Найти тему
Yuri Valerievich Chumakov

5 книг Стругацких

Сложно выбрать какую-то дату, к которой бы можно приурочить этот текст. То ли август, когда родился Аркадий Натанович, то ли апрель, когда родился Борис Натанович. А уж подстраиваться под даты публикаций дело совсем неблагодарное: даже в наиболее провластный период своего творчества отношения с властью и её цензурой у братьев плохо складывались. Почему бы не в декабре, когда кончается 2020 год, довольно фантастический во многом и отвратительно-ужасный в другом — подумал я.

Вообще "5 книг" и не задумывались как рубрика. Первая статья на ту же тему, но про другого моего любимого писателя — Роберта Льюиса Стивенсона — была написана для bookmate, но в силу определённых причин там не вышло. После неё я прикинул, что мог бы написать про Жюля Верна (вернусь к этому в январе). И вот спонтанно, под настроение, решил порассуждать о самом, пожалуй, влиятельном писательском дуэте нашей фантастики.

-2

Первой моей книгой Стругацких была "Пикник на обочине". Тогда я прочитал и почти ничего не понял. Да, Зона, да Рэд страдает, но крутой, да, сталкеры, да, Стервятник... Перечитав в сознательном возрасте, с удивлением осознал, что книжка посложнее, чем кажется. Как я теперь считаю, это история про то, что мы не понимаем. Вся эта Зона непонятно как возникла и непонятно кому нужна. Непонятно, почему именно жившие в ней в определённые годы не могут уехать, не создав проблем для новых соседей. Уж тем более неясно, почему Зон больше одной, когда с этой непонятно, как жить. Использовать её не представляется возможным. В других Зонах худо-бедно научились добывать артефакты промышленным способом, с помощью техники или продуманной системы "проник вовремя, собрал, смотался". Однако ни что такое артефакты, ни зачем они, ни чем опасны — никто сказать не может. Да и почему они "артефакты", если так называют произведения рук человеческих?.. И среди всего этого непонятного поразительно понятны становятся люди: их мотивы, их страхи, их сомнения, их стремления. Возможно, это всё метафора на жизнь. Но если так, то научимся ли создавать "артефакты" или обойдёмся без них?..

Румата был всего лишь исследователем, но не смог удержаться и сначала пытался всех спасти, а потом всем мстил
Румата был всего лишь исследователем, но не смог удержаться и сначала пытался всех спасти, а потом всем мстил

Вероятно, "Трудно быть богом" вообще не стоило экранизировать. Это очень жуткая вещь о том, что даже если человек очень умён, ответственен, морален, очень быстро может превратиться в злодея. Потому что скорость падения, вероятно, выше скорости подъёма. Другой вопрос, морален ли Антон, или его отправили, потому что больше было некого... Читать, надо сказать, было больно, но интересно.

-4

Потом была "Улитка на склоне". Тут надо честно признать, что я её до сих пор не понимаю. Вернее даже не придумал понимания, которое меня устраивает. Филолог Перец работает в "Управлении лесом", офигевает от его бессмысленности, пока не проводит ночь со случайной женщиной и не становится директором этой странной структуры. Вторая часть произведения мало связана с первой. Кандид — исследователь "Леса" — пропадает в этом самом Лесу после падения самолёта, пытается сохранить способность мыслить, пока не осознаёт, что жители местных деревень — прошлое Леса, деревни надо "Одержать", то есть превратить в Лес, а его будущее — хозяйки Леса, жестокие и красивые «жрицы партеногенеза», способные и к репродукции без мужчин, и вообще развившиеся донельзя. Могу только предположить, что это исследование отношений рационального и иррационального в человеке, а ещё вообще критика, как ни странно, коммунизма — вот, дескать, новые люди, а лучше-то никому не стало...

-5

Объединю в одну "книжку" сразу три: "Понедельник начинается в субботу" и "Сказку о Тройке" в двух её вариациях. Первая часть — добрая сатира на советские НИИ. Работают там гении и волшебники, но временами их невозможно понять. Большинство там продуктивные и талантливые труженики. Звучит не весело, но при чтении я улыбался, а временам посмеивался. Есть и острые по тем временам штуки. Бездельник и болтун Выбегалло проводит эксперимент по выведению "идеального человека". Получается огромный великан, который всё ел и ел, потому что у него росли потребности. В итоге он схлопнулся. А вторая, напротив, жесткая сатира на бюрократию: там она ужасно идеальна. Невозможно ничего решить и ничего добиться от начальства, потому что оно всеми способами уклоняется от принятия решений и занимается абсолютно неважной чепухой. Только хитростью героям удаётся победить и бежать. Но это в "цензурной" версии. Во втором варианте произведения сатира ещё сильнее, но результат похуже, им просто ничего не удалось, как в "Замке" Кафки.

-6

"Гадкие лебеди", пожалуй, сильнее других произведений братьев Стругацких меня напугали. Это повесть о том, какие некие люди будущего — "мокрецы" — с помощью не вполне ясных методов убедили всех детей некого города уйти с ними от родителей. Мокрецов все считали больными, они постоянно скрывали лица под капюшонами. Кстати, главный герой — популярный писатель Виктор Банев — в меру неглупый и в меру умелый — перманентно разлагается, пока не сталкивается с мокрецами. Тогда он осознаёт, насколько ничего не понимает, но хотя бы осознаёт примерный масштаб своего непонимания. Предположу, что тема интеллигента — в среднем нормального, морального, трудолюбивого даже — но ничего не понимающего и способного только измерять уровень своего непонимания — вообще важная для Аркадия и Бориса Стругацких.

"То он в бронзе, а то он в мраморе"
"То он в бронзе, а то он в мраморе"

Сейчас вот закончил "Град обреченный". Герои произведения ходят по кругу, но у них ничего не получается: мусорщик не может убрать мусор, а советник господина президента помогает строить диктатуру, которую ненавидит (диктатура, кстати, тоже не удаётся). Авторы, пожалуй, поднимают вопросы нравственности и морали. Местный фермер дядя Юра считает, что моральны только те, кто работает руками, а те, кто сами не могут прокормиться, вообще так себе люди. А Изя Кацман, еврей, балагур, оптимист и очень начитанный человек, полагает, что моральны те, кто "строит храм" — то есть принадлежит к небольшому количеству тех, кто улучшает жизнь человечества хотя бы на капельку. Главный герой Андрей Воронин — деятельный, ищущий правду романтик и идеалист — наверное, должен быть близок мне, но, к счастью, я его не понимаю. Он выпал из всех знакомых и известных мне систем. Когда он понял, что зашёл в тупик, он застрелился. Всё это оказалось частью круга, и он снова начнёт сначала, но теперь, быть может, что-то понял.

Вместо заключения... Вполне возможно, что я не дорос до большинства (или всех) книг братьев Стругацких. Я же не смог дочитать "Бессильных мира сего" — стало слишком горько. Но тем не менее, те, что я как-то понял, вероятно, входят в несуществующий список книг под заглавием "Спасибо, я такой благодаря вам. Конечно, вы не виноваты в моих недостатках, но вы часть меня". Надеюсь, название не слишком длинное. Как и сам текст. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, время люденов ещё не пришло...