Органы чувств связывают нас с окружающим миром. Для того, чтобы хорошо справляться с такой сложной задачей, им приходится быть сложно устроенными. Ухо не отстаёт от остальных органов чувств по сложности строения, особенно во внутреннем своём отделе.
Увидеть можно наружное ухо. Это та самая ушная раковина и слуховой проход (снова – наружный; есть ещё внутренний, но задачи у него совсем другие). Цель структур этого отдела – поймать звук и провести его до следующего отдела.
Одного уха было бы недостаточно для слуха (в безопасном мире – может быть, но не в условиях дикой среды), однако, работая в паре, уши способны определять положение источника звука. Дань предкам – мышцы, которые заставляют уши забавно шевелиться – раньше помогала повысить точность обнаружения.
Слуховой проход не маленький, но и не такой большой, как хотелось бы врачам (иногда мечтается, чтобы он был сквозным, и любители ватных палочек не разрывали бы себе барабанные перепонки в лоскуты). Серы в нём помещается много, если грамотно утрамбовать её ватной палочкой, что позволяет долгое время подпитывать мнение о правильности такой гигиены.
Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. С диагностической точки зрения её важность невозможно переоценить: многие состояния можно заподозрить или исключить, просто взглянув на неё.
Кто же не слышал о слуховых косточках – молоточке, наковальне, стремени? Первая из них крепится изнутри к барабанной перепонке. Среднее ухо сравнительно большое и не ограничивается только тремя косточками. Большинство его отделов невозможно увидеть глазом, даже вооружённым, но некоторые можно пощупать или проверить функцию, что значительно облегчает работу врачам.
В детстве я был уверен, что оно заполнено какой-нибудь слизью (до сих пор не могу вспомнить, кто мог бы мне рассказать об этом). Уже в институте на лекции по анатомии лектор уточнил, что среднее ухо заполнено воздухом, точно зная о моём заблуждении. В институте я вообще узнал много интересного, но вернёмся к теме.
В среднем ухе находится соединительная труба между ухом и носом. Её перекрытие во время насморка вызывает заложенность в ушах, а во время зевания или жевания – треск в ухе. Оба эти состояния ожидаемы и допустимы в определённых временных интервалах.
Слуховые косточки полностью оправдывают своё название, когда отбивают ритм во время содрогания барабанной перепонки под действием звука. Задача и наружного, и среднего уха сводится к проведению звука до третьего отдела – внутреннего уха.
Здесь и творится нечто невероятное, из-за чего учёные до сих пор спорят - как именно звуки превращаются в импульсы (мозг звуки не воспринимает, ему знакомы только электрические импульсы).
По простой аналогии слуховую часть внутреннего уха (есть ещё вестибулярная) можно сравнить с пианино. Она имеет форму раковины улитки, потому часто обзывается улитковым органом. Внутри расположены струны, движение которых запускает процесс; как итог – формируется импульс. Разные струны создают разные импульсы, мозг воспринимает их и создаёт звуковую картину мира.
Вестибулярная часть внутреннего уха отвечает за баланс. Ровная походка, чувство баланса – это результат её работы. Специфическое строение и расположение элементов позволяет ощущать собственное тело в трёх позициях и понимать, когда и куда мы движемся.
Чувствительность и сложность строения уха создают высокий риск развития разного рода проблем, а близость отделов может обеспечить быстрый переход проблемы от одного к другому. Даже действие громкого звука вызывает необратимые изменения через некоторое время, а избыточная гигиена или постоянное использование наушников провоцируют изменения очень быстро. Берегите свои уши, потому что даже одной неудачи достаточно для многих месяцев утомительного лечения.
С добрыми пожеланиями. Доктор Андрей Моисеев