Из воспоминаний Бердачева М.Я. на сайте "ЯПОМНЮ".
В 44-м часть полка передали в 1864-й ЗАП. Снова оказались на передовой. Участвовали в боях на тернопольском направлении. Полк был вооружен 85-мм зенитными орудиями на колесной платформе. Система наведения огня была английская и совмещала в себе баллистический прибор. Все тяга на «студебеккерах». Помощь союзников была для нас спасением.
Приходилось ли нам воевать с бандеровцами? Один эпизод запомнился. На Тернопольщине мы продолжительное время находились в обороне. Ночью зверски на наблюдательном пункте убили сержанта и рядового. Над трупами надругались, оставили на телах звезды. Недалеко от наблюдательного пункта располагалось село.
Командир полка сразу все понял, что местные хлопцы все сделали. С полка собрали взвода управления и присоединили к ним батарею. Приготовились к прочесыванию села. Командир обратился к местным выдать бандитов, попросил не доводить все до крайности. Сельчане ответили: «Нима никого!».
Командир приказал развернуть батарею, дали один залп по селу. После первый снарядов из каждого дома открыли огонь, все село было бандеровким... Все село разнесли в щепки полком, сожгли до последнего бревнышка...
После этого случая нападения бандеровцев продолжались на данном участке фронта, но нападали только на пехоту. Танкистов и артиллеристов бандеровцы не трогали... Боялись приближаться к позициям нашего полка.
Отправка из зенитчиков в пехоту было мерой наказания личного состава. Сплавить в пехоту могли за любую мелкую провинность или за триппер. В пехоте верная смерть...
Орденами награждали у нас только офицеров после крупных операций. Простым рядовым и сержантам наград не оставалось...
На войне ко всему привыкаешь. Привыкаешь терять товарищей и работать под разрывами бомб около орудия. Спокойно свою работу выполняешь, стреляешь по самолетам врага....
Только один раз на войне ощутил настоящий страх. Все происходило весной 42-го. Мы стояли на позициях в Крыму, отражали налет 27 немецких самолетов. Самолеты шли на высоте в 3000 м. Дивизион дал залп, два бомбардировщика загорелось.
Через некоторое время в небе появилась большая группа бомбардировщиков. Они шли зигзагами, выполняли противозенитный маневр, меняли постоянно направление. Комдив крикнул: «Не стрелять! Задраить!». Сразу на орудия накинули маскировочные сети и замерли.
Стало всем страшно, мы все поняли, что ищут именно нас. Немцы вели охоту на нас...Когда немецкие пилоты сомкнули строй, все бросились к орудиям и дали залп вдогонку.
Принимали участие в осаде Бреслау, потом перебросили в Штеттин. Там и закончили войну.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
НЕМЕЦКИЙ ГЕНЕРАЛ О СТАЛИНГРАДЕ