Найти в Дзене
Матильда Навсегда

"Яркие образы соцреализма в живописи СССР"

И снова здравствуйте! Продолжая тему изобразительного искусства, хотелось бы вспомнить такое его направление, как социалистический реализм. Этот художественный приём основывался на "социалистической концепции мира и человека", поддержании социалистического общества, его идеализации и пропаганде "всеобщего оптимизма". Подобный жанр живописи был призван не доставлять эстетическое удовольствие, а в первую очередь воспитывать граждан в соответствии с диктуемой государством идеологией. Героями картин становились обычные советские граждане, счастливые в труде и отдыхе, а также в повседневной жизни. Но, если рассматривать более поздние работы художников (80-е гг. прошлого столетия), можно заметить, как изменился настрой их персонажей.

В.А. Васильев. "Сын родился". 1937. Источник фото-liveinternet.ru
В.А. Васильев. "Сын родился". 1937. Источник фото-liveinternet.ru

На картине Владимира Васильева "Сын родился" (1937) изображён характерный для того времени интерьер жилой комнаты. Мы видим обычную советскую семью, в котором совсем недавно произошло счастливое событие. Появился сын, зародилась новая жизнь. Молодых родителей, купающих своего ребёнка, явно застал врасплох столь неожиданный визит их друзей или родственников. А гости пожаловали с поздравлениями, принесли торт и букет. Хозяев, конечно, смутило такое внезапное появление других людей, но, несмотря ни на что, это произведение очень жизнеутверждающее.

Нельзя не упомянуть весьма популярную спортивную тему в жанре соцреализма. "Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником- обязан". Вот где те самые радость бытия, ловкость, сила и выносливость, стремление вперёд. Бросаются в глаза реалистичность, экспрессия и динамичность каждой композиции. Произведения на тему спорта носили явный характер пропаганды здорового образа жизни, духа соперничества и дружеской атмосферы. При этом черты лица изображаемых на картинах спортсменов были не так важны, как красота тренированного тела. Художники стремились рисовать мускулистых атлетов.

Ю.И. Пименов. "Начало любви". 1960. Источник фото - regnum.ru
Ю.И. Пименов. "Начало любви". 1960. Источник фото - regnum.ru

Наступили 60-е. Картина Юрия Пименова "Начало любви" (1960) - это сплошная романтика. Произведение отличается обилием светлых и серо-голубых оттенков, своей воздушностью и лёгкостью, несмотря на ненастную погоду и бегущих под зонтиками пешеходов. Казалось бы, бытовой сюжет. Ничего необычного, но только на первый взгляд. В автобусе среди прочих пассажиров замечены двое - парень и девушка. Мы можем наблюдать начало их любви, то самое зарождение светлого чувства. Предположу, что герой картины случайно увидел эту девушку и уже не может оторваться. Вероятно, героиня всё поняла, но делает вид, что ничего не замечает. Хотя, может быть, девушка ни о чём и не догадывается, а с удовольствием читает. Кстати, история эта напоминает мне похожий эпизод из фильма Марлена Хуциева "Мне двадцать лет"...

А теперь тема человека и труда. Особенно интересно изображены трудящиеся женщины в работах художников-соцреалистов. Картина Владимира Мягкова "Ткачихи" (1975) привлекает внимание своим великолепием ярких красок. Позитив и море положительных эмоций. Какими мы видим советских работниц? Авторы подобных произведений почти всегда прославляли красоту и здоровье женского тела. Крепкое телосложение, плавные изгибы, тёплый оттенок кожи, ухоженный волосы под косынкой. Эти прелестные девушки и женщины ответственно выполняют свои обязанности, трудятся не только по привычке, а с воодушевлением.

М.Л. Тихомирова. "Ожидание". 1980. Источник фото- artinvestment.ru
М.Л. Тихомирова. "Ожидание". 1980. Источник фото- artinvestment.ru

Хотелось бы упомянуть ещё об одной занятной, как мне кажется, работе, относящейся, скорее, к реализму. Совсем недавно я впервые увидела картину Марии Тихомировой "Ожидание" (1980). Никакого оптимизма и энтузиазма. Доминирование тёмных, серо-коричневых оттенков, и даже бежевые тона не греют. Самой позитивной деталью здесь является разве что одинокий апельсин (или мандарин). Главный герой, с щетиной и понурым взглядом, в обществе бутылки ожидает кого-то совершенно без всякого удовольствия. Заведение довольно унылое, напоминающее зал ожидания. Скуки и печали добавляет уставшее, равнодушное и даже немного раздраженное лицо одной из героинь второго плана. Она с недоумение смотрит на свою более молодую соседку по столу, которая не без удовольствия поднимает свой бокал...

Благодарю за внимание!