земле, о русском народе: «Вера бо благодетьнаа по всеи земли простреся и до нашего языка рускааго доиде»**. О первых киевских князьях Игоре, Святославе и Владимире Илларион пишет: «Не в худе бо и неведоме земли владычьствоваша, нъ в Руське, яже ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли»***. А в завершении своего труда митрополит просит: «И молите о мне, честнеи учителе и владыкы Рускы земля!».****
* «Повесть временных лет». Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. 1, стб. 155.
** Библиотека литературы Древней Руси (далее БЛДР), т. 1, СПб, Наука, стр. 38.
*** Там же, стр. 42-44. «Ибо владычествовали они не в худой и неведомой земле, но в русской, которая известна и <о которой> наслышаны во всех четырёх концах земли».
**** Там же, стр. 60.
Уже упоминавшаяся древнейшая летопись, созданная в Киеве и скопированная позже в десятки других - «Повесть временных лет» (далее ПВЛ), более сотни раз подтверждает, что Киев – Русская земля, что там живут русские люди, которые говорят на русском языке. Вот несколько отрывков: «В лето 6360* индикта 15, наченьшю Михаилу цесарьствовати, начася прозывати Руская земля». «И седе Олег, княжа в Киеве, и рече Олег: «Се буди мати городом рускым»; «А словенск язык и рускый один».
С побежденных византийцев Олег в 907 году потребовал дани «на руские городы: первое на Киев, также и на Чернигов, и на Переяславль и на Полътеск, и на Ростов и на Любечь...». Киевский князь Олег, подтверждая договор с греками, присягал «по рускому закону». В этих договорах с греками (византийцами) 907 и 945 годов, переписанных в ПВЛ, речь идёт только о Руси, о русских людях и их правах: «послы рускыя», «руское познание к Богу», «рустии сынове», «моляшеся к Богу за Русь».
Или знаменитое: «Да не посрамим земли Руские, но ляжемы костью ту, и мертьвы бо сорома не иметь». Это ведь сказал русский киевлянин князь Святослав Игоревич! А вот знаменитое представление: «Аз Святослав, князь рускый...». Вот о первых русских святых: «на празник Бориса и Глеба, иже есть праздник новой рускый». Или с горечью о междоусобице: «Почто губим Рускую землю, сами на ся котору (брань) <…> имуще?», «Поистине отци наши и деди наши соблюдоша Русьскую землю, а мы ю хощем погубити». Или о князе-крестителе Владимире Святом: «Дивно есть се, колико добра створи Руской земли, крестивь ю», «Память и похвала князю русскому Владимиру»*.
* БЛДР, т. 1, стр. 318-327.
Между прочим, так называемый Киевский патриархат, который демонстрирует свою ненависть к русским, считает важнейшей своей наградой орден Равноапостольного святого князя Владимира. Но князь-то, как видим, был русским! И если Украина – не Русь и её коренные жители - не русские, то какое отношение к ним имеет этот князь?
О Киеве, лишь как о русской земле, говорят и другие источники вплоть до 18 века. До этого же времени в древних и средневековых памятниках не встречается ни одного упоминания такого племени, как украинцы.
Так откуда же взялась Украина? Как, когда и почему появились на русской Киевской земле украинцы?
Мне удалось проследить истоки этого явления, о которых, наверняка, знают все добросовестные историки, но почему-то не хотят знать «свидомые» (знающие) украинцы.
Известно, что задолго до появления русских письменных источников – до X - XI века, Запад начал активное наступление на Восток. Умножалось население, нужны были новые земли, новые торговые пути, новые холопы. Папа Римский хотел получить новые католические приходы. Западные, в первую очередь старинные немецкие хроники, рассказывают, с какой жестокостью шло завоевание немцами славянских прибалтийских земель, как истреблялись местные народы. По свидетельству автора «Славянской хроники» Гельмгольда из Босау, написанной в 12 веке, например, прибалтийских славян «уничтожили все огнем и мечом», «опустошили всю землю», «обратили в пустыню». В результате исчезли десятки славянских народов, в том числе такие многочисленные и сильные, как вагры, бодричи, пруссы, варяги. На многих их землях и городах ныне располагается восточная Германия и часть прибалтийских республик. Однако далее, по пути на Восток, завоевательные крестоносные армады, в частности, Тевтонский и Ливонский ордена уперлись в Польшу и Русь. Города Псков и Великий Новгород сначала самостоятельно, затем с помощью Москвы и уже объединенного государства отстояли свою независимость. И потом вынуждены были веками продолжать её отстаивать. Вплоть до новых времен. Обратим внимание: самые страшные беды для нашего народа в последние пять столетий приходили именно с Запада. Вот лишь самые разрушительные: польско-литовское нашествие начала XVII века, французское 1812 год, первая мировая война 1914 -17 годов, 1945-й... В перерывах между опустошительными нашествиями продолжался натиск пропагандистский, на который европейцы средств не жалели (и не жалеют).
Особенно сильно страдали от этого физического и психологического натиска западнорусские территории, те, что находились ближе к жаждущим обогащения и расширения европейцам. Представляете, столько за столетия на голову жителей Западной Руси обрушивалось пропаганды русофобии! Отсюда и результат.
Но вернемся туда, к началу «украинизации». Южные русские земли, опустошенные татарами в XIII веке, не выдержали натиска. Вот что сообщает с горечью Патриаршая летопись в 1299 году о киевских событиях:
«Того же лета пресвященный Максим, митрополит Киевский и всея Руси, не терпя насилиа от Татар в Киеве, поиде из Киева, и весь Киев разыдеся*; а митрополит идее из Киева к Брянску, а от Брянска иде в Суздальскую землю»**.
* Разыдеся – разошёлся.
** Патриаршая летопись, ПСРЛ, т. 10. С-Пб, 1885 г., стр. 172.
Обескровленные, обезлюдевшие Киев, Северские и прочие русские города к западу от Смоленска попали в зависимость от Литвы и Польши. Ликвидировались самостоятельные княжества, во главе их ставились польские вельможи. Густынская летопись, например, рассказывает, как это произошло в Киеве в 1471 году:
«В лето 6979. 1471. Преставися Симеон Олелкович, князь Киевъский. По его же смерти Казимер, корол Полский, хотя престати* князству Киевъскому, не посади тамо уже сына Симеонова Мартина, но посади воеводу з Литвы Мартина Гастолта, Ляха, его же не хотяху кияне приняти, яко не токмо не князь бе, но более яко Лях бе; но единаче принуждены бывъше, изволиша. И отселе на Киеве князи престаша быти, а въместо князей воеводы насташа».*
* Престати – ликвидировать.
** Густынская летопись, ПСРЛ, т. 40, стр. 138.
Сохранились свидетельства о том, как, целенаправленно и жестоко, в течение многих лет литовцы и поляки завоевывали и пытались поработить Западную Русь. На захваченных территориях жестко насаждались уния и католицизм, причем детей нередко крестили в чужую веру насильно, запрещалось вести документацию на родном языке, искажались язык, традиции, народ постепенно превращался в холопов иноземных панов. Не стоит забывать, что крепостное право в Польше было установлено еще в XV веке - на два с лишним века раньше, чем в России, где до середины XVII века еще периодически действовал Юрьев день, и крестьянин мог перейти к другому землевладельцу. Со временем крепостничество в Польше только ожесточалось, своих крестьян шляхтичи сажали на кол и вешали вплоть до XIX века. В полной мере испытали ярмо крепостничества попавшие в польскую неволю жители нынешней Украины, в ту пору еще русские.
Например, по Пертковскому статусу, принятому в 1496 году, польским (а стало быть, и западнорусским) крестьянам запрещалось переходить с места на место и покупать землю. Раб польского пана не имел права даже жаловаться на своего господина, который мог безнаказанно убить, продать или изуродовать своего холопа. Словом, крепостничество на порабощенном Западе Руси было широко распространенным и весьма суровым. Исключение составляли лишь казаки – относительно небольшая часть западнорусского военизированного населения, защищавшая страну от турецко-татарских набегов. Замечу, что в России крепостным тоже было несладко, тем не менее, злобная помещица Салтычиха закончила свои дни в сырой монастырской яме.
Но, несмотря на все жестокости и угнетения, киевляне, галичане, черниговцы и прочие нынешние украинцы продолжали считать себя русскими, и продолжали бороться за свою независимость. К концу XV и в начале XVI века многие западнорусские князья, в частности, Бельские, Воротынские, Вяземские, Глинские, Одоевские, Мезецкие со своими землями добровольно перешли, даже бежали на сторону Москвы, и за их земли шла беспрестанная война. Польский король, носивший в титуле приставку «и Русский» никогда не забывал о своей главной задаче – не дать русским объединиться, а значит, и освободиться от порабощения иноземцами. Для этого надо было уже в ту пору (как и ныне) духовно разбить наш народ, разделить его на части.
В конце 15 века восточно-русские земли были объединены в одно государство со столицей в Москве. Страна получила официальное название Русия, или Руссия, что зафиксировано в многочисленных российских и западноевропейских документах, а её глава Иоанн III принял титул «Государя всея Русии», запечатленный в его новой печати с двуглавым орлом, которая сохранилась на документах, начиная с 1497 года. Литва и Польша, под нажимом обстоятельств, признали официально новый титул правителя России. Но поляки приложили громадные усилия, чтобы в Европе новое государство называли не Русь, не Руссия, а уничижительно «Московия», а её жители - московиты. Русью они называли в ту пору лишь захваченные ими Киевские и прочие западнорусские земли.
Однако фокус не удался. Хотя некоторые западные авторы, писавшие о России, под нажимом весьма влиятельных в ту пору поляков и называли ее Московией, это название не утвердилось, и к семнадцатому веку имя государства Руссия, а затем и Россия стало в Европе повсеместным и общеупотребительным. Отметим также, что до середины семнадцатого века в документах не встречается ни одного упоминания о такой нации, как «украинец», а слово «украина» упоминается лишь как окраинная территория Польши или России.
Насколько мне довелось выяснить, впервые слово Украина, обозначающее «как бы» государство, появляется в 1660 году в оглавлении знаменитой и весьма популярной книги французского инженера и географа Гильома-де- Боплана «Описание Украины».
Кто такой этот Боплан? С начала 30-х годов XVII века по поручению польского короля французский инженер-картограф приезжает на тогдашнюю окраину Польши – бывшую Киевскую Русь, чтобы составить карты новых польских владений. В течение 17 лет он собирает материалы, знакомится с жизнью и бытом жителей. По возвращении к себе на родину Боплан садится за работу и в 1651 году в Руане выходит первое издание его книги. Она называлась «Описание земель Королевства Польского от пределов Московии до границ Трансильвании». Примечательно, что за 17 лет пребывания на киевских и вообще западнорусских землях, Боплан не встретил там ни одного украинца. Именно так - в этом издании - ни в тексте, ни в заглавии, - не упоминает ни об Украине, ни об украинцах. По свидетельству автора, на этой польской окраине жили лишь казаки и русские.
В это время на Западнорусских землях идет мощная волна сопротивления польскому и крымско-турецкому порабощению. Чтобы не исчезнуть, как многие другие западнославянские народы, казаки обращаются за помощью к Москве. В результате восточная часть территории нынешней Украины входит в состав России. Надо отметить, что оборона и восстановление этой территории от разрухи со времён ещё ордынского нашествия обошлась россиянам во многие тысячи человеческих жизней и огромных материальных затрат.
И вот через шесть лет после этого объединения, в 1660 году, выходит второе издание книги Боплана с посвящением польскому королю. Теперь Восточная Украина – часть России. Но задача разделить русский народ не только остается, но и становится еще более актуальной. Король не желает признавать свою бывшую окраину частью России. Поэтому придумывается новое название бывшей польской колонии. Оно вставляется в заглавие книги: «Описание Украины»*. Понятно, что не сам Боплан придумал это название. Он лишь исполнил повеление заказчика-короля. И, тем не менее, в самом тексте, даже во втором издании, для определения Украины автором чаще употребляется название «Ocranie» - «Окраина».
* Гийом Левассер де Боплан. Описание Украины. М. Древлехранилище. 2004.
Но и на этом попытки разделить русский народ не закончились. Значительную лепту в это дело вложили «засланцы» Запада – большевики после Октябрьского переворота. Нескольким поколениям украинских руссов внушалось, что они – не русские, что они – другие, что язык их – тоже другой.
Заметим: поляки неоднократно на разных уровнях упрекают Россию за участие в разделах Польши. В итоге же Польшу делили, да не разделили, мало того, не без помощи Москвы ещё и обогатили чужими землями. А вот Польша Россию - таки разделила на три части. Но мы почему-то её в этом не упрекаем. А есть за что.
Посмотрите в начало этой статьи, где я цитирую древнерусские киевские памятники практически на том самом языке, на котором они были написаны семьсот-восемьсот лет назад. Любой грамотный русский, возможно, и с небольшим затруднением, но поймет этот язык. А вот поймет ли он современный украинский? Лично я, свободно читая древние летописи, написанные в Киеве, легко их понимаю. А вот речь нынешних украинцев для меня нередко озадачивает.
Как появился этот чуждый древним киевлянам, вызывающий порой недоумение, язык, откуда? Думаю, одна из причин заключается в следующем. Известно, что к девятнадцатому веку значительная часть украинских, особенно западно-украинских земель принадлежала польским панам. Понятно, что управляли этими землями также поляки. И в городах, и в украинских сёлах вся документация велась на польском языке. Польские господа разговаривали со своими холопами исключительно на своём языке. И украинским крестьянам и холопам приходилось подстраиваться под речь иноземных господ. Так искажался русский язык и на Украине, и, кстати, в Белоруссии. Отличие лишь в том, что Белоруссия много лет находилась в составе Польско-Литовского государства, была ближе к Литве, и там сказалось более сильное влияние именно литовского языка. Не случайно многие учёные и до революции, и значительно позже отмечали, что украинская и белорусская речь более характерны для крестьян, непосредственно связанных с польскими или литовскими хозяевами.
Не буду углубляться в расследования лингвистов, о том, как позже украинские националисты намеренно искажали язык коренного народа Украины и как это продолжается в наше время. В словари искусственно вставляются все новые и новые польские, литовские и прочие элементы. Русские сопротивляются, пытаются отстоять и сохранить свой древний и родной язык. Но силы не равны – на врагов русской нации работает мощная и весьма денежная машина западноевропейской и американской пропаганды. Дело дошло до того, что детей коренного народа – русских, начали обучать родному языку в школе, как иностранному, да и то не везде. Русских детей вынуждают учить, вместо родного языка, искусственный украинский, на котором не создано ни выдающейся литературы, ни культуры, ни науки. Российская же сторона молчит, деликатничает, соблюдает «демократию».
А меня продолжает волновать ещё один вопрос. Если украинцы - не русские, – то какое имеют к ним отношение русские князья Рюрик, Владимир Креститель и Ярослав Мудрый с их трезубцем, да и вообще вся история Киева, Киевской Руси в которой они, вдруг, оказались? Какое отношение имеет к ним Крещение Руси? Кто они такие, если они - не потомки коренных жителей Киевской Руси – русичей, русских? Приезжие? Оккупанты? «Засланцы»? Почему они не позволяют коренным жителям Киева говорить на родном русском языке, учить его в школе, смотреть телевидение на родном языке. Странная, надо признать, там демократия.