Найти тему
Белорус и Я

Ложь в исполнении Светланы Алексиевич, лидера белорусской оппозиции и нобелевского лауреата

Антилидеры Союзного государства

Фото: https://www.lavanguardia.com
Фото: https://www.lavanguardia.com

Сторонники "белорусской оппозиции" (не путать со всеми участниками протестов в Беларуси!) часто в комментариях пишут о том, что для них главными авторитетами и носителями национального духа являются люди, вошедшие в Президиум Координационного совета белорусской оппозиции. Это:

Не могу говорить за последних шесть, поскольку или мало, или совсем их не знаю. Но вот первый номер, Светлана Алексиевич, которую сейчас считают чуть не "духовным лидером белорусского народа" и "совестью нации", у меня вызывал интерес давно.

Её книгу «Время секонд хэнд» начал читать ещё за год до вручения премии, и не подозревая о будущем триумфе автора. Прочитал чуть больше половины. Отложил не потому, что плохая, напротив – крепкая документальная проза. Просто уж очень депрессивная, без каких-нибудь намёков на что-то хорошее. Да и структура её вовсе не требует полного дочитывания.

Фото: https://myrt.ru
Фото: https://myrt.ru

У книги нет какой-то сюжетной линии, в сущности – это собранная под одной обложкой серия интервью, сделанных журналистом Светланой Александровной Алексиевич за много лет журналистской работы. То же самое справедливо и по отношению к остальным её книгам, только если во «Времени секонд хэнд» автор расспрашивает людей о времени перелома, развала СССР, то

  • первая ей книга «У войны не женское лицо» (1985) - это серия отдельных рассказов о женщинах – участницах Великой Отечественной войны,
  • вторая, - «Последние свидетели» (1985), - воспоминания детей военного времени,
  • «Цинковые мальчики» (1989) – перестроечная книга, интервью с ветеранами Афганской войны,
  • «Зачарованные смертью» (1994) – объединённый в роман сборник рассказов о людях, либо покончивших на рубеже 1980-х – 1990-х годов жизнь самоубийством, либо мечтающих это сделать,
  • наконец, предпоследняя, «Чернобыльская молитва», (1997), - большая серия интервью с людьми, участвовавшими в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Ничего не могу сказать, интервью – мастерские. Надо отдать автору должное, журналист она – сильный.

Но вот вручение ей именно Нобелевской премии вызвало у меня очень большое сомнение. Дело в том, что я саму премию, её историю, специфику, теорию и практику знаю очень хорошо. Уже хотя бы потому что не просто написал о ней несколько статей, но издал про Нобилей в целом и про премию в частности несколько книг. Последняя должна была выйти этим летом, но из-за пандемии печать сдвинули на полгода. Она так и называется: «Удивительная история Нобелевской премии», издательство ЭНАС.

Само по себе то, что Нобель, в число номинантов будущей премии кроме «физиков» включил ещё и «лириков» удивления не вызывает. Дело в том, что сам Альфред Бернхард Нобель был не чужд занятиям литературой. Он мечтал стать писателем, в его записках были найдены проекты романов «В яркой Африке» (1861 год) и «Сёстры» (1862). К концу жизни он разработал план сатирической комедии «Патентованный микроб» (1895) и опубликовал четырёхактную трагедию «Немезида»(1896). Но вот вручать премию он планировал далеко не за любое удачное произведение.

Оригинал текста завещания Альфреда Нобеля. Фото: https://fishki.net
Оригинал текста завещания Альфреда Нобеля. Фото: https://fishki.net

Когда я 12 лет назад готовил первую книгу, не нашёл русского перевода текста самого завещания, поэтому переводил его сам из первоисточника. Итак, вот что там сказано о требованиях к номинантам:

«…Со всем остальным мной реализуемым имуществом необходимо поступить следующим образом: мои душеприказчики должны перевести капитал в ценные бумаги, создав фонд, доходы от которого будут выплачиваться в виде премии тем, кто за предшествующий год внёс наибольший вклад в прогресс человечества. Указанные доходы следует разделить на пять равных частей, которые должны распределяться следующим образом:
первая часть тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области физики,
вторая – тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии,
третья – тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины,
четвертая – создавшему наиболее значительное литературное произведение идеалистической направленности,
пятая – тому, кто внесёт весомый вклад в сплочение народов, ликвидацию или сокращение численности постоянных армий или в развитие мирных инициатив».

Конец цитаты. Чтобы вы не подумали, что я неправильно перевёл про "идеалистическую направленность", попробуйте перевести сами со шведского: i idealisk riktning. В английском варианте четвёртый пункт выглядит так: «one part to the person who in the field of literature shall have produced the most outstanding work of an idealistic tendency».

Но книги Алексиевич в идеалистической направленности заподозрить крайне сложно. Букер ей просто в руки просится, но вот Нобель? При этом сами представители Нобелевского комитета отметили, что это был первый в истории премии случай, когда её вручили профессиональному журналисту.

Светлана Алексиевич получает Нобелевскую премию по литературе из рук короля Швеции Карла XVI Густава. Фото: https://img.gazeta.ru/
Светлана Алексиевич получает Нобелевскую премию по литературе из рук короля Швеции Карла XVI Густава. Фото: https://img.gazeta.ru/

Остаётся только догадываться, почему в 2015 году это было сделано, когда на Нобеля уже много лет претендовали до сих пор претендуют и никак его не получат Харуки Мураками, Патрик Зюскинд, Джордж Мартин, наконец Джоан Роулинг! А что хотите, и Редьярд Киплинг за своего Маугли, и Сельма Лагерлёф за своего Нильса премии получили, чем хуже создательница Гарри Поттера или хроникёр Семи Королевств? Даже если считать русскоязычных писателей, тут на неё вполне могут претендовать Дмитрий Быков, Татьяна Толстая, Виктор Пелевин… Интересно, что, когда в 1961 году на премию выдвигали Толкиена, шведские академики отклонили номинацию с формулировкой, что его книги «ни в коей мере нельзя назвать прозой высшего класса». Так что Алексиевич создателя «Хоббита» и «Властелина колец» переплюнула. Переплюнула с формулировкой: «за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время».

Так или иначе, но Нобелевский комитет предпочёл книги Светланы Алексиевич другим. Кстати, после вручения премии одно большое издание предлагало мне, как сейчас говорят, «хайпануть». А именно обратится, там, в шведский суд, или в Гаагу, или ещё куда, с требованием признать вручение недействительным, как несоответствующее требованиям завещания устроителя премии. Но мне это показалось неправильным. Ну дали – и дали, не отобрали же, казалось бы, ничего плохого не произошло.

Но факт в том, что сразу после вручения премии Алексиевич из достаточно рядового автора, имя которого ни входило ни в один ТОП-100 лучших писателей современности, сразу превратилась в мощную общественную и политическую фигуру. И голос её, раньше никому не слышный, вдруг стал мощным и значительным. Соответственно, интервью с ней приобрели уже совершенно другой вес. Тем более те, что были рассчитаны на публику, не знающую о реальной жизни в наших странах. А иные Светлана почти не давала, всячески презирая «пропутинскую» и «пролукашенсковскую» прессу. Зато сразу после вручения она дала его одной из самых читаемых в Испании газет «La Vanguardia». Если вы, как и я, всегда доверяете только первоисточнику, то вот вам ссылка на этот чудесный материал, озаглавленный «Путин создаёт православный халифат».

Страница с интервью на сайте газеты La Vanguardia. https://www.lavanguardia.com/
Страница с интервью на сайте газеты La Vanguardia. https://www.lavanguardia.com/

Собственно, всё интервью достойно того, чтобы потратить время на его чтение, но мне больше всего понравился рассказ Алексиевич про два дня которые она провела в Москве:

«Совсем недавно я была в Москве и ходила в Храм, на службу. Рядом с Храмом увидела множество полицейских, большую группу омоновцев и целую толпу гражданских лиц. Испугалась, может тут предотвратили попытку теракта, но мне ответили: «Нет, уважаемая, просто мы идём на молебен в честь российского ядерного оружия». Представляете? Они молились за российское ядерное оружие! Полицейские, вместе с политиками и военными. Это отвратительно. На следующий день, я села в такси, но водитель сразу спросил меня: «Вы православная?». «Нет». «Тогда извините, но я прошу вас выйти. У нас православное такси, и мы обслуживаем только православных». Вечером того же дня я пошла в театр и наткнулся на группу казаков с палками и нагайками, которые требовали отменить спектакль по произведению Набокова. Это произошло всего лишь несколько дней назад. Красный человек у нас еще жив, и мы должны его раздавить».

Ни много не мало, но Светлане Алексиевич удалось всего за два дня в Москве лично пережить то, что я, москвич, не видел за все долгие годы жизни.

Справедливости ради, стоит сказать, что всё описанное нобелевским лауреатом имело место быть. С небольшими оговорками.

В Москве, в Зале воинской Славы Храма Христа Спасителя, действительно проходило торжественное собрание и молебен в честь 60-летнего юбилея самой секретной и закрытой структуры российского военного ведомства – 12-го Главного управления МО РФ. Занимающегося техническим обслуживанием, обеспечением безопасной эксплуатации ядерных боеприпасов, организацией противодействия ядерному терроризму и ликвидацией возможных аварий с ядерным оружием. Который в прессе действительно назвали «Молебном ядерному оружию». Только прошёл этот молебен не в конце 2015 года, а несколько раньше – 4 сентября 2007-го. Если в 2015 было что-то подобное, то, видимо, молебен был засекречен не хуже самого ядерного оружия, поскольку мне никаких упоминаний о нём найти не удалось. Может вам повезёт? Сообщите.

Дальше. «Православное такси» в Москве действительно существует. И, действительно, в 2010 году был случай, когда водитель высадил мусульманина. После жалобы которого водителя уволили, поскольку, как сказано на сайте: «служба уважает интересы каждого клиента, независимо от его веры исповедания». А особенностью именно «православного такси» является не то, что в него не пускают иноверцев, а «то, что все обслуживающие автомобили освящены, а салоны оборудованы православными иконами. Также клиентам, желающим прослушать православные аудиозаписи с соответствующим содержанием, представится такая возможность именно в данной службе». В Москве есть и мусульманское, и даже еврейское такси. И главное: просто так православное такси вы не получите, его заказывают специально. То есть, Светлана Алексиевич должна была сначала заказать зачем-то именно православное такси. Может с кем-то из вас случалось что-то подобное?

Наконец, казаки действительно пикетировали театр, в котором ставили Набокова. Только было их несколько меньше толпы, а именно шесть человек, одетых в казачью форму, а с ними ещё три студента и два преподавателя. И случилось это не в 2015, а в 2012 году, и не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Да и о казачьей принадлежности «великолепной шестёрки» ходят большие споры, ибо они так и не сказали, к какой именно организации или к какому войску принадлежат. Просто – «казаки» - и всё тут.

То есть, Светлане удалось в два дня пережить события, разделённые годами и сотнями километров. Воистину, мысль творца пронзает и время, и пространства.

К чести испанцев, в комментах под статьёй большая часть не верят героине интервью.

  • «Я много раз бывала в Москве, - пишет Анна Мария. - Я жила там некоторое время. В Москве есть православное такси. Но, на самом деле, в Москве гораздо, гораздо проще найти такси с водителем-мусульманином)) Они правда повсюду! Значит, Алексиевич, должно быть, потратила пару часов на поиски этого самого такси на улицах. Что касается беспорядка в соборе, то в православии принято молиться о воинских силах. Для людей, которые защищают границы страны и умирают за нас, если это необходимо. Кто-нибудь читал "Гарри Поттера"? Там была одна героиня, Рита Скитер, известная журналистка, которая искажала слова своих собеседников так, что они превращались в ложь. Вот и все. Именно так».
  • Merelin: «…Интервью Алексиевича - это просто русофобская манипуляция фактами. Проще говоря-ложь».
  • Baraban: «Последний абзац – это полная чушь! Нобелевская премия свелась к банальной лжи или решила стать представителем антироссийской пропаганды?». И так далее.

Когда человек лжёт столь откровенно и убедительно, читать остальное как-то уже не тянет.

Вы реально считаете, что человек, расплачивающийся за присуждение самой почётной престижной премии в истории человечества враньём, имеет право называться «совестью нации»? Что ж, решать вам.

А как вы считаете:

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!