Китайский автопром – штука очень самобытная, однако автомобилей национальных брендов среди легковушек нынче уже немного. В городском потоке превалируют прекрасно всем знакомые марки: Volkswagen, Hyundai, Citroen… Однако процентов 95 этих машин сделаны непосредственно в Китае и зачастую даже не имеют аналогов за пределами Поднебесной. У одной только корпорации FAW созданы совместные предприятия по выпуску легковых автомобилей сразу с Volkswagen, Audi, Toyota, Mazda и GM! И среди этих «фирменных» машин тоже куча экзотики: то с китайским рестайлингом, то с оригинальным типом кузова, которого никогда не было у исходной модели в Европе, то с новым смешным названием модели, которое запросто введет европейцев в ступор. В общем, наблюдать за автомобилями на китайских улицах очень интересно! Впрочем, смотрите сами. Самая популярная марка легковых машин в Китае – это, по-моему, Volkswagen. «Народный автомобиль» – он народный и в Китайской народной республике!
Вот хороший пример: из шести машин, попавших в этот кадр – три «Фольксвагена» и два Audi! В центре кадра – мегапопулярная древняя Jetta, которую китайцы успели подвергнуть у себя нескольким рестайлингам. А черная машина слева от нее и серебристая справа – это Volkswagen Sagitar: под этим брендом в Китае уже много лет выпускаются «Джетты» следующих поколений. «Квадратные» Jetta чрезвычайно популярны в такси, и вот как раз пара кадров с таксишными «Джеттами», иллюстрирующая этапы их рестайлинга:
В китайской полиции тоже любят «Фольксвагены». Вот, например, Sagitar в мундире:
А вот древняя Santana 2000:
В Европе такие «Сантаны» перестали делать еще в 1988-м, а вот китайцы продолжали выпускать вплоть до конца 2012-го! А вот китайский Volkswagen Passat V6:
(К слову, «Пассаты» выпускаются в Китае и под собственным обозначением Volkswagen Magotan). Машина на заднем плане тоже прекрасно вписывается в сегодняшний обзор: это же китайский Ford Transit! Китайцы выпускали «Транзиты» образца 1986 года, поменяв им фары и решетку радиатора, с 2006 по 2013 год. Да и сейчас тоже выпускают, только уже под национальной маркой JMC. Теперь что касается марки Audi. Пара современных машин уже мелькнула на самом первом фото, а как вам вот такое?
Да это же знаменитая «сигара» Audi-100! Пламенный привет из восьмидесятых! Но на облицовке радиатора, как видно, у нее эмблема Первого автозавода (FAW), который производил эти машины до 2000-х годов под маркой Hongqi («Хунцы»). Довольно регулярно на улицах многих китайских городов мне попадались довольно странные угловатые «Ситроены»:
Их делали на СП «Donfeng-Citroen Automobile Co». В девичестве это был древний хэтчбек Citroen ZX, которому китайцы сделали рестайлинг и приделали ему сзади «хвостик», превратив в седан. Хотя и в кузове хэтчбек эта модель тоже встречается, вот как раз именно такая машина:
К слову, этот кадр тоже весьма показательный: в плотном городском потоке – ни одной легковой машины национального бренда!!! Явно видны Suzuki SX4, два «Фольксвагена», три BMW и Audi. И вот еще один кадр по «ситроеновской» тематике:
Посередине тут вариант того же самого Citroen ZX, только с последним вариантом рестайлинга, за ним – Volkswagen Jetta, а первым едет ничем не примечательный китайский грузовичок, но с практически русской маркой КАМА )) Разумеется, в Китае в полный рост выпускают и японские автомобили. Вот, например, Toyota Land Cruiser 200 местной сборки, снятая на улице в Чанчуне:
Кстати, слева в кадр попал нос от кроссовера Infiniti – тоже выпущенного на китайском заводе, разумеется. Но особой популярностью среди «Тойот» в Китае пользуются не легковые и не внедорожники, а микроавтобусы Hiace: они тут встречаются на каждом углу! Причем не только «настоящие»… Посмотрите на следующее фото:
Слева на нем – оригинальная Toyota Hiace китайской сборки. А вот справа – лицензионная копия машины предыдущего поколения, которую выпускал довольно известный в России автобусный завод Golden Dragon! Такие лицензионные «дракончики» лет пятнадцать назад у нас даже пробовали продавать, но не вполне успешно. И это далеко не единственный пример: в Китае клонированием микроавтобусов Toyota занимается добрый десяток фирм! Пролистайте следующую галерейку – в ней показано еще несколько примеров:
Еще мне однажды попался в Китае лицензионный Suzuki Alto, который выпускался на заводе Changan. Лет десять назад таких машин было еще много, а сейчас это уже экзотика:
Когда на совместном предприятии начали выпускать более новые модели Suzuki, то вариации автомобилей на старой платформе Suzuki Alto китайцы продолжили выпускать под национальным брендом. Вот, например, рестайлинговый седан Changan Lingyang:
Форма заднего дверного проема очень четко дает понять, что в основе тут всё тот же Suzuki Alto! Теперь переходим к «корейцам». Из них чаще всего в Китае встречается продукция Hyundai. Например, седаны Elantra – очень частое явление в такси:
А вот – кроссовер Santa Fe местной сборки:
Узнаете? Да это ж ровно те машины, что «впаривал» нам завод ТагАЗ! Когда-то, еще в прошлом десятилетии, я покупал настоящий корейский Hyundai Santa Fe и остался им чрезвычайно доволен. Потому спустя несколько лет снова отправился за таким же – только уже как раз «тагазовским» (корейские машины к нам уже тогда не возили). И как же жестко я разочаровался! Насколько разными по содержанию и ощущению от езды оказались эти автомобили!!! В общем, «Сделано в Корее» и «Сделано в Китае и дособрано в России» оказалось очень, очень большой разницей… Но мы отвлеклись. Что насчет «американцев»? Их тоже в Китае полно! Есть даже вот такие «артефакты»:
Это же настоящий Jeep Cherokee, который производили в Пекине два десятка лет назад! Сейчас они уже редкость на дорогах (но чуть ли не до сих пор продолжается выпуск перелицованной версии первого «Чероки» с двигателем Toyota под маркой BAW). А еще в Китае огромное количество автомобилей уже забытой в России американской марки Buick. Их здесь продают в 5-6 раз больше, чем на североамериканском континенте! Но многие из них не имеют отношения к американским «Бьюикам», а представляют собой перелицованные модели Opel, Daewoo и Chevrolet. Минивэны Buick темно-синего цвета массово используются в Пекине в качестве такси:
Слева – Buick GL8 образца 2010 года, справа – Buick GL8 образца 2005 года, он же – перелицованный Opel Sintra. Вот такая получилась экскурсия. Если вам было интересно – напишите об этом в комментариях, могу продолжить эту тему, написав об автобусах на дорогах Китая и просто о прочей всевозможной экзотической технике, что встречалась мне в разные годы в Китае.